Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология и саморазвитие
«Не важно, что ты сказал, важно — как!» Упражнения для улучшения речи
10 апреля 1 551 просмотр

Олеся Ахмеджанова
Олеся Ахмеджанова

Вам нравится ваш голос? А то, как вы говорите: темп, ритм, громкость, дикция? И чувствуете ли вы, когда даже небольшой акцент меняет смысл фразы? Разбираемся в теме вместе с книгой «Как сказать» — и учимся говорить чуточку лучше.

Звук скажет больше

Вокальная составляющая речи оценивается отдельно от вербальной и называется параязыком. Это высота звука, резонанс, дикция, темп, громкость и ритм. Через параязык мы непреднамеренно выдаем свое настроение. Что бы мы ни говорили, звук больше скажет о том, кто мы и что чувствуем.

Источник

У параязыка шесть элементов:

  • высота,
  • резонанс,
  • дикция,
  • темп,
  • громкость
  • и ритм.

Высота

Когда связки напряжены, звук становится выше. Радость, страх или гнев заставляют говорить выше. В плохом настроении, при усталости и в полном покое связки расслаблены, голос звучит ниже. Высота звука всегда варьируется и доходит до пиковых значений на фоне сильных эмоций.

Резонанс

Толщина связок и объем грудной клетки определяют, каким будет голос. Мужчина с толстыми связками и большой грудной клеткой говорит басом, а женщина с тонкими связками звонко произносит слова. С практикой вы научитесь контролировать высоту и резонанс голоса, как это делают певцы и ораторы. Густой бас говорит о твердости, уверенности в себе и силе, а тоненький голосок — о незащищенности, слабости, нерешительности.

Дикция

Насколько тщательно вы выговариваете слова? Они смешиваются в кашу или каждая буква звучит отчетливо? В каждой ситуации свои требования. Растягивать слова и глотать звуки допустимо в разговоре с близкими, а на бизнес-встречах от всех ожидают четкости и определенности.

Темп

Темп, или скорость, с которой произносятся слова, отражает настроение и эмоции. В возбужденном состоянии люди говорят быстро, выразительно и настойчиво, но это может нервировать слушателя. Быстрая речь порой свидетельствует о чувстве незащищенности, а медленная создает впечатление лени и безразличия. Но слушателем неспешный темп воспринимается как искренность, вдумчивость и заинтересованность.

У рэперов темп речи часто высокий. Источник

Кроме того, темп зависит от региона, где человек рос. В Нью-Йорке говорят быстрее, чем в Атланте; у городских жителей более беглая речь, чем у сельских. Если один собеседник говорит быстро, а другой медленно, ни один не останется удовлетворен беседой. Первого раздражают длинные паузы, он часто порывается закончить предложение сам, а второй не успевает мыслями за первым, и в какой- то момент ему становится неинтересно.

Громкость

Громкий голос ассоциируется с энтузиазмом и уверенностью, но может быть воспринят и как агрессия, завышенное самомнение или преувеличенная уверенность в важности сообщения. Руководитель может повысить голос на подчиненного, желая показать, кто здесь главный и уполномочен давать распоряжения. Тихий голос как будто просит: «Не нападай, я знаю свое место, я беззащитен перед тобой».

В повседневной жизни тихий голос считается признаком надежности, заботы и понимания, а также неуверенности и ощущения себя или своего сообщения незначительным.

В то же время шепот — крайнее проявление тихой речи — всегда подчеркивает важность коммуникации. Шепотом говорят то, что предназначено исключительно для собеседника. Но еще голос понижают до шепота от грусти, страха или благоговения.

Ритм

Ритм задает акцент на словах в предложении. В вопросе «Который час?» обычно акцент делается на слове «час». Если его поставить на слово «который», ритм собьется. Посмотрите, как изменится смысл, если поменять ритм в этих предложениях:

«Счастлив ли я?»

«Счастлив ли я?»

В первом случае получается твердое убеждение, а во втором — сомнение.

В любой речи, как в песне, свой ритм. В младенчестве, еще не умея говорить, мы подражаем звукам. Позже, узнавая слова, мы произносим их с уже заученным ритмом и настолько привыкаