Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Творчество
Рулли, Жукраф и большой путь в писательство. Интервью с победительницей «ЦЕХа» Еленой Росес
5 февраля 981 просмотр

Екатерина Щетинина
Екатерина Щетинина

«Вы сразу узнаете свой путь, как только ступите на него, ведь вас тут же переполнят энергия и творческие идеи», — писала Барбара Шер.

Опыт учеников нашего легендарного курса «ЦЕХ» это подтверждает. Творческая энергия, общение с единомышленниками и опытные проводники в волшебный мир книгоиздания. А главное — конкурс на издание книги в МИФе.

Поговорили с победительницей «ЦЕХа» Еленой Росес о писательском пути, обучении на курсе и книге «Путешествие в Древляндию», которая совсем скоро выйдет в МИФе.



Курс «ЦЕХ № 4»

Расскажите о себе: кто вы по профессии? где учились? кем работаете?

Я окончила московский химико-экологический лицей с золотой медалью и без экзаменов была зачислена в РХТУ им.Менделеева. Поэтому запросто могла стать химиком, но не стала.

Забрала документы и поступила в экономический вуз, с тех пор работаю в сфере финансов. Позже получила еще два высших образования — юридическое и литературное — закончила Литературный институт им.Горького по специальности «Литературное творчество».

Как начался ваш писательский путь: вы мечтали стать писателем? как и когда начали писать?

Мой творческий путь начался в институте. Одногруппница писала стихи и всем их дарила — в моих карманах всегда были листочки с ее стихами. И мне часто хотелось там что-то исправить, переделать.

Однажды, повинуясь внутреннему чувству ритма и творческому позыву, я переписала ее стихотворение на свой вкус, и с тех пор стала писать сама.

Писала много и с удовольствием — ни дня без строчки.

В какой-то момент стихов стало так много, а желание ими делиться таким большим, что я отправила подборку во все известные мне газеты и журналы. А заодно и на творческий конкурс в Литературный институт.

Помню, как с удивлением обнаружила в почтовом ящике письмо из приемной комиссии с приглашением на экзамены — до сих пор его храню. Я прошла огромный конкурс — 30 человек на место. Успешно сдала вступительные экзамены и стала учиться на семинаре поэзии Игоря Леонидовича Волгина.

Елена на Международном Литературно-Музыкальном Фестивале «Седьмое небо», где стала победительницей в номинации «Поэзия.Стихи для детей».

Параллельно ходила на семинар детского поэта Романа Сефа, который шел в это же время. Роман Семенович всегда так доброжелательно встречал, с готовностью слушал мои стихи, давал позитивные оценки и комментарии, хотя я не была его студенткой. По его рекомендации меня приняли в Союз писателей России.

Со временем я сосредоточилась на детских стихах и перевелась на семинар детской литературы. Мои стихи печатались в журналах «Мурзилка», «Миша», «Кукумбер», в литературных сборниках и даже в хрестоматии для школьников. С ними я становилась лауреатом многих конкурсов.

Прозу для детей я пишу периодически и преимущественно в крупной форме — в такой, которая мне недоступна в стихах. В основном это сказочные фэнтези-истории с выдуманным миром, приключениями и необычными персонажами.

Легко ли писать для детей? Какие есть особенности?

Дети — самые правдивые и требовательные читатели. Им либо скучно, либо интересно — третьего не дано. Ребенка обязательно нужно заинтересовать, зацепить какой-то игрой — будь то игра слов или игровой сюжет.

Перед автором детской литературы стоит сверхзадача. Нужно постоянно держать в голове вопросы «зачем ты это написал?», «что хотел донести?» Потому что хорошая детская литература всегда чему-то учит ребенка, что-то ему передает. И я не имею в виду морализаторство — его как раз быть не должно.

Я имею в виду обучение в игре, пусть даже небольшое: узнал новое слово, увидел красоту природы, заинтересовался каким-то зверем или птицей, просто задумался над чем-то, по-другому посмотрел на привычные вещи. Все это ребенка раскрывает, развивает и обогащает.

В этом особая ответственность детского писателя, поскольку своим творчеством ты влияешь на становление маленького человека, на формирование его читательского вкуса, правильной речи и любви к чтению.

Расскажите о «Путешествии в Древляндию»: о чем оно и для кого? чему учит?

«Путешествие в Древляндию» — это сказка-фэнтези для младших школьников.

