Мы, люди, не отличаемся трезвостью мышления. Нам хочется верить в лучшее, подтверждать свою правоту, думать, что все усилия обязательно оправдаются, а силы судьбы все расставят по местам. В книге «Искусство ясно мыслить» Рольф Добелли рассказывает, как эти надежды заставляют нас совершать ошибки, и приводит несколько фраз, при которых стоит насторожиться. Вот 6 из них.
Сначала будет хуже, а потом станет лучше
Такое обещание можно услышать от врачей, политиков, продавцов косметики и лекарств, бизнес-тренеров да и много кого еще. Добелли называет ее «магическим прогнозом». Вот как это работает.
Специалист, который не слишком-то разбирается в своей профессии или просто сомневается, произносит эту фразу. Если дела у вас после этого пойдут хуже, это подтвердит прогноз. «Ого, да этот парень знал, о чем говорит», — подумаете вы. И будете ждать, когда все, наконец, наладится.
Искусство ясно мыслить
Если же ситуация неожиданно улучшится, вряд ли вы расстроитесь, что прогноз не сбылся. Скорее, припишите удачу своим знаниям и умениям либо счастливому случаю.
Особенно опасно, когда эту фразу произносят врачи. — Источник
Когда кто-нибудь говорит «Сперва будет хуже, а потом станет лучше», включайте сигнал тревоги у себя в голове. Безусловно, бывают ситуации, когда поначалу дела становятся хуже, а потом идут в гору. Смена карьеры может потребовать времени и вынужденных потерь в заработке. В отношениях не всегда бывает все гладко. Но во всех подобных случаях мы быстро видим, какой результат приносят новые мероприятия. Вехи на этапах пути хорошо видны и поддаются проверке. Смотрите на них, а не в небо.
Это исключительный случай
Предвзятость подтверждения — наша склонность интерпретировать информацию так, чтобы она подтверждала наши убеждения, — мать всех ментальных ошибок. Любые противоречащие нашим взглядам данные мы объявляем «исключительным случаем» — и отфильтровываем. А значит, теряем из виду объективную картину.
Пример: руководство компании принимает новую стратегию. Что последует? Любые происшествия, намекающие на успех стратегии, отмечаются с большим восторгом. Куда ни глянь — всюду признаки того, что стратегия работает. Зато негативные данные либо не замечаются, либо их называют «исключительными, особыми случаями» и «непредвиденными осложнениями» и сбрасывают со счетов.
Что делать? Как только начинаются разговоры про «исключительный случай», стоит к ним прислушаться и уточнить. Часто за такими словами скрывается обычное нежелание отмечать доказательства, опровергающие ожидания.
Поступайте как Чарльз Дарвин. С юных лет он настраивал себя на борьбу со стремлением получить подтверждение своей правоты. Всякий раз, когда наблюдения противоречили его теории, он относился к этому особенно серьезно. Он постоянно носил с собой записную книжку и каждый раз, не позже чем через 30 минут, заставлял себя записывать наблюдения, противоречащие его теории. Он хорошо знал свой мозг, который за полчаса начисто «забывал» все, что не вписывалось в его теорию. И чем более Дарвин оттачивал свою идею, тем активнее он искал любые факты, которые могут ее опровергнуть. Вот где собака зарыта!
Новичкам везет
Эту фразу часто говорят во время азартных игр. Но не только. Ее используют и в бизнесе, и в инвестициях. Но так ли это?
Вот как работает везение новичка в экономике. Компания А покупает более мелкие Б, В и Г. Приобретения каждый раз оправдываются. Руководство концерна растет в собственных глазах, считает, что у него легкая рука на покупки и надо продолжать в том же духе. Окрыленная успехом, компания А покупает превышающую ее по размерам компанию Д. Интеграция вносит хаос во все дела. На трезвую голову это можно было заранее предположить, но людей одурманило везение новичка.
Даже если вам неслыханно везет, везение рано или поздно закончится. — Источник
То же происходит на бирже. В конце 1990-х многие игроки, воодушевившись первым успехом, вкладывали все свои сбережения в акции интернета. Некоторые ради этого даже брали кредиты. Люди не обращали внимания на крошечную деталь: их первые сногсшибательные выигрыши на бирже вовсе не отражали их особой способности к комплектованию пакета. Индексы шли вверх. Чтобы в такой момент не заработать денег, надо действовать уж совсем по-дурацки. Но чуть позже курс акций опрокинулся, и многие инвесторы остались на бобах, а то и при долгах.
Четкой границы нет, но есть два вполне достоверных признака. Во-первых, если вы долгое время проявляете себя лучше, чем все остальные, можно исходить из того, что какую-то роль тут играет ваш талант. Но нельзя быть в этом уверенными на все сто процентов.
Во-вторых, обратите внимание на количество участников: чем больше народа играет на вашей стороне, тем выше вероятность, что какой-то счастливчик оказывается удачливым много раз подряд. Возможно, это вы и есть. Если на рынке с десятью игроками вы стали лидером, это может свидетельствовать и о вашем таланте. Но если число участников составляет порядка десяти миллионов человек (например, на финансовом рынке), то вам при успехе гордиться особенно нечем. В таком случае лучше исходить из того, что вам очень повезло.
Я видел это своими глазами
«Он всю жизнь курил по три пачки сигарет в день — и дожил до 100 лет. Так что курение не может быть очень вредным». Или: «Гамбург очень спокойный город. У меня есть знакомый, который там живет. Он вообще не запирает дверь, даже когда уезжает в отпуск, — и ни разу его не ограбили».
Подобные фразы вроде бы должны кое-что доказать, но они ничего не доказывают. Люди, которые так говорят, поддались смещению в сторону доступности. Это означает примерно следующее: мы создаем свою картину мира на основе самых простых и доступных примеров. Это, конечно, неразумно, поскольку в окружающей действительности есть много такого, о чем мы понятия не имеем, и нелепо думать, будто первое, что приходит на ум, должно происходить чаще всего.
Систематически преувеличиваем риск полета на самолете, угрозу автомобильной аварии или опасность погибнуть от руки убийцы. В то же время мы недооцениваем возможность умереть от самых обыкновенных болезней — скажем, диабета или рака желудка. Атаки террористов с жуткими взрывами случаются гораздо реже, чем нам кажется, а тяжелая депрессия — намного чаще. Импозантное, яркое, драматичное представляется нам преувеличенно вероятным, вполне возможным. А то, что невидимо и неслышимо, почти не воспринимается как опасное. Самое сенсационное, шумное и нервирующее впечатляет наш мозг. Это доступно всем. Наш мозг любит драму, а не статистику.
Спешите, предложение ограничено
Rara sunt cara — говорили древние римляне. «Редкости ценны». Уловка дефицита стара как мир. Профессор психологии Стивен Уорчел в 1975 году провел такой эксперимент «по оценке качества печенья»: тестируемые потребители были разделены на две группы — первая получала целую банку угощения, а вторая всего две штуки. Печенье было одинаковое. Результат: люди, которым дали на пробу всего два печенья, оценивали его качество гораздо выше, чем те, у кого было много лакомых кусочков. Этот эксперимент повторялся многократно, и всегда с одинаковым результатом.
Уловку дефицита с успехом используют в продажах. — Источник
«Предложение ограничено! Продажа только до такого-то числа!» — кричит реклама. «Только сегодня!» — вопит плакат и сигнализирует о дефиците времени. Мы собираем почтовые марки, монеты или старинные автомобили и технический антиквариат — хотя реальной пользы от них нет и не будет. Ни одна почта не станет обслуживать письмо со старой маркой, никакой магазин не примет в оплату вышедшие из употребления рубли, да и старинные автомобили на шоссе порой под запретом. Неважно! Главное — это редкости.
Оценивайте свои приобретения исключительно на основе цены и пользы. При этом не должны играть никакой роли редкость желаемого или новость о том, что кто-то уважаемый тоже хочет его получить.
Мы уже столько вложили, что не можем бросить это дело
Любое решение — в частной жизни или в делах — мы принимаем в условиях неопределенности. То, чего мы ожидаем, может исполниться или не исполниться. В любой момент можно покинуть выбранную тропу, например прекратить работу над проектом — сделать выводы и жить дальше. В условиях неопределенности и неуверенности это разумно. Но мысль о невозвратных потерях становится ловушкой, когда мы уже вложили в объект или в ситуацию слишком много времени, денег, энергии, любви.
Вложенные деньги становятся аргументом, чтобы продолжить работу, даже если объективно это лишено всякого смысла. Чем больше инвестировано, тем мощнее капкан и тем сильнее желание продолжать свой проект. Жертвами ловушки невозвратных потерь часто становятся те, кто играет на бирже. При продаже акций они ориентируются на их изначальную стоимость. Если текущий курс выше начальной стоимости, то продают. А если падает ниже — нет. Это иррационально. Начальная стоимость вообще не должна играть никакой роли. Важны только виды на будущее (в том числе при альтернативных инвестициях). Ошибиться может каждый, особенно на бирже. Но есть печальная шутка про ловушку невозвратных потерь: чем больше денег вы уже утратили «благодаря» акции, тем крепче вы за нее де’ржитесь.
«Мы уже так далеко продвинулись, что было бы…», «Но я ведь так много страниц прочел в этой скучной книге, что…», «Да я два года потратил на это дурацкое образование…». По таким мыслям и фразам вы сами можете распознать, что ловушка невозвратных потерь уже скалит зубы где-то в клетках вашего мозга.
По материалам книги «Искусство ясно мыслить»
Обложка поста — unsplash.com