Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология и саморазвитие
Фатализм, самоотречение, безразличие к чужому мнению. 7 идей философии стоицизма
8 апреля 2022 12 124 просмотра

Елена Исупова
Елена Исупова

Понять, для чего жить, видеть радость в каждом дне и по возможности избегать страданий. Стоики задумались об этом гораздо раньше нас. И преуспели. Современный философ Уильям Ирвин предлагает позаимствовать у античных мудрецов принципы, актуальные для XXI века. Делимся некоторыми из них.

Дихотомия контроля. Как стать неуязвимым?

Мы пытаемся контролировать все на свете. А когда не получается, нас накрывает разочарование. Поэтому стоики советуют разносить элементы жизни по трем категориям: полностью подвластные, подвластные отчасти и находящиеся вне нашей власти.

Неподвластное смело откладывайте в сторону — это источник терзаний. Заботьтесь о том, над чем имеете полную или хотя бы частичную власть.


Иллюстрация из книги

Над чем же у нас есть полная власть? Прежде всего над целями, которые мы ставим перед собой. От нас зависит, захотим мы стать Папой Римским, миллионером или монахом. Важно отметить: под нашим контролем находятся только наши цели, но не вероятность их достижения. Невозможно контролировать победу в матче, а вот отличную подготовку к нему и игру с полной отдачей — вполне.

От нас целиком зависят наши ценности. Мы выбираем, чему отдать предпочтение — славе, богатству, удовольствию или спокойствию. Кроме того, мы контролируем свой характер. В наших силах не ныть и не ворчать, проявлять уважение к другим людям, сдерживать гнев, не читать нотации и держать себя с достоинством.

Интернализация целей

Важно целиться не во что-то внешнее, над чем у нас мало контроля, — стоит обратиться внутрь себя. Это позволит снизить психологические издержки негативного сценария и тем самым повысить шансы на успех в следующей попытке.

Например, молодая писательница получает отказ от издателя. Разумеется, она уязвлена. Как интернализация цели поможет ей снизить накал обиды? Если поставить целью не публикацию книги в конкретном издательстве, а создание такого текста, которым она будет гордиться и благодаря которому будет общаться с другими людьми, то отказ ее не выбьет из колеи: она будет рассылать рукопись дальше, а также начнет изучать self-pub платформы, что существенно увеличит ее шансы быть изданной.

Отпустить прошлое… и настоящее

Один из способов сохранить безмятежность — занять фаталистическую позицию по отношению к происходящему. Согласно Сенеке, нужно отдаться судьбе, поскольку «большое утешение — знать, что тебя тащит вместе со всей Вселенной».

Казалось бы, такой подход должен был сделать из древних римлян апатичных аскетов: зачем беспокоиться, раз будущее уже определено. Однако, несмотря на их детерминизм, они не были фаталистами в отношении будущего. Напротив, проводили свои дни в постоянных попытках повлиять на исход грядущих событий.

Это противоречие только кажущееся, ведь фатализм фатализму рознь. Стоики были фаталистами в отношении прошлого: его не изменить (но извлечь из него уроки можно). А еще они советовали фаталистически принимать настоящее, ведь мы не можем повлиять на этот самый момент: едва мы захотим сделать это, как он ускользнет в прошлое. Нужно просто принять его.

Став фаталистами в отношении настоящего и прошлого, мы отказываемся сравнивать свое положение с другими вариантами. И не терзаемся вопросами: «Что было бы, поступи я иначе?»


Источник

Темная сторона удовольствий

Негативная визуализация — одна из самых известных стоических техник (прочитать о ней можно здесь). Сенека рекомендует модернизировать ее: не просто представлять неприятности, но порой жить так, как если бы они уже произошли. «Практикуйте бедность»: довольствуйтесь скудной и дешевой пищей, грубым и суровым платьем.

Добровольный дискомфорт закалит вас против будущих бедствий и научит дорожить тем, что у вас есть.

А еще иногда стоит воздерживаться от удовольствий. Ведь у них есть темная сторона. Погоня за удовольствием, предупреждает Сенека, подобна охоте на дикого зверя: загнанное, оно может наброситься на человека и разорвать на куски. Если мы не сможем сопротивляться ему, говорит Марк Аврелий, то уподобимся рабу, которым «помыкают противоборствующие стремления», проведя всю жизнь в жалобах «на свой настоящий удел и приходя в ужас пред будущим». Чтобы избежать этой участи, необходимо позаботиться о том, чтобы страдания и удовольствия не подавляли наше разумное начало.

Кажется, будто стоицизм против удовольствий, но это не так. Стоики не видят ничего плохого в том, чтобы получать удовольствие от дружбы, семейной жизни, еды или даже богатства, но советуют быть бдительными. В конце концов, между наслаждением едой и обжорством тонкая грань. И потому полезно практиковать техники самоотречения — это позволит вам стать человеком выдающегося мужества и самоконтроля, ведь чем больше тренируешь силу воли, тем она сильнее.


Скачайте чек-лист для релакса→

Активная медитация

Чтобы помочь нашему продвижению в стоицизме, Сенека рекомендует иногда медитировать о повседневных происшествиях, нашей реакции на них и том, как мы должны были бы отреагировать в соответствии со стоическими принципами. Стоическая медитация перед сном, конечно, совсем не похожа на ту, которую практикует дзен-буддист. Во время своих медитаций дзен-буддист может часами сидеть с максимально пустым сознанием. Сознание стоика, напротив, будет весьма активным во время медитации. Он будет возвращаться мыслями к событиям дня.

Превращаясь из участника в наблюдателя, задавайте себе вопросы: чем был продиктован этот мой поступок, что я достиг таким образом, чем рисковал, что мною двигало (разум или эмоции)?

Помимо событий дня часть медитации можно посвятить прохождению своего рода мысленного чек-листа. Практикую ли я психологические техники, рекомендованные стоиками? Занимаюсь ли периодически негативной визуализацией? Провожу ли различие между подконтрольными мне вещами, неподконтрольными и находящимися под частичным контролем? Не забываю ли интернализировать свои цели? Не зацикливаюсь ли на прошлом и сосредоточен ли вместо этого на будущем? Ограничиваю ли себя сознательно в чем-либо? Такая медитация позволит вам понять, насколько вы прокачались как стоик.

Как относиться к другим людям?

Стоики стоят перед дилеммой. Общаясь с людьми, они рискуют потерять спокойствие, которым дорожат; избегая их — не могут выполнить свой долг. Как оставаться спокойным, продолжая вести социальную жизнь? Вот несколько советов.

  • Прежде чем начинать коммуникацию, подготовьтесь к ней. Эпиктет говорит: пока вы наедине с собой, определитесь со своим «характером и типом» поведения.
  • Стоит быть избирательным в отношении того, с кем дружить. Стоики призывают избегать дружбы с теми, чьи ценности порочны.
  • Сенека советует избегать не только порочных людей, но также угрюмых и во всем отчаивающихся, у которых все является поводом для жалоб. «Неспокойный и на всё сетующий попутчик враждебен безмятежности».
  • Негативное влияние людей можно уменьшить, контролируя мысли о них. Марк Аврелий советует не занимать себя мыслями о том, что делают, говорят, думают или замышляют окружающие.
  • Когда люди ведут себя бесчеловечно, нельзя отвечать им тем же. Если ощутили гнев, ненависть и желание отомстить, лучшая форма мести злопыхателю — не быть похожим на него.


Источник

Тщеславие

Одна из ошибочных целей — слава. Люди стремятся к ней в разной степени: некоторые хотят быть всемирно известными, другие ищут признания в профессии и почти все ждут восхищения друзей и соседей. Они не осознают, что слава, будь то всемирная или межсоседская, имеет свою цену. Добиваясь всеобщего одобрения, вы вынуждены будете делать что-то, чтобы вызвать восхищение других, и не делать того, что вызовет их неодобрение. Тем самым вы начнете угождать другим и поработите себя.

Безразличие к мнению окружающих — единственный способ сохранить себя.

Марк Аврелий говорил: глупо переживать из-за того, что думают о нас окружающие, и еще глупее искать одобрения тех, чьи ценности нам чужды. Нашей целью должно быть безразличие к чужому мнению. Достигнув его, мы заметно повысим качество своей жизни. С какой стороны ни посмотри: если вы достигнете успеха, люди будут вам завидовать и обесценивать ваши достижения; а если потерпите фиаско, будут испытывать злорадство. Так что не ищите чужого одобрения, оставайтесь невозмутимыми.

По материалам книги «Радость жизни»

Обложка поста — unsplash.com

Похожие статьи