Каждый может попасть в ловушку токсичных мыслей. Это негативные установки, неприятные воспоминания и навязчивые идеи, на которых мы зацикливаемся и которые все время прокручиваем в голове. Они отнимают силы и ресурсы, лишают энергии и радости жизни. Книга психолога и коуча Эми Джонсон расскажет, что с этим делать.
Знакомьтесь, ваш ум
Есть научные данные о том, что человеческий мозг обрабатывает 11 миллионов бит информации в секунду, при этом мы осознаем только около 50 бит в секунду. Подавляющее количество поступающей информации отфильтровывается. Как думаете, по каким критериям мозг решает, что ввести в сознание, а что отфильтровать и проигнорировать? Так как мозг прежде всего заинтересован в определенности и экономичности, он оставляет только знакомое и известное. И предпочитает информацию, которая поддерживает его теории.
Сюрпризы — это большой риск, а противоречия требуют слишком больших энергетических затрат. Ради определенности и стабильности ум делает предположения и формирует ожидания. Он рассказывает, как все складывается у людей, похожих на нас. А мы живем в узком диапазоне этих выдумок, даже не осознавая их.
Именно в таком ключе в вашей голове и звучит голос, который никогда не замолкает. Уверены, вы его замечали.
- У него есть мнение на любой счет. Голос говорит, что ему нравится и не нравится, что хорошо, а что плохо, насколько вы лучше или хуже других. Это он считает, что вы слишком старый, слишком молодой, слишком тихий, слишком громкий, слишком, слишком, слишком…
- Он любит категории, описания, определения. Он как принтер для этикеток — создает и наклеивает ярлыки на всё, что воспринимает.
- Он одержим временем. Любит говорить о прошлом и будущем. Вчера, сегодня, завтра. До этого, позже, когда-нибудь.
- Он сопровождает практически синхронными комментариями все, что случается внутри вас и во внешней обстановке. Он смотрит на ваше отражение в зеркале и говорит, что волосы редеют, морщины углубляются, а брови пора бы выщипать.
- Он обожает драматизировать и сочинять истории. Он слишком откровенно преувеличивает и затем уверяет, что не преувеличивает вовсе.
Этот голос — и есть ваш ум. Прямым и косвенным образом он соотносит все происходящее с вами. Ведь его основная задача — обеспечить ваше выживание. Таким его сделала эволюция: чтобы остаться в живых, нашим предкам приходилось постоянно предугадывать потенциальные угрозы. В результате — и тогда, и сейчас — страдала точность. Впрочем, мозг это не беспокоит: ложные убеждения для него безопаснее неизвестности.
Интересно и то, что ваши мысли всегда кажутся вам правдивыми. Вы думаете: «Он злится на меня», и минуту спустя он говорит, что действительно зол. Вы думаете: «Это клен», и с вами согласны две книги, шестеро друзей и интернет.
Вот пример. В одном эксперименте участниц просили из нескольких пар колготок выбрать лучшие. Девушки действовали уверенно, их аргументы были логичными и разумными. Подвох заключался в том, что изначально все пары колготок были абсолютно одинаковыми. Это демонстрирует любовь ума к определенности: он готов сочинять разумные доводы, лишь бы ее создать.
1. Найдите точку равновесия
Представьте, что вы на занятии по йоге и удерживаете позу дерева. Вы стоите на левой ноге, а правой стопой упираетесь во внутреннюю поверхность левого бедра. Руки вытянуты вверх, как ветви дерева. Но вот вы начинаете смотреть по сторонам и тут же понимаете, что зря. Как только ваши глаза приходят в движение, тело вслед за ними тоже начинает шевелиться. Нога и корпус заваливаются то вперед, то назад, вам приходится напрягать мышцы, чтобы снова найти равновесие. «Выполните дришти — направьте невидящий взгляд на какой-нибудь неподвижный объект», — говорит инструктор.
Йоги часто обращаются к дришти — выбирают статичный предмет и концентрируются на одной точке. Когда у нас есть возможность смотреть на что-то неподвижное, мы становимся стабильнее. Мы ощущаем равновесие и безопасность.
Наши мысли, чувства и поступки невозможно поймать и пригвоздить к месту. Точно так же мы не можем ухватиться за плывущие по небу облака. Когда вы удерживаете взгляд на движущемся объекте, у вас начинает кружиться голова. Вы теряете баланс, стабильность, уверенность, и вам становится страшно. Но в жизни мы постоянно удерживаем взгляд на движущихся впечатлениях. Сосредоточиваемся на проблемах, недостатках, и от этого теряемся, испытываем стресс и головокружение.