После падения дерева, ее главный герой — кукла Рулли — оказывается в подземном сказочном мире, где встречает насекомозверика Жукрафа. Вместе они отправляются в путешествие по сказочным странам, чтобы найти Древнего, который поможет Рулли вернуться домой.

Помимо увлекательных приключений, в книге есть дружба и взаимопомощь, верность мечте и упорство в ее достижении.

Я надеюсь, она поможет пробудить у ребенка интерес к чтению, развить фантазию и воображение или просто объединит семью для совместного чтения.

Как появилась идея?

В основе сказки — события, которые произошли со мной в реальной жизни. В ясный безветренный день дерево под моим окном с грохотом рухнуло прямо на мою машину. Я своими глазами видела, как все произошло. Это было, как в кино, я сначала даже не поверила в происходящее.

Когда осознала, у меня было два варианта: с головой уйти в переживания или трансформировать это во что-то более позитивное и жизнеутверждающее. Зачем-то ведь это со мной произошло? Так было положено начало моего «Путешествия в Древляндию».

Как строился процесс работы над книгой: от идеи до слов The end на последней странице?

Изначально у меня не было четкого плана. Я придумала страны, по которым будет путешествовать мой герой, и их названия. Придумала имена персонажей, которые будут встречаться ему на пути. А потом просто отправилась вместе с ним в путешествие.

Часто я не знала, что случится потом. Сюжет появлялся сам собой по мере того, как мы шли с ним дальше. Мне нравится, когда в писательстве есть интерес, любопытство, а что же будет в следующей главе, и интрига, как в настоящем приключении.

Несмотря на то, что история сказочная, я много обращалась к специальной литературе: изучала строение насекомых, камни и горные породы.

Особенно много читала, когда работала над Речляндией. В ней много настоящих морских животных, особенностей их внешности и поведения. Это может не сразу считываться в сказочном контексте, но на самом деле за каждым описанием — будь то кораллы или рыбы — стоит работа с книгами о море и его обитателях.

Что вам дал курс «ЦЕХ»? Какие практики из курса вы забрали в работу?

«ЦЕХ» дал понимание издательского закулисья, которое всегда оставалось для меня в тени. Я шла на курс не для того, чтобы научиться писать, а для того, чтобы заполнить пробелы, которые у меня были.

Найти недостающие кусочки пазла, чтобы сложилась целая картина. Узнать, как отбираются книги, как принимаются решения в издательстве, по каким критериям оцениваются рукописи, этапы работы. Теперь я сама могу делать предварительную оценку своих текстов.

Также ценно было оказаться в близком по духу сообществе, обменяться опытом, узнать, как работают другие, дать и получить обратную связь.

Обучение на курсе довольно интенсивное: много информации и заданий. Что помогало и мотивировало в пути?

Меня очень мотивировала обратная связь. По каждой теме были домашние задания, по которым ты мог получить фидбэк, если сдашь все вовремя. Это стимулировало делать и доводить до конца.

Иногда приходилось преодолевать внутреннее сопротивление, но я ни разу не пожалела. Потому что это была уникальная возможность поделиться отрывками своего текста, задать вопросы и получить профессиональные ответы.

Не могу сказать, что учиться было легко. Занятий много, нужно было найти время, вписать их в график семьи, работы. Иногда возникали сомнения, тревоги, переживания, но я рада, что смогла посетить все лекции курса вживую и задать спикерам свои вопросы (а их было очень много). В некотором роде я могла влиять на знания, которые получаю. Была такая здоровая жадность до информации.

Вы пришли на курс с идеей или готовой рукописью? Как менялся текст во время и после обучения?

Я пришла на курс с уже готовым текстом. Пишу я небыстро, поэтому не смогла бы полноценно учиться и писать книгу одновременно. Знаю, что многие так делали, и довольно успешно, но это точно не мой вариант.

В процессе обучения моя рукопись сильно изменилась. Для выбранной читательской аудитории она оказалась слишком объемной, а язык — сложным. Поэтому ориентируясь на рекомендации и обратную связь экспертов, я практически полностью переписала текст. Для сравнения: первоначальный объем был 17 авторских листов, а на момент подачи заявки на конкурс осталось 13. Но дальше — больше.

Расскажите о работе с издательством?

Когда рукопись выиграла в конкурсе, и МИФ решил издать книгу в бумаге, передо мной поставили задачу: уменьшить текст до 10 авторских листов.

