Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология и саморазвитие
«Не вижу, куда расти!»: как выйти из профессионального тупика и заново открыть себя
22 октября 2020 5 566 просмотров

Олеся Ахмеджанова
Олеся Ахмеджанова

Опыт — это круто. Но помимо преимуществ он таит в себе много рисков. В один прекрасный день вы понимаете: «Всё, я вырос. Дальше неинтересно». Что делать, когда кажется, что изучил свою профессию вдоль и поперек?

Лена Резанова, специалист в области карьерных стратегий и автор бестселлера «Никогда-нибудь», знает. Об этом она рассказывает в своей новой книге «Это норм!». Делимся отрывками из неё.

Не видите вариантов — это не значит, что их нет



Никогда-нибудь

Вот история, которую рассказывает Лена Резанова:

— Я ощущаю потолок, и у меня начинается паника: не понимаю, куда расти, — призналась Инга, специалист по корпоративному обучению, когда мы встретились в Москве попить кофе. — Я уже десять лет в теме, мне даже показалось, что она себя исчерпала. Но в прошлом месяце мне надо было подобрать программы обучения не для целого подразделения, а для одного менеджера, на которого у компании большие планы. И мне понравилось! Я перелопатила кучу информации, учла множество разрозненных факторов — это была классная живая задача. Вот чем бы я занималась и дальше: составляла план развития под цели конкретного человека. Если б можно было изобрести такую профессию…

— Так она существует, — заметила наша вторая знакомая, Лилия. — Это же тьютор. Моя подруга сейчас как раз этим и занимается, только она работает с подростками. Но есть и тьюторы для взрослых.

Инга потрясенно молчала.

В своей практике Лена Резанова видела много таких озарений: ответ был совсем рядом, на расстоянии вытянутой руки, но люди его просто не замечали. Вывод простой: мы ощущаем себя в тупике и не видим возможностей не потому, что их нет. Нам просто их не разглядеть с того места, где мы сейчас находимся, — из туннеля.


Это Лена Резанова. Она помогает людям найти себя. Фото из личного архива Лены

Почему профессионалы затуннеливаются?



Это норм!

Если такое произошло с вами, предупреждает Лена, не печальтесь. Это нормально и даже закономерно. А чем более вы успешны и востребованы, тем выше вероятность, что это с вами произойдет. Давайте разберем главные причины затуннеливания.

Причина № 1: у занятого профессионала отключается периферическое зрение

«Потому что не-ког-да просто смотреть по сторонам. Много работы. Я пашу, — говорит Виктор, менеджер проектов в IT-компании, — а дома у меня жена и два сына. И поверь, я ни минуты свободного времени не готов тратить на мысли о чем-то еще, кроме семьи. Ну а на работе плотность задач такая, что выдохнуть некогда».

Причина № 2: ориентация на одну конкретную цель

Антонина несколько лет назад решила, что ее главная цель — стать партнером в консалтинговой компании, где она работала. Траектория была понятная, требовала полного вовлечения и часто ненормированного графика, ибо проекты сложные, а конкуренция высокая. Эта цель — конкретная точка на горизонте — все время была у нее перед глазами, и вдруг:

«О ужас, однажды, сидя на очередном командном митинге, я поняла, что больше не хочу играть в эту игру и карабкаться к этому статусу. У меня не хватит выносливости, да и выигрыш сомнительный — еще больше работать. Второе, что я поняла, — за эти годы я даже не задумывалась, что еще мне интересно. В итоге я будто в вакууме, ноль альтернатив».


Источник

Причина № 3: ловушка компетенций

Профессионалу важно ощущать свою компетентность. Однако у этой потребности может быть и негативная сторона — когда не хочется покидать пределы той зоны, где вы точно хороши. Григорий работает в отделе финансов и отвечает за контроль. Он признается:

«Когда ко мне обращаются с другими вопросами или я участвую в других проектах, то чувствую, как с твердой почвы перехожу на зыбкую поверхность, и мне туда вовсе не хочется».

Причина № 4: выгорание в теме и поиск чего-то максимально непохожего

Эта история самой Лены:

«Когда в 2011 году мы уезжали в Париж, я могла представить себе любой вариант развития моей карьеры, но только не в той теме, в которой я тогда работала и в которой я сейчас. Почему? В то время я даже не знала, что существует такая работа — независимый карьерный консультант. Сейчас в это сложно поверить, ведь за последние годы это направление стало быстрорастущим трендом. Но тогда я не знала, хотя могла бы, — тема была рядом. Я и не думала искать ответ так близко, увы, у меня возникла когнитивная слепота, я была абсолютно уверена: я ищу совсем непохожее на все, чем занималась прежде».


Источник

Любая из этих причин может вызвать затуннеливание — это нормально и легко поправимо. Главное — не принять отсутствие информации в вашем поле зрения за отсутствие информации вообще. В каждой сфере есть слепые для нас зоны — это данность. Прямо сейчас по вашей теме выходят книги, о которых вы не знаете, происходят события, о которых вы не слышали, обсуждаются вопросы, с которыми вы никогда не сталкивались. Это не проблема.

Проблема возникает, когда вы начинаете перекапывать только участок в вашем поле зрения в надежде найти там все варианты и ответы.

Тупик надо перерастать, а не перекапывать

Представьте, вы отправились в отпуск в новое интересное место, приземлились в аэропорту, взяли машину напрокат, включили навигатор, пытаетесь задать пункт назначения, но ничего не получается. Навигатор пустой. В него не загружена карта. Это лучшая метафора того, что происходит с профессионалом, который готов расти, но не видит вариантов и обескуражен тем фактом, что ему не из чего выбирать.