Вместо того чтобы пытаться фокусировать взгляд на постоянно меняющихся переживаниях, выберите своей дришти надежную, стабильную основу вашего существа. Направьте туда расфокусированный взгляд, и он поможет не потерять равновесие, пока через вас будут прокатываться волны мыслей и впечатлений.
2. Помните, что вы — процесс
А вот еще один любопытный вопрос. Вы объект? Или процесс? А что скажете о психоэмоциональных переживаниях, которые проходят сквозь вас? Они объекты или процессы? Мысль, в которой звучала благодарность или критика, когда вы посмотрелись утром в зеркало, больше была похожа на объект или на процесс? Радостное возбуждение, приступ стыда, яркое воспоминание, вкус утреннего кофе, звук любимой песни. Ваша личность, самоидентификация, физическое тело, жизнь. Объекты или процессы?
В документальном фильме «Тайная жизнь волн» показано различие между объектами и процессами. Волны — это временное состояние океана. Они могут быть маленькими или большими, спокойными или бурными, но их форма всегда непостоянна. Они непременно разбиваются о берег, возвращаются к тому, что мы воспринимаем как океан, и затем все повторяется. От океана к волне, от волны к океану.
Когда наш ум называет нечто волной, он воспринимает ее как объект. Не потому, что волна им является, а потому, что уму нужно овеществить происходящее, чтобы добиться уверенности и предсказуемости. Для классифицирующего, конкретизирующего ума волна — это объект, отличный от океана и других объектов. Но та вещь, которую мы называем волной, вовсе и не вещь. Это перенос энергии. Это процесс.
Ум хочет опредметить все, особенно вас. Особенно вашу самоидентификацию, личность, слабости и в меньшей степени сильные стороны. Но если приглядеться, то мы увидим, что мы, как и волны, существуем в форме процесса. Мы — это энергия.
Но если человек — это постоянно обновляющийся процесс, который не может застопориться, почему иногда мы чувствуем, что застряли на одном месте? Ощущение тупика наступает в отношениях, карьере, прогрессе, какой бы смысл ум ни вкладывал в это понятие. Мы эмоционально замираем, как будто хотим плакать, но не можем, хотим кричать, но нельзя. Кажется, мы что-то упускаем, будто жизнь проходит мимо, изо дня в день повторяется один и тот же сюжет, и мы застряли в своих условностях. Но на самом деле мы не можем застрять на одном месте. Пусть ум, как заезженная пластинка, гоняет по кругу одни и те же истории, жизнь постоянно движется — вне зависимости от них.
Жизнь идет дальше, пока ум постоянно повторяет, что мы стоим на месте. Этот цикличный рассказ притягивает внимание, и мы верим, что действительно застопорились.
Когда такое чувство возникает, вы просто слишком сильно концентрируетесь на повторяющейся, навязчивой, порожденной умом истории. Ощущение тупика напоминает о необходимости отступить, ослабить концентрацию и впустить в жизнь новые впечатления.
3. Воспринимайте сюжеты разума как фоновый шум
Иногда мы так увлечены фильмом, что смотрагичестрим его, прильнув к экрану. И чем ближе мы сидим, тем реже замечаем происходящее вокруг. Фильм завладевает всем нашим эмоциональным опытом и ведет за собой. Когда идет трагическая сцена, нас переполняет печаль, за ней следует напряженная, страшная или спокойная сцена — и мы испытываем соответствующие чувства. Ум следует за сюжетом, а тем временем физическое тело и эмоции добавляют происходящему свои спецэффекты, чтобы каждая сцена проживалась внутри нас. Интрига на экране — наша реальность. Всё остальное рядом с ней меркнет.
Теперь представьте, что по телевизору идет тот же самый фильм, но вы не сидите перед экраном, а делаете уборку. Складываете чистое белье, подметаете полы, взбиваете подушки. Вы слышите фильм, успеваете увидеть большую его часть, но не отдаете ему все внимание. Телевизор скорее создает фон. Насколько сильно вы эмоционально погружаетесь в сцены на экране, когда это всего лишь фоновый шум? Не слишком, правда?
То же самое происходит, когда вы получаете больше свободы ума. Ваш ум «включен», голос комментирует, волны энергии в форме чувств прокатываются сквозь вас, но вы не прижимаетесь к ним лицом, как к экрану. Когда вы не сидите вблизи, сюжеты разума вас не захватывают. Все, что вам нужно, — находиться здесь и сейчас, за пределами сюжетной линии, персонажей и реквизита.
По материалам книги «Токсичные мысли»
Купить: МИФ / Ozon / WB / Читай-город
Обложка поста — freepik.com