Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология и саморазвитие
«Ты хороший», «Я все знаю», «Я хрупкий». Какой из 8 подтекстов ваш? Психология общения
7 апреля 815 просмотров

Елена Исупова
Елена Исупова

Часто наши высказывания сводятся к одному посылу: какие мы хорошие, умные, невезучие или страдающие. Подтекст помогает создать определенное впечатление, показать всем, за что нас следует ценить. Но это разрушает близость. Люди видят не нас, а старательно созданный нами образ. Новинка «Как сказать» научит замечать подтексты и работать с ними.



Как сказать

«Я хороший»

Вы — герой всех своих историй, повествующих о ваших положительных чертах. Вы всем рассказываете, какой вы состоятельный и могущественный, сильный и щедрый. Подтекст «я хороший» используют те, кто хочет показать свою заботливость и чуткость. Как актеры на сцене, они создают безоговорочно прекрасный образ, далекий от истинного «Я». Жестом, воспоминанием или метким замечанием они напоминают о своих добродетелях. Типичные месседжи: я честный, успешный, трудолюбивый, могущественный, храбрый, сильный, верный, состоятельный, щедрый, способный к самопожертвованию, амбициозный, любитель приключений.

Это способ демонстрировать другим только то, что вы считаете нужным. А значит, вы никому не доверяете настолько, чтобы показать свои недостатки. У этого подтекста есть два минуса. Во-первых, он мешает сближению, поскольку подразумевает исключительно поверхностное общение. Во-вторых, людям быстро становится скучно, надоедает одна и та же маска, одни и те же темы. Некоторое время они будут вас слушать, но недолго.

«Я хороший (а ты плохой)»

В этом случае человек преподносит свои достоинства на фоне чужих недостатков. «Все глупые, некомпетентные, эгоистичные, неразумные, ленивые, трусливые, черствые, но я не такой». Этот подтекст присутствует в любой истории. Вы всегда делаете все правильно, рассуждаете разумно, искренне заботитесь о близких. Одна медсестра жаловалась: «Я всегда спешу на вызов, даже если это не мой пациент. Я не откажусь помочь другой сестре поднять тяжелого пациента. Думаете, многие мне помогают? Да никто».

У подтекста «Я хороший (а ты плохой)» есть несколько вариантов. Например, завуалированная критика, когда указывают, как старались или сколько уступали, в отличие от партнера. Еще есть игра, которую психолог Эрик Берн называл «Зал суда»: супруги доказывают, кто из них хуже. В роли судьи выступают сосед, психолог или один из детей. Берн также упоминал игру «Если бы не ты», в которой супруги обвиняют друг друга в том, что ведут унылую, безрадостную жизнь.

Подтекст поднимает самооценку, но это дорого обходится. Родственники и друзья чувствуют себя обиженными и прибегают к ответным нападкам.

«Ты хороший (а я плохой)»

Простейший вариант этого подтекста — лесть. Более сложные варианты включают поклонение более умным, красивым или сильным, сопровождающееся самоуничижением: «У тебя так хорошо получается, а я безрукий», «Восхищаюсь твоей смелостью, я бы не решился», «Никогда не разбирался в бизнесе. Смотрю на тебя и думаю, какой ты умный». Иногда так говорят, желая получить похвалу или одолжение, добиться каких-то отношений. Иногда это способ предотвратить гнев или раздражение в свой адрес — в самом деле, разве можно сердиться на того, кто уже зол на себя? Также этот подтекст используется, чтобы увильнуть от неприятных просьб и ожиданий — какой спрос с неразумного?

«Я беспомощный, я страдаю»

Это подтекст жертвы. Истории повествуют о неудачах, несправедливости, насилии, безвыходности, невозможности что-то изменить, отсутствии надежды на спасение. Человек подразумевает: «Не проси меня что-то сделать с этой болью, от меня ничего не зависит».

Берн описал несколько игр, основанных на этом подтексте. В «Ну разве не ужасно» играют любители жаловаться на супругов, а несправедливые ситуации, в которые они попадают, не имеют выхода. «Почему ты не… Да, но» — игра для двоих беспомощных: один вносит предложения, а второй их отвергает, одно за другим. Он доказывает, что ничто не поможет, он ничего не в силах изменить.

