Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология и саморазвитие
Как ящерица мешает вам худеть и копить
11 августа 2017 7 751 просмотр

Наталия Широкова
Наталия Широкова

Мозг человека в ходе эволюции проделал длинный путь. От многих этапов этого пути нам досталось наследство. В частности, древнейшие отделы мозга у нас такие же, как у рептилий.

Наш «мозг ящерицы» отвечает за действия, совершаемые автоматически. Ему не нужны размышления, поэтому он срабатывает быстро. Иногда это нам на руку, а иногда — во вред. Книга Nudge знакомит нас с внутренней ящерицей и показывает, в каких ситуациях не стоит ей доверять.

Тест на ящерицу

Чтобы понять, как работает автоматическая система, пройдите небольшой тест. На каждый из трех вопросов сначала дайте ответ, который первым придет в голову. Затем сделайте паузу, чтобы обдумать его.

  1. Бейсбольная бита и мяч вместе стоят 1,1 доллара. Бита стоит на 1 доллар больше, чем мяч. Сколько стоит мяч? ___ центов.
  2. 5 станков делают 5 вещей за 5 минут. Сколько времени нужно 100 станкам, чтобы сделать 100 вещей? ___ минут.
  3. В озере растут кувшинки. Каждый день их становится больше в два раза. Если за 48 дней цветы покроют все озеро, то за сколько они распространятся на половину? За ___ дней.

Как ящерица мешает вам худеть и копить
Ответ, который первым приходит в голову, не всегда верен. — Источник

Как вы ответили изначально? Большинство — 10 центов, 100 минут и 24 дня. Но это неверные ответы. Если мяч стоит 10 центов, а бита на доллар дороже, то есть 1,1 доллара, то вместе они стоят 1,2 доллара, а не 1,1 доллара. Любой, кто решит проверить верность первоначального варианта, заметит ошибку.

Правильно: 5 центов, 5 минут и 47 дней. И вы знали об этом. Во всяком случае, аналитическая система была в курсе, ожидая, пока к ней соизволят обратиться.

А первые ответы подсказала внутренняя ящерица. Теперь вы знакомы.

Ящерицу легко накормить

Несколько лет назад в чикагском кинотеатре провели эксперимент. Посетителям бесплатно подсунули порцию лежалого попкорна — он был приготовлен пять дней назад, засох и скрипел во рту. Людей не предупреждали, что угощение несвежее, но оно все равно им не понравилось. Кто-то заметил, будто «пенопласт жевал».

В ходе эксперимента половина посетителей кинотеатра получила большую порцию, а остальные — среднюю. В целом первые съели примерно на 53% больше, несмотря на то, что попкорн им не понравился.

Ученые спросили зрителей, не могли ли они съесть больше из-за размера порции. Почти все отрицали такую возможность со словами: «Меня этим не проведешь». И ошибались.

Мы едим, пока перед нами есть еда
Мы едим, пока перед нами есть еда. — Источник

Суп тоже не исключение. В другом эксперименте перед людьми ставили большие тарелки томатного супа «Кэмпбелл». Им предложили есть, сколько захочется. При этом без ведома участников эксперимента тарелки пополнялись автоматически с помощью техники, спрятанной под столом. Поэтому, сколько они ни поглощали супа, дно не показывалось. Люди продолжали есть, несмотря на полный желудок, пока, сжалившись над ними, эксперимент не прекратили.

Прием пищи — одно из самых бездумных действий. Мы просто едим то, что видим перед собой.

Ящерицу легко запутать

Представьте: вы страдаете серьезным сердечным заболеванием, и врач рекомендует сложную операцию. Естественно, вас интересуют шансы на благополучный исход. Доктор говорит: «Из 100 пациентов, перенесших аналогичную операцию, 90 живы спустя пять лет». Звучит обнадеживающе. Скорее всего, вы решитесь на операцию.

Формулировка задает рамку для нашего восприятия
Формулировка задает рамку для нашего восприятия. — Источник

А теперь предположим, что врач сформулировал ответ иначе: «Из 100 пациентов, перенесших аналогичную операцию, 10 умерло в течение пяти лет». Это звучит тревожно. Наверное, вы откажетесь. Автоматическая система рассуждает: «Немало людей мертвы, и со мной это тоже может случиться!».

Мы по-разному реагируем на утверждения «90 из 100 живы» и «10 из 100 умерли», хотя их смысл идентичен.

Так действует фрейминг (от англ. «установление рамок») — влияние формулировки на восприятие ситуации. Даже эксперты ему подвержены. Если врача проинформировать: «90 из 100 выжили», то он порекомендует операцию с большей вероятностью, чем после сообщения, что «10 из 100 скончались».

Простая смена формулировки может кардинально повлиять на наш выбор. Ящерица не любит размышлять и падка на всё, что доставляет удовольствие. Многим из нас это мешает похудеть, бросить курить, копить деньги, заниматься зарядкой по утрам. Но теперь вы знаете, как работает ваша ящерица, и можете ее контролировать.

По материалам книги Nudge

Обложка поста — pixabay.com

Похожие статьи