Это был настоящий вызов, задача со звездочкой: сократить текст и не только не испортить его, а сделать даже лучше, чем он был.

У спортсменов есть понятие — «сушка тела», когда организм избавляется от лишнего, и остаются только мышцы. Вот и мне надо было сделать что-то подобное со своей рукописью — по максимуму убрать «воду», чтобы осталось одно «мясо». Надеюсь, я успешно с этим справилась — хвалю себя за это.

Писательство — это вдохновение или дисциплина? Какие у вас есть писательские привычки?

Писатели — это люди, а все люди — разные. Поэтому и писатели тоже разные. И творят все по-разному.

Кому-то нужен четкий план, строгий график и дисциплина. А кто-то растит свои истории, как розы, помогая им появиться на свет, но не мешая расти и развиваться естественным путем.

На «Теплоходе возможностей» в полуфинале проекта «ТопБлог».

Кому-то нужны предварительная подготовка и ритуалы, а кто-то способен сесть и сразу выдать свою ежедневную норму. У всех по-разному. И не надо рефлексировать по этому поводу, оглядываться на других и переживать, что у вас по-другому. По-другому — не значит, неправильно.

Творчество — это территория, на которой вы сами устанавливаете правила.

Это ваша история, ваш мир — и только вам решать, что, когда и как нужно делать.

Кроме того, у каждого автора свои жизненные обстоятельства, семья, работа, которые также оказывают влияние на творчество.

Писательство с семьей и детьми сильно отличается от «свободного» творчества, когда автор во многом предоставлен самому себе. В первом случае у тебя остается гораздо меньше времени на подготовку, создание антуража или ритуалы.

Я писала «Путешествие в Древляндию» когда дочка была совсем маленькая. Между прогулками, играми и кормлениями у меня оставалось только время, когда она спит. С одной стороны, это дисциплина, с другой — привычный распорядок дня. И эта каждодневная работа позволила мне дописать книгу до конца.

«Помощники» Елены — Маруся, Жуня и Бася.

Сейчас у меня тоже есть время, когда мне работается лучше. Мне комфортно, когда меня никто не отвлекает, когда спокойно и тихо. Из постоянных атрибутов моего творчества — свежий зеленый чай на столе и три спящие под ногами собаки.

Правила писателя

Для меня все правила сводятся к одному: писать, писать и еще раз писать. Многие авторы начинают, но так и не дописывают свои произведения.

Единственный путь быть писателем — это писать книги и заканчивать их.

А еще ни с кем себя не сравнивать. Мы — разные. И то, что подходит одному, совершенно не годится для другого. Просто пишите в своем темпе, в своем стиле, по своим правилам — пусть это будет 15 минут в день или одно предложение. Только пишите. Дорогу осилит идущий.

Каково это — знать, что еще чуть-чуть и вы сможете взять в руки книгу со своим именем на обложке?

Радостно и волнительно одновременно. Решение издательства выпустить твою книгу — это не только счастливое ожидание, но и начало большой работы.

В процессе подготовки к печати рукопись редактируется, рисуются иллюстрации, обложка.

Книга, как ребенок, который сепарируется от родителя.

Она в некотором роде, тебе уже не принадлежит. Всё больше людей вносят в нее изменения. Это не всегда соответствует твоим ожиданиям и иногда бывает немного болезненно.

Кому подарите книгу в первую очередь?

Книгу в первую очередь подарю старшей дочке — она ее очень ждет!

Как вы определяете для себя успех?

Если говорить об успехе писателя, то для меня это, когда твои книги любят, читают и ждут. Сейчас издается большое количество литературы. Книги появляются и исчезают. Сложно все заметить и прочитать. Поэтому, если у моих книг будет долгая жизнь, если их будут читать и любить мои внуки и правнуки, для меня это будет успех.

Есть ли у вас идеи для новых книг?

Идей много. Сейчас у меня в работе несколько прозаических произведений в стиле фэнтези. Также пишу продолжение «Путешествия в Древляндию». А стихи всегда в процессе — в этом плане мне повезло, могу писать их, когда и где угодно.

P.S. Хотите больше узнать о работе над книгой? Приходите на четвертый поток нашего легендарного курса «ЦЕХ».

Обложка поста и фотографии из личного архива Елены Росес.

Рубрика
Творчество
Похожие статьи