В реальности существует все, что ищет профессионал, но в его навигаторе таких данных нет. Выход только один: загрузить карту.

Как это сделать?

Чаще всего мы узнаем о новых вариантах спонтанно. Например, на встречах или в социальных сетях. Вот что пишет Лена:

«Когда на встречах я прошу всех представиться, несколько профессий непременно оказываются открытием для аудитории. Так, однажды многие участники впервые услышали о профессии витриниста и ритейл-дизайнера. В Facebook одна девушка рассказала мне про интересную нишу в маркетинге — minimal viable branding (минимальная версия бренда). На лекциях у меня часто работают скрайберы (специалисты по визуальным конспектам). И многие спрашивают: а кто это? Такое бывает».

А что, так можно было?

Вот несколько цитат-открытий из практики Лены:

«Недавно прочла о новой профессии „цифровой лингвист“. Она связана с внедрением искусственного интеллекта в жизнь людей и разработкой алгоритмов взаимодействия искусственного интеллекта с человеком. Я сама работаю в IT, а мое хобби — языки! Никогда четко не представляла, как это можно связать, поэтому очень удивилась и вдохновилась идеей оказаться в числе первых в этой области!»

«На вашей лекции встретила девушку, которая занимается маркетингом в сфере искусства, и для меня открылся дивный новый мир культурных проектов, галерей, прекрасных событий. А я уже почти подумала, что маркетинг — не мое…»

«После двух лет обучения на стилиста я начала практику, но был ступор с самоидентификацией. И я решила зайти на YouTube и пересмотреть 20 разных стилистов, любых. И мне почти никто не понравился, два человека плюс-минус были близки по духу. Но двадцать третьим была девушка — ювелирный стилист, аналитик моды, работающая с украшениями. Не отрываясь посмотрела два видео с ней и поняла, что сюда мне очень надо. Увидела, что она читает лекцию в другом городе, спросила, будет ли запись. Она ответила, что есть онлайн-курс. В итоге я отучилась у нее, прошла этот курс. Теперь я ювелирный стилист».

Как видите, герои не подозревали, какая информация повлияет на них в поворотный момент. Варианты нельзя было придумать или догадаться о них, хорошенько поразмыслив, — их нет в голове. Они либо попадают в ваш навигатор, либо нет. Полезны не только готовые ответы, но и свежие идеи, ведь они сработают на расширение горизонтов и перерастание тупика.


Источник

Возьмите, например, «Атлас новых профессий». Он построен на анализе трендов и прогнозах о том, какие профессии появятся в разных отраслях. Допустим, вы работаете в сфере образования и чувствуете, что достигли потолка. Куда расти — непонятно. В атласе перечислено 11 профессий в сфере образования, которые, по мнению авторов, станут актуальны в ближайшем будущем — или уже актуальны.

Вот они:

— разработчик инструментов обучения состояниям сознания;

— игропедагог;

— разработчик образовательных траекторий;

— тренер по майнд-фитнесу;

— экопроповедник;

— организатор проектного обучения;

— тьютор;

— игромастер;

— модератор;

— ментор стартапов;

— координатор образовательной онлайн-платформы.

Это интересная информация, которой не видно из туннеля. Можно почитать подробнее, погуглить каждую профессию, поискать, есть ли программы обучения и курсы. Так или иначе, в вашем поле зрения появятся новые данные. Будет о чем подумать. Растуннеливание началось!

Чаще всего открытия случаются спонтанно. Давайте попробуем сократить этот маршрут и значительно его упростить. Сделаем процесс получения новых данных интересным и управляемым.

Самый короткий выход из туннеля

Вот простейшие способы создать пространство вариантов в рамках определенной темы:

1. Найдите три книги, которые вышли по этой теме за последний год.

2. Найдите три события, которые состоялись (или состоятся) в этом году.

3. Найдите трех человек, кто уже работает в этой теме и достиг успеха.


Источник

Чем ценны книги для расширения горизонта? Их авторы — представители нужной вам сферы; в книгах могут быть обозначены или описаны интересные тренды, новые инструменты, упомянуты другие эксперты — это все источник дополнительной информации по теме.

Чем ценны события? На конференциях, форумах и выставках собираются представители разных ниш, а из программы мероприятия вы можете, не вставая с дивана, узнать о направлениях, актуальных вопросах и опять же о представителях этой сферы.

Чем ценны люди, которые уже играют на этом поле? Это колоссальный источник информации! Практика показывает, что ролевая модель — лучший способ исследовать любую тему.

Почему стоит начинать растуннеливание со своей темы

Хотя, скорее всего, вас тянет в новую, совершенно иную область, лучше начать растуннеливаться все же с той темы, которой вы сейчас занимаетесь. Только раздвинуть ее границы: например, если вы бухгалтер, берите финансы. А дальше можно наращивать уровни по вашему усмотрению.

Почему важно начинать искать себя там же, где потерял? Чтобы по максимуму использовать наработанный капитал.

Взбираться на лестницу с первой ступеньки или с пятой — есть разница. И эта разница — психологическая дистанция до точки компетентности, то есть до уровня, на котором вы можете выполнять работу с ожидаемым качеством.

По материалам книги Это норм!

Обложка: unsplash

Похожие статьи