Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология и саморазвитие
Внутренний взрослый или Дед Мороз? Как «вызвать» первого
2 августа 1 014 просмотров

Анна Жамьянова
Анна Жамьянова

Наша личность состоит из частей, или субличностей. Психологи выделяют три: Родитель (Критик), Взрослый и Ребенок. Внутренний Взрослый не зря стоит в середине. Как компьютер, он обрабатывает информацию, делает выводы и помогает нам принимать рациональные решения, может утихомирить Ребенка и Родителя или помочь им. Во многих аспектах жизни — Взрослый незаменим. Поэтому так важно взрастить его в себе. В этой статье собрали идеи и рекомендации о том, как помочь внутреннему Взрослому окрепнуть.



Книга-сериал по самооценке

Критик vs Взрослый

Посмотрим на примере героини «Книги-сериала по самооценке» психолога Анна Бабич, как действуют Критик и Взрослый.

Представьте, что Тамара попала в аварию: врезалась в автомобиль. Машину жалко, стыдно перед другим водителем, страшно, что накажут. Внутренний Критик вопил и жалил Тамару: «Бестолочь! Распустила нюни, соберись!» Тамара вспомнила, что внутри нее есть разные части. И решила, что Критик ей сейчас точно не нужен — надо придумать, как его утихомирить. Она пыталась переключиться на Взрослого. «Я взрослая. Я взрослая!» — повторяла Тамара. Но это не помогало. И даже хуже: Тамара подозревала, что на самом деле никакого Взрослого у нее внутри нет.

Иллюстрация из «Книги-сериала по самооценке».

Когда люди замечают, как Критик портит им жизнь, они на него страшно злятся и хотят прогнать. Но это невозможно. Критик появился в раннем детстве под воздействием значимых людей: мамы, папы, учительницы. Сначала человека критиковала мама, он у нее этому научился и теперь ругает себя сам. Исключить из структуры личности Критика настолько же невозможно, насколько выкинуть маму из сердца. И выхода здесь два: вести вечную войну или наладить гармонию внутри себя. Второй выход означает не отвергать неугодные части, а подружиться с ними, начать сотрудничать.

Если Тамара спросит у Внутреннего Критика: «Зачем ты так жесток со мной? Почему требуешь невозможного?» — она удивится ответу. Критик так себя ведет, потому что охвачен тревогой, что Тамара не справится, все будут над ней смеяться, а она станет страдать. Под его упреками на самом деле скрывается: «Я хочу, чтобы у тебя все получилось! Чтобы ты была довольна».

У Критика позитивное намерение, он хочет как лучше. Но его методы неверные и ведут к противоположному результату: чем яростнее он критикует, тем больше человек косячит. Но если мы поймем, в каком напряжении находится сам Критик и как сильно радеет за наш успех, то испытаем калейдоскоп чувств: жалость, сочувствие, благодарность. И вдруг ощутим, что ненависть ушла, появились принятие и сотрудничество: мотивы Критика стали очевидны. И хотя избавиться от него полностью нельзя, можно сделать голос Критика тише, а голос Внутреннего Взрослого громче. Но как вызвать этого Взрослого?

Во Взрослого нельзя поверить, как в Деда Мороза, но его существование можно сделать реальным.

Упражнение «Арсенал Взрослого»

Задайте себе вопрос: на основании чего вы можете считать себя взрослым человеком? Какие подтверждения взрослости вы накопили за свою сознательную жизнь? Перечислите факты, которые отличают вас-Взрослого от вас-Ребенка. Это упражнение называется «Арсенал Взрослого». Оно помогает увидеть материальные доказательства, что Внутренний Взрослый действительно существует.

Вот что получилось у Тамары:

Мне 30 лет.

Я живу отдельно от родителей в своей квартире.

У меня есть муж.

Я родила ребенка.

У меня есть загранпаспорт.

Я умею варить варенье.

Я вожу автомобиль.

Я выплачиваю ипотеку.

Я лежала с ребенком в больнице и разговаривала с врачами

«Арсенал Взрослого» — это факты. Если их выписать, они станут очевидны для психики, вы их осознаете и присвоите.

Практика. Создайте свой «Арсенал Взрослого» — в блокноте или заметках в телефоне. Будьте готовы к тому, что какие-то пункты придут сразу, а какие-то еще долго будут «догонять». Психике требуются время и многократные повторения, чтобы присвоить себе это ощущение: «Я взрослый(-ая), потому что…» Поэтому не забывайте возвращаться к списку и обновлять его.

Взрослый и Ребенок

Автор книги «Живу как хочу» Ирина Гиберманн говорит, что Внутреннего Взрослого нужно познакомить с Внутренним Ребенков. Почему это важно?

Задача родителей — и Внутренних Родителей тоже — защитить ребенка через правила, нормы, структуру, иерархию, наказание, поощрение. Здесь чувствуется достаточно авторитарный стиль, при котором нет свободы для ребенка. Речь о созависимости: ты зависишь от меня, поэтому я говорю, что и как тебе надо делать.

У Внутреннего Взрослого самая главная задача — получать вместе с Ребенком новый опыт, учиться вместе с ним.

Внутренний Взрослый — это мысли и убеждения. Он всегда может спросить Ребенка — интуитивно, что называется, из живота: что ты чувствуешь? Какие у тебя сейчас есть потребности? Какие убеждения по поводу самого себя, которые тебе больше не нужны? И Внутренний Ребенок разговаривает с Внутренним Взрослым по-честному.

Внутренний Взрослый оберегает, поддерживает, дает возможность раскрывать в диалоге потенциал, природу, которая заложена в Ребенке. Он учится вести этот диалог и искренне интересуется своим Внутренним Ребенком. Он спрашивает. Не контролирует, не навешивает чувство вины, не отвергает чувства Внутреннего Ребенка, не заставляет его испытывать стыд, сомнения, в том числе в самом себе и в ситуации. Взрослый не требует чего-то, а именно чувствует, потому что Внутренний Ребенок — это чувства и опыт.

В контакте с собой

Недополноценность — самая большая боль Внутреннего Ребенка. Когда мы в контакте с ним, то мы в контакте с самим собой. И этот контакт ни с чем не спутать. Если найти в себе состояние непоколебимой благосклонности по отношению к самому себе, когда вы можете определить свою ценность, осознать свои честь, достоинство, то вы сможете идти с достоинством по жизни, потому что вы сами с собой в контакте. Вы можете самому себе ставить границы и знать: вот это вам не на пользу, поэтому этого вы делать не будете, потому что любите себя, заботитесь о себе и через действия и поступки стараетесь радовать себя.

Это, казалось бы, такие банальные вещи: встаньте утром, выпейте стакан воды и начните себя радовать. Но это не так просто, потому что иногда у Внутреннего Ребенка, в зависимости от того, какая была констелляция, то есть сочетание сил, прав, полномочий и ответственности в семейной системе, радоваться просто не получается. Радость, которая заключается лишь в том, что ему плохо, зато родителям хорошо, он болеет, зато родители объединяются, у них появляются какие-то общие темы. И вот они там вокруг него скачут, крутятся, заняты. Не всегда радость на самом деле радость.

Позитивное подкрепление, позитивные последствия нашего контакта с Внутренним Взрослым, — это в первую очередь чувство собственного достоинства.

Второе подкрепление — это чувство радости за самого себя: я дееспособен, я в состоянии, я могу это делать. Третье — свобода от чувства стыда, страха, тревожности, потому что вы в контакте с собой. Четвертое — способность давать любовь и принимать любовь. И пятое — радоваться. Способность радоваться вытекает из способности строить отношения, обмениваться чувствами с близкими людьми. Дружить, влюбляться, творить, мечтать, фантазировать, видеть будущее и стремиться к нему.

Практика. Где найти Внутреннего Взрослого? Как его вырастить? Есть простое, но рабочее задание: посмотрите вокруг — кто для вас взрослый, кто для вас состоявшийся человек, кто для вас ориентир, ментор, наставник. И попробуйте хоть какие-то модели поведения этого человека (хотя бы на пять минут в день) примерить, словно надеть плащ. Да, сначала вы будете чувствовать себя искусственно, будто играете, даже обезьянничаете. Но со временем эти модели перестанут ощущаться как костюм с чужого плеча. Это будете вы.

Ресурсы Внутреннего Взрослого

Попробуйте уделить внимание вашему заботливому Взрослому — научиться сами о себе заботиться. Цель — найти свою систему поощрения, чтобы закрепить здоровые модели поведения. Иногда бывает сложно определить, какие виды деятельности способствуют росту Взрослого в нас, особенно если мы только знакомимся с ним и выращиваем его.

Ниже вы найдете список, из которого можно черпать идеи. Смело вносите новые пункты. Список можно разместить на видном месте дома, чтобы чаще «спотыкаться» об него и не забывать о себе и своих целях.

  1. Пробовать что-то новое.
  2. Говорить с друзьями о том, что вам важно в жизни.
  3. Играть на музыкальном инструменте.
  4. Заниматься своим профессиональным ростом.
  5. Ходить в сауну, бассейн или на массаж.
  6. Что-то починить, заменить, отремонтировать в доме.
  7. Ухаживать и наблюдать за животными, играть с ними.
  8. Сходить на концерт.
  9. Спланировать отпуск.
  10. Совершить какую-нибудь поездку.
  11. Заняться спортом.
  12. Сходить на танцы.
  13. Познакомиться с кем-то интересным.
  14. Флиртовать.
  15. Сделать подарок своими руками для себя или близкого человека.
  16. Навести порядок в доме.
  17. Написать стихотворение или рассказ.
  18. Разобраться в политических вопросах.
  19. Не держать при себе свое мнение.
  20. Проводить время рядом с кем-то (физически или эмоционально).
  21. Сделать что-то в одиночку.
  22. Проводить время самостоятельно, для себя.
  23. Сделать что-то для других.
  24. Написать письма или открытки друзьям.
  25. Сделать что-то полезное: заняться йогой, уходом за телом, растяжкой.
  26. Попробовать новый рецепт.
  27. Сходить на блошиный рынок.
  28. Освоить новое хобби.
  29. Организовать пикник.
  30. Начать вести свой блог или дневник.
  31. Поставить цели на неделю, месяц, год.
  32. Запишите свои пункты

Можно дополнительно разделить источники ресурса на четыре сферы.

1. Могу один — когда я знаю, что это даст мне стабильность без участия других.

2. Нужен другой — когда мне для какой-то активности (разговора, прогулки) необходим еще один человек.

3. Нужны деньги — когда необходим финансовый ресурс (пойти в кино, театр, съездить в отпуск).

4. Нужно время — когда для планирования и реализации необходимо не только желание, но и другие ресурсы.

Иногда эти пункты пересекаются между собой (чтобы сходить в театр с другом, нужны друг, деньги, время). Важно иметь из каждой области достаточно «предохранителей», чтобы выстоять в разных ситуациях за счет разных инструментов.

По материалам книг:

«Книга-сериал по самооценке»: МИФ • WB • OZON • Читай-город

«Живу как хочу»: МИФ • WB • OZON • Читай-город

Что еще почитать по теме

Похожие статьи