В МИФе вышла книга «Дух чернильницы» — школьный детектив с элементами магии. История о шестикласснике Максе, которому предстоит преодолеть страх чистого листа, научиться выражать свои мысли и вместе с друзьями разгадать загадку исчезновения одноклассника.
Поговорили с автором книги — писательницей и победительницей четвертого потока курса «ЦЕХ» Анастасией Логиновой — о том, как рождаются истории и зачем учиться формулировать свои мысли, о творческом процессе и командной работе с издательством. А еще — о том, как вдохновение из «долгого ящика» превращается в книгу, которую хочется подарить собственным детям.
Начало пути
Анастасия, расскажите немного о себе: кто вы по профессии, кем работаете?
Я человек многих профессий. В разные периоды жизни успела поработать журналистом, экономистом, переводчиком. У меня был собственный интернет-магазин. Но уже больше пяти лет занимаюсь исключительно творчеством. Пишу книги и пьесы, создаю игры: настольные, метафорические, живого действия, словесно-ролевые. И мне все это по-настоящему нравится. Потому что в глубине души я прежде всего придумыватель. А уже потом все остальное.
Как начался ваш писательский путь? Всегда мечтали о книге или это решение пришло внезапно?
Мой писательский путь начался внезапно. Мы всей семьей переехали в Читу, в самое сердце Забайкалья. Оказались за шесть тысяч километров от привычной жизни, без друзей и знакомых — этакий вакуум. А природа, как известно, не терпит пустоты. Я решила: раз мы здесь застряли как минимум на год, напишу книгу. Даже если ее никто не прочитает, кроме моих детей и их друзей, это всё равно будет год, прожитый не зря. Так я и ступила на тернистый путь писательства.
О книге
О чем ваша книга «Дух чернильницы»?
«Дух чернильницы» — это повесть о шестикласснике Максе, у которого прекрасно развито воображение: он легко придумывает истории, образы и сюжеты. Но стоит взяться за письмо — и тут же ступор, отчаяние и белый лист.
И это история о том, как он учится преодолевать свою слабость с помощью таинственного духа из чернильницы. А заодно разгадывает тайну пропавшего одноклассника, помогает подруге исполнить заветное желание и находит новых друзей.
Как появилась идея книги?
Идея родилась задолго до того, как я начала писать. Мне хотелось заниматься с детьми не академическими предметами, а так называемыми навыками будущего: умением договариваться, развивать воображение, лучше понимать себя. Тогда и возник образ игры, где нужно спасти чернильного духа, а сделать это можно только через письмо — выполняя задания, придумывая, оформляя мысли.
Эта задумка пролежала в «долгом ящике» почти десять лет. А на курсе «Цех» я о ней вспомнила, достала, стряхнула пыль и поняла, что она всё еще вдохновляет. Так и появилась книга.
Есть ли в книге что-то личное и важное, что вы хотели передать читателю?
Конечно. Я считаю себя текстоориентированным человеком. Для меня умение ясно, четко и быстро формулировать мысли на письме — один из ключевых навыков, который стоит освоить детям до того, как они начнут более сложное образование, например в университете.

К сожалению, школа уделяет этому мало внимания. Поэтому книги, где переплетаются приключения, загадки, немного мистики и при этом есть образовательный элемент, на мой взгляд, — отличный способ познакомиться с навыком и начать применять его на практике.
Какой герой вам ближе всего и почему?
Каждый герой мне по-своему близок. У Макса богатое воображение, фонтан идей — в этом он похож на меня. Леся, его подруга, очень ценит дружбу, и для нее это главная опора. Для меня дружба тоже одна из важнейших ценностей.
Но, пожалуй, больше всего я симпатизирую Пашке — однокласснику Макса и фанату химии. Он настолько увлечен своим делом, что, погрузившись в исследования, забывает обо всем на свете. Со мной такое тоже происходило не раз: только сядешь писать — и вот уже полдня пролетело. Просто машина времени какая-то.
Читайте также:
Процесс работы
Как проходила работа над книгой? Что давалось легко, а что оказалось трудным?
Работа шла в сжатом темпе. В начале курса я взялась за совершенно другую историю, расписала план и поняла: это будет не повесть, а пятитомник. Тогда достала старенькую, но еще актуальную задумку и примерно за месяц написала «Дух чернильницы».
Легко давались стилистика, диалоги, описания, создание персонажей — всё это знакомые и любимые части писательского процесса. Сложнее было с логикой и мотивацией: как увязать между собой действия героев, кто что знает в конкретный момент. В голове у автора вся картина видна сразу, и от этого часто возникают нестыковки: персонаж принимает решение, хотя по сюжету у него еще нет нужной информации.