Классическая игра на подтексте «я беспомощный, я страдаю» — «Почему такое случается именно со мной?». Один мужчина жаловался, что стоило ему подлечить язву желудка, как он попал в пробку, забыв дома лекарства: «Вот так всегда. Только станет получше, как сразу что-то случается, и все заново. То перцу в салат насыплют, то на работе проблемы. Всю жизнь такое». Подтекст «я беспомощный, я страдаю» часто используют, чтобы избежать новых пугающих ситуаций или отложить важное решение. «Я некрасивый», «я болею», «я переживаю» — и вроде не до перемен.

В прошедшем времени подтекст встречается в период ухаживаний: ужасные истории о бывших рассказываются снова и снова. И новые отношения возводятся на фундаменте из старых проблем.

«Я не виноват»

К этому подтексту обращаются, когда что-то идет не так. Некоторые умудряются найти тысячу оправданий своим поступкам. Они подолгу рассуждают, кто виноват, чтобы показать, что они тут ни при чем. Это распространенная ситуация в неудачных браках, где каждый ищет доказательства вины другого. «Она ничего для меня не делает», «Он вечно на работе», «Дети отнимают все время», «Если бы только мы не переехали на Лонг-Айленд», «Все изменилось, когда она ушла с работы».

Одна из игр на основе этого подтекста — «Смотри, что из-за тебя получилось». Человек просит совета, следует ему, после чего обвиняет советчика в том, что ничего не вышло. Это как страховка, только психологическая, по которой можно никогда ни за что не отвечать.

«Я хрупкий»

Основной посыл этого подтекста: «Не обижайте меня». Чтобы его донести, человек рассказывает истории о предательстве и мучениях в прошлом. Он демонстрирует, что нуждается в защите, что не способен принять всю правду. Он тихо говорит, и его уязвимость по-своему обаятельна: «Как дела в школе? Ах, ты же знаешь, как я расстраиваюсь, когда ты играешь один, без друзей», «Мне важно все, что с тобой происходит, дорогуша. Зачем ты мне такие ужасы рассказываешь?», «Пожалуйста, не плачь, у меня опять голова разболится», «Родители всегда ссорились из-за денег, давай мы не будем так делать».

«Я крутой»

Вы локтями пробиваете себе дорогу, в прямом и переносном смысле. В первый год в институте вы посещаете все факультативные лекции и в придачу работаете на полную ставку. Вы — суперженщина: работая по 40 часов в неделю, вы успеваете заниматься детьми, печь хлеб, готовить и убираться, а еще посвящать время общественной деятельности. Или вы — трудоголик, пашете на высокооплачиваемой, но стрессовой работе по 12 часов в день, а в выходные находите силы на домашний ремонт.

Этот подтекст чаще всего включает прямое перечисление всех дел. Вы зачитываете свое расписание и поражаете слушателей новостями о том, где вы побывали, что произошло у вас на работе и куда вам надо срочно бежать, как только разговор закончится. Вы показываете, что сильнее и можете работать прилежнее, быстрее и дольше других. Взамен вы получаете восхищение и заверения в вашей непогрешимости. От вас не будут ждать многого, потому что вы очень заняты. Вы все контролируете, за все отвечаете, а главное — вас не в чем упрекнуть. С таким подтекстом вы живете на износ.

В некоторых случаях подтекст «Я крутой» используют склонные к насилию, желающие создать неуязвимый образ люди. Они транслируют посыл «Не нападай, а то порву».

Для кого-то это идеал. Но единственная цель этого подтекста — защитить шаткую самооценку и не дать себя в обиду. Люди, использующие этот подтекст, крайне уязвимы. За высокими стенами прячется личность, не уверенная в собственной ценности.

«Я все знаю»

Цель коммуникации не в том, чтобы просветить или развлечь слушателей, а в демонстрации своих познаний. Подтекст может принимать форму морализаторства или нравоучений. Вы — вечный лектор, вам комфортно только на воображаемой трибуне. Люди не должны слишком приближаться к вам. Сильнее всего подтекст воздействует на молодые неокрепшие умы, а ровесники быстро смекают, что интересуют вас только в качестве преданных слушателей. Реальная цель в том, чтобы не повторить ситуацию из прошлого, когда вы испытали стыд за незнание чего-то.

По материалам книги «Как сказать»

Купить: МИФ / Ozon / Лабиринт / Читай-город

Обложка поста — freepik.com

Похожие статьи