Два года назад, осенью 2023-го, в МИФе стартовал курс «Текст как инструмент». Вместе с другими копирайтерами и редакторами я была там наставником: читала скетчи, написанные учениками, и давала на них обратную связь. За 3 месяца через мои руки (и сердце) прошли 1000+ текстов. Это был непростой, но вдохновляющий и ценный опыт. Расскажу о нем подробнее и поделюсь своими открытиями-наблюдениями.
Как все началось?
Когда мне предложили быть наставником, я сразу согласилась. Почему? Стало интересно, какие будут задания, какие придут люди, что они напишут. Еще мне было чем делиться: к тому моменту накопился 15-летний опыт работы с текстами — в СМИ, вузе, корпорации, издательстве. Ну и в детстве я хотела стать учителем (ха-ха).
С первого же дня учебы участники проходили челлендж: «50 дней — 50 текстов». Каждый день получали задание, писали скетч на определенную тему и отправляли его на проверку. Можно было выбрать один из трех уровней сложности. Писать от руки, в гугл-доке или в специальной форме на платформе Геткурс. Главное условие — отправить работу до полуночи. Тот, кто прислал все 7 текстов вовремя, получал подробный фидбек. Те, кто в дедлайн не уложились, обратную связь не получали, но могли начать заново на следующей неделе.

Всего у меня было 28 учеников с двух тарифов — AB и ABC. Вот фрагмент одного из первых разборов
Наше совместное путешествие началось в сентябре. А в ноябре-декабре я отправила ребятам последние письма. Вот что я заметила за это время.
1. Людям нравится писать
В первых скетчах многие ученики говорили о том, что волнуются, сомневаются в себе, чувствуют блок, не знают, получится ли у них. Но задания, которые составила автор курса, содиректор МИФа Юлия Баяндина, будили азарт: в один день нужно было описать швабру (шучу, что угодно) как предмет искусства, в другой — замечать контрасты, в третий — написать себе письмо. Вроде бы простые упражнения, но участники включались в игру с удовольствием.
Каждый новый текст становился открытием для самого автора, маленьким шагом вперед, подтверждением, что писать — это радость. А я уже после первой недели запомнила многих по стилю, чувству юмора, каким-то уникальным словечкам и оборотам, настроению. И стала ждать новых текстов.
2. Регулярность важнее вдохновения
Авторы книг по саморазвитию говорят: мотивация — это не искра, которую нужно ждать, а результат действия. Она не пассивна, а активна. Поэтому лучший способ ощутить ее — попотеть, в буквальном или переносном смысле. Сделать первый шаг, а затем еще один, и еще, и еще. Чтобы гордость тем, что уже сделано, рождала желание сделать еще больше.
Я увидела это на практике.
Да, кто-то сошел с дистанции. Но ребята, которые не ждали особого настроения, начинали писать легче и увереннее. Регулярность делала то, что вдохновению не под силу — она превращала процесс в привычку и давала уверенность, что слова придут, если просто начать.
3. Обратная связь придает сил и уверенности
Моей задачей как наставника было прочесть тексты и написать общий фидбек на все работы недели (на третьем потоке условия другие, но обратной связи тоже будет много). Показать, что удалось особенно хорошо, а над чем стоит поработать. Для этого я делилась своим опытом, приводила примеры и советы из книг по писательству, отвечала на вопросы учеников. Старалась дать чуть больше — писала пару слов про каждый скетч, а еще ориентировалась на человека: кому-то нужна была мягкая поддержка, а кто-то просил быть построже.
Это желание — быть прочитанным — очень простое и очень человеческое: «мои мысли важны, со мной разговаривают, меня видят». Вот почему фидбек многим придавал сил, помогал не бросить, даже когда появлялись сомнения и неуверенность в себе.
Диалог был важен и для меня. Иногда ученики задавали дополнительные вопросы, а я отвечала на них, мы находили точки пересечения (например, кто-то недавно был в Перми, моем родном городе, а с кем-то мы любим одни и те же книги) — для меня это было не формальное, а теплое и душевное общение.
4. Писать — значит открываться
Вот еще одно ценное открытие: даже если человек пишет по заданию, он все равно пишет про себя. Участники делились разным. Кто-то писал о свадьбе. Кто-то — о переезде и жизни в эмиграции. Кто-то выпускал наружу усталость и выгорание. Были истории о работе, музыке, увлечениях, поиске любви, мечтах, которые казались далекими, но в тексте становились ближе.
Я видела, что для каждого курс становился чем-то своим: для одного — тренировкой навыка, для другого — способом прожить эмоции и найти поддержку, для третьего — площадкой, где можно быть услышанным, для четвертого — терапией, самоисцелением.
5. Тема одна — тексты разные
Когда я читала задания, придуманные Юлей, думала: а что бы написала я? И тем больше меня поражали скетчи участников, их изобретательность, уникальный взгляд на мир. Один и тот же вопрос рождал десятки совершенно разных текстов.
Удивительная вещь: прошло почти два года, а я до сих пор помню многих авторов и их тексты: Татьяна, Валентина, Гузель, Марина, Саша, Евгений, Дмитрий, Ксения, Валерия, Карина — привет вам! И если кого-то я сейчас не назвала, это не значит, что не запомнила. Спасибо, что позволили быть вашим читателем.
Что еще?
По условиям курса ученики, которые вовремя сдали все 50 текстов, получили возможность опубликоваться в блоге МИФа. Здесь мы со многими встретились во второй раз — я выступала в роли помощника и редактора.
Что заметила? Регулярное письмо принесло свои плоды. Авторы легко придумывали темы, составляли план текста, готовили материал, спокойно реагировали на правки. И в итоге у нас получались интересные материалы: кто-то написал про генеалогию, кто-то — про фанфики, а кто-то — про то, как выбрать психолога. Горжусь этими работами!
Вместо вывода
Для меня курс оказался не только про тексты. Он был про людей, доверие, смелость пробовать новое. Про то, как важно звучать и быть услышанным. Поэтому — пишите, друзья. И пусть ваши тексты найдут своего читателя.
Присоединиться к курсу «Текст как инструмент» можно здесь. Стартуем 2 сентября.
