Человек — существо социальное, поэтому отношения и связи с другими людьми для нас жизненно важны. Они формируют нашу нервную систему, определяют реакции на стресс, организуют повседневную эмоциональную жизнь и ситуации межличностного взаимодействия.
Необходимость удовлетворять потребность в общении подчеркивает теория привязанности. Изначально она рассматривала развитие детей в первые годы жизни, но потом (особенно в последние несколько лет) ее начали применять также ко взрослым людям и отношениям между ними.
Сью Джонсон в своей новой книге «Сила привязанности» подробно рассматривает теорию привязанности и ее практическое применение в психотерапии, а также объясняет, почему она может применяться не только в контексте детско-родительских отношений.
Общие аспекты теории привязанности
Автором теории привязанности стал английский психиатр и психоаналитик Джон Боулби. Раньше считалось, что взрослый нужен ребенку для удовлетворения физических потребностей. Джон Боулби добавил к этому социальную составляющую: привязанность ребенка к матери помогает адаптироваться к окружающему миру.
Рассмотрим три общих аспекта этой теории.
1. Теория привязанности помещает индивида в контекст отношений с близкими людьми и рассматривает человека не только как социальное существо, но и как Homo vinculum — «человека привязывающегося».
Установление связей с другими людьми — наиболее важная стратегия выживания. — Источник.
2. Эта теория в основном занимается эмоциями и управлением ими, уделяя особое внимание страху. Страх рассматривается не только на уровне повседневных тревог, но и как отражение чувства беспомощности и уязвимости, то есть как отражение угрозы для выживания, связанной со смертью, изоляцией, одиночеством и утратой. Ключевым фактором ментального здоровья и благополучия считается возможность справиться со страхами и повысить стабильность и жизнестойкость.
3. Теория привязанности изучает нашу способность к адаптации, а также рассматривает факторы, блокирующие или подпитывающие эту способность.
Теория привязанности предполагает, что тесная связь с людьми, заслуживающими доверия, — это экологическая ниша, в которой развиваются мозг, нервная система и основные поведенческие паттерны человека.
Принципы теории привязанности
1. От рождения и до самой смерти люди запрограммированы на поиск не только социальных контактов, но и физической и эмоциональной близости с отдельными людьми. Желание такой связи занимает первое место в иерархии целей и потребностей человека. Наиболее остро человек осознает ее в ситуациях угрозы, риска, боли или неопределенности. В отношениях мы показываем свою уязвимость друг другу. Благодаря этому образуется связь, потому что потребность в привязанности, необходимая для ощущения комфорта, выдвигается на первый план и побуждает вступать в контакт с другими людьми.
2. Прогнозируемая физическая и (или) эмоциональная связь с объектом привязанности (зачастую в его качестве выступает один из родителей, брат или сестра, старый друг, супруг или духовная фигура) успокаивает нервную систему и формирует физическое и ментальное ощущение тихой гавани, где человек точно почувствует себя в комфорте и безопасности и сможет восстановить эмоциональный баланс.
Благодаря эмоциональному отклику со стороны других людей, особенно в подростковом возрасте, нервная система менее чувствительна к угрозам и воспринимает мир как относительно безопасное и поддающееся контролю место.
3. Эмоциональный баланс способствует развитию целостного, положительного и уверенного самоощущения и способности преобразовывать внутренний опыт в единое целое. Уверенность также помогает сообщать объектам привязанности о своих потребностях. Так создается более прочная связь, на основе которой формируются положительные модели близких людей как доступных источников поддержки.
4. Ощущение того, что человек может положиться на партнера, создает безопасный фундамент, позволяющий безбоязненно выходить во внешний мир, рисковать, получать новый опыт и развивать чувство уверенности и самостоятельности.
Такая эффективная зависимость — источник силы и спокойствия. В то же время отрицание потребности в привязанности и псевдосамодостаточность ослабляют человека. Способность взаимодействовать с другими, полагаться на них и ощущать безопасную связь с другими людьми — единственный ресурс, позволяющий нашему виду выживать и процветать в этом неустойчивом мире.
5. Восприятие объектов привязанности как отзывчивых, неравнодушных и взаимно искренних определяет качество и безопасность привязанности.
6. Если что-то угрожает привязанности, или безопасная связь нарушается, возникает стресс разлучения. Такой стресс может развиваться при нарушении и других видов эмоциональных связей, основанных на совместной деятельности или уважении. Но он не идет ни в какое сравнение с той «ломкой», которую вызывает угроза потери связи с объектом привязанности. Эмоциональная и физическая разлука с ним травмирует человека, развивает обостренное чувство не только уязвимости и ощущения опасности, но и беспомощности.
7. Безопасная связь определяет ключевые взаимодействия в близких отношениях. Ощущение общей надежности связи меняется при появлении новых переживаний. Ожидания провоцируют автоматические предубеждения и установки, а также представления о том, как вести себя в близких отношениях. Становясь автоматическими, такие модели поведения могут искажать восприятие и заставлять реагировать предвзято.
8. Безопасная привязанность позволяет комфортно воспринимать близость и свою потребность в другом человеке. В этом случае стоит признать потребность и действовать соответствующе. Реакция объекта привязанности воспринимается как искренняя и успокаивает нервную систему.
9. Если в ситуациях, когда человеку необходима поддержка, близкие люди воспринимаются как далекие, равнодушные или даже угрожающие, активизируются вторичные модели и стратегии.
Эти модели связаны с утратой чувства безопасности и могут принимать форму чрезмерной бдительности, гиперактивности или тревоги во взаимодействии с другими людьми, форму сдерживания эмоций привязанности или избегания, отвержения и отказа действовать.
10. В отличие от отношений между детьми и родителями отношения между взрослыми равноправны и не так сильно зависят от физической близости. Помимо привязанности, Боулби выделяет еще две поведенческие системы в близких отношениях (особенно между взрослыми): заботу и сексуальную жизнь. Эти системы не связаны друг с другом, но они действуют вместе с привязанностью. Именно привязанность является основой и определяет главные характеристики этих систем. Безопасная привязанность и эмоциональный баланс, возникающий на ее основе, способствуют более тонкой настройке на другого человека и более отзывчивой заботе. Но чувство безопасности, возникающее при надежной привязанности, должно постоянно поддерживаться. Этого состояния нельзя достичь раз и навсегда, оно может меняться в зависимости от ситуации.
Теория привязанности — обоснованная теория развития личности, в которой приоритет отдается роли управления эмоциями и связи с людьми, которым человек доверяет. Эти показатели считаются основными признаками, определяющими психологическое здоровье и благополучие.
Чтобы изменить тип привязанности, нам необходимо познать себя. Мы социальные существа, поэтому установление связей с окружающими и эмоциональная сонастройка — это лучший ориентир на пути к безопасности, здоровью и благополучию.
По материалам книги «Сила привязанности».
Обложка: unsplash.com