Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология и саморазвитие
Осознанный шопинг. 10 советов, как поберечь природу (и кошелек)
1 февраля 2021 10 777 просмотров

Наталия Широкова
Наталия Широкова

Всякий раз, делая покупки, мы совершаем выбор. И речь не о мучительном решении, какой свитер взять — голубой или зеленый. Выбор гораздо серьезнее. Он влияет не только на нас, но и на мир вокруг. В том, как мы покупаем и используем вещи, ухаживаем за ними, распоряжаемся ненужными, проявляется наше «я» — осознанное или не очень.

Осознанность — тренд, который прочно вошел в нашу жизнь. Мы стараемся более осознанно работать, питаться, строить отношения. Покупки — та сфера, где осознанность тоже важна. И, кстати, это полезно не только для природы, но и для бюджета.

В этом посте собрали советы, которые помогут сделать шопинг — и офлайн, и онлайн — более осмысленным и менее вредным.


«Гардероб в стиле Zero Waste»

Возьмите паузу

Исследователи подсчитали: женщины приобретают импульсивно около 40% одежды. Скорее всего, с другими товарами — техникой, косметикой, украшениями — дело обстоит примерно так же, да и мужчины вряд ли отстают. У такой ситуации две проблемы: во-первых, это непродуманные инвестиции в товары длительного пользования, а проще говоря — напрасная трата денег. Во-вторых — вред окружающей среде.

Избавиться от импульсивных покупок легко: просто берите паузу, прежде чем достать кошелек. Даже если речь идет о суперраспродаже, которая бывает лишь раз в году, — у вас наверняка есть пара часов, чтобы обдумать необходимость покупки. Иногда хватает и 15 минут — только не проводите их рядом с прилавком. Выйдите на улицу, подышите и спросите себя, действительно ли вам это необходимо? Нет ли способа потратить деньги более разумно? Будете ли вы жалеть о том, что не купили это, всю оставшуюся жизнь?

Вспомните о целях и ценностях

Мир диктует нам, что мы должны быть стильными, модными, современными, легкими на подъем. На это легко купиться, но подумайте, что для вас действительно важно.

  • Выглядеть экологичным и купить еще одну экосумку или действительно быть таким и как можно дольше ходить в магазин с той, что у вас уже есть — пусть старенькая, но крепкая.
  • Выглядеть богатым, покупая последнюю модель телефона в кредит, или больше откладывать, создавая задел на будущее.
  • Быть в тренде, скупая ультрамодную одежду, или иметь собственный стиль, основанный на том, что вам действительно подходит.
  • Набирать полезные продукты за компанию с друзьями, а потом выбрасывать, потому что на вкус полная гадость, или следовать своим принципам питания и покупать ровно столько, сколько сможете съесть.


Лучшая экосумка — та, что у вас уже есть. — Источник

Ваши ценности — то, что вы делаете, потому что вам это важно, — гораздо сильнее навязанных стереотипов. Опирайтесь на них, делая выбор.

Оцените, как часто сможете это использовать

Купили велотренажер в надежде заниматься каждый день, а полгода спустя обнаружили его под грудой одежды. Что ж, такое случается. Мы не всегда можем трезво оценить свои возможности. Но попытаться стоит.

Перед покупкой ответьте себе на вопрос, как часто будете пользоваться вещью. Каждый день? Отлично. Раз в неделю? Неплохо. Раз в месяц? Стоит подумать, так ли это необходимо. А если вещь будет «выходить на работу» раз в год, вполне возможно, что она вам совсем не нужна (исключение — фамильная новогодняя елка и игрушки, которые достались вам от бабушки).


Чек-лист для оценки покупок из книги «Год без покупок»

Подумайте, как получить это, не покупая (легальными способами)

Порой мы с энтузиазмом рыщем по магазинам в поисках дорогой одноразовой вещицы для особого случая. А потом она отправляется в дальний угол шкафа. Прежде чем доставать кредитку, подумайте о том, чтобы попросить или арендовать вещь у друзей, родственников или в прокате.