Чтобы отловить такие моменты, я привлекала бета-ридеров, и они очень помогли. В итоге получился довольно густонаселенный мир: у каждого героя своя линия и логика. Когда это удалось синхронизировать, история сложилась убедительно.
Вы пишете по плану или позволяете сюжету вести вас?
Я всегда начинаю с плана, создаю скелет истории. Особенно это важно в детективе, а «Дух чернильницы» — как раз школьный детектив. Тут нельзя писать в духе «посмотрим, что получится» — нужно понимать, куда вести сюжет и чем всё закончится. Я продумываю ключевые точки, а вот путь между ними оставляю для импровизации. Этот этап — один из самых вдохновляющих.
Бывают ли моменты, когда не пишется? Как с ними справляетесь?
Бывают. Обычно в такие моменты я позволяю себе не писать — не сторонник насилия, в том числе над собой. Но с «Духом чернильницы» времени на прокрастинацию не было: нужно было уложиться в месяц. И не просто написать, но и связать всё воедино, отредактировать и довести до состояния «не стыдно показывать». Поэтому работа шла плотно, ритмично, без остановок. И без «не пишется».
О «ЦЕХе»
Почему решили пойти на «ЦЕХ»?
«Дух чернильницы» — не первая моя книга. У меня уже были написаны несколько подростковых повестей. Но это первая работа, созданная не в одиночку, а в партнерстве с издательством. До этого я всё держала под контролем сама: писала, редактировала, корректировала, верстала.
На «ЦЕХ» я пошла потому, что его организовал МИФ — одно из крупнейших издательств в России. Хотелось увидеть, как всё устроено изнутри: как рождается книга в команде, что происходит «за кулисами». И я очень рада, что получила этот опыт.
Как изменилась ваша рукопись и отношение к писательству за время курса?
Рукопись изменилась кардинально: на старте у меня была совсем другая задумка. Те материалы, которые я разрабатывала десять лет назад, почти полностью ушли в корзину. Повесть фактически была написана с нуля.
Мое отношение к писательству не изменилось, но появился новый и очень важный опыт. Благодаря курсу и лекторам я узнала, что значит работать в команде. Когда не ты один отвечаешь за всё — от идеи до запятой, а есть люди, готовые взять на себя значительную часть работы. И мне понравился и сам процесс, и результат.
Что почувствовали, когда узнали, что стали победителем и книга выйдет в издательстве?
Это был полнейший шок. На одной из лекций курса мы обсуждали жанры детской литературы, и я спросила, как относятся к книгам, где обучающий элемент встроен в художественный сюжет. Ответ звучал как приговор: такие книги не имеют шансов быть изданными, обучающее и художественное нужно разделять. А я как раз люблю передавать детям важные знания через историю, через приключение. Поэтому, работая над «Духом чернильницы», была уверена, что пишу в стол.

И вдруг — повесть в числе победителей. Сначала даже не знала, как реагировать. А потом пришло осознание и вдохновение: мои книги могут быть интересны и востребованы, в том числе в крупных издательствах. Спасибо МИФу за это.
Читайте также:
О читателях и будущем
Кому в первую очередь подарите свою книгу?
Всё, что я пишу, в первую очередь — для моих детей. Хочу, чтобы именно они прочитали книгу первыми. Если бы «Дух чернильницы» выходил в бумажном виде, первые экземпляры точно ушли бы им.
Какая реакция читателей для вас будет самой важной?
Для меня самая ценная реакция — вдохновение. Когда я поздравляю друзей и близких, всегда желаю им именно этого. Поэтому лучший отклик на книгу — если кто-то после прочтения захочет рассказать свою историю, воспользоваться приемами, которые Макс получил от чернильного духа, и посмотреть, что из этого выйдет. Если моя история подтолкнет кого-то к такому шагу, это будет настоящим подарком.
Уже думаете о новой книге?
Я люблю эксперименты и разнообразие. Поэтому сейчас думаю не о новой книге, а о пьесе про подростков и школьников. Это моя любимая аудитория — и как читатели, и как герои, и как вдохновляющие прототипы. Подробности сюжета пока оставлю в секрете, но скажу, что там будут заброшенная оранжерея, лабиринты, потерявшиеся подростки и тайная магия, из-за которой одни становятся невидимыми для других. Такие планы на будущее.
Обложка и фотографии в статье — из личного архива Анастасии Логиновой.