Если знаете, что вещь будет использоваться редко, но она все равно вам нужна, предложите родным или соседям купить в складчину и пользоваться по очереди.

Наконец, прошерстите объявления о продаже б/у вещей. Если совсем не покупать нельзя, то хотя бы сэкономите и сведете к минимуму вред для окружающей среды.

Спрашивайте, из чего это сделано

Окей, вы решили: надо брать. Все равно не спешите. Обратите внимание, из чего сделана вещь. Сколько времени прослужит? Можно ли ее починить, если сломается? А как утилизировать? Из двух аналогичных вариантов выбирайте тот, что проработает дольше. И не стесняйтесь задавать подобные вопросы продавцу. Чем громче мы заявляем о том, что интересуемся экологичностью товаров, тем больше внимания уделяют этому производители.


Узнайте, можно ли сдать вещь на утилизацию, когда она отслужит своё. — Источник

Опасайтесь шопинг-терапии

Шопинг как лекарство против скуки, разочарования или печали приводит чаще всего к спонтанным, продиктованным эмоциями решениям о покупке, оставляя вас с сумками, полными вещей — ненужных и нежеланных, которые лишь на время притупляют неприятные чувства. Не стоит ходить по продуктовым магазинам на пустой желудок и заглядывать на распродажу, когда вам грустно или скучно. Лучше обойти магазины стороной и взбодриться чем-то другим — общением с друзьями или семьей и любимыми занятиями.

Разворачивайтесь и уходите

Если сомневаетесь — не покупайте. В сотый раз колеблясь «Брать или не брать?», без уверенности в том, действительно ли вам нравится или нужна эта вещь настолько, чтобы ради нее расстаться с деньгами, возьмите себя в руки и уйдите. Сделайте перерыв на кофе, загляните в другие магазины, а еще лучше «переспите» с этой мыслью — кстати, хороший совет для тех, кто склонен к ночным покупкам в интернете. Расстояние и время помогут вам трезво оценивать свои потребности.

Используйте правило «одно пришло — одно ушло»

Покупая новую вещь, избавляйтесь от одной старой. Это поможет не захламлять жилье и более вдумчиво подходить к покупкам. Только обмен должен быть равноценным: купить холодильник и выбросить фантик от конфеты — не вариант.

Наслаждайтесь тем, что имеете

Будите в себе чувство благодарности за то, чем уже обладаете, — от одежды в шкафу до приборов на кухне. Используя эти вещи, напоминайте себе, что деньги сослужили вам добрую службу. Берегите предметы с историей — пусть они не новые, пережившие пару ремонтов, зато сколько воспоминаний с ними связано. Когда-нибудь вы сможете рассказать внуку: «деточка, эта сковородка со мной уже 30 лет». Здорово, правда?


То, что вы хотите выбросить сегодня, завтра может стать колоритным винтажным артефактом. — Источник

Пользуйтесь пирамидой Zero Waste

Последний совет — для тех, кого шопинг и жизнь с приставкой «эко» по-настоящему захватывают. Пользуйтесь пирамидой Zero Waste. Ее придумала Беа Джонсон, популяризатор идеи жизни без отходов. В пирамиде — 5 правил, которые помогут меньше потреблять и почти не мусорить.


Пирамида Zero Waste. — Источник

Двигаться нужно сверху вниз, то есть:

  1. Отказаться от всего ненужного
  2. Сократить потребление того, без чего нельзя обойтись
  3. Использовать повторно то, что вы (или кто-то еще) уже использовал
  4. Переработать то, что отслужило своё
  5. Компостировать пищевые отходы

Не обязательно завтра же совершать переворот: начните с небольших шагов, делайте то, что можете сделать сейчас. Получилось — еще шаг. Вас наверняка затянет. Осознанность и экологичность — то, с чем жить не только полезно, но и приятно.

А еще скачайте чек-лист для осознанных покупок.

По материалам книг «Гардероб в стиле Zero Waste» и «Год без покупок»

Обложка поста — unsplash.com

Похожие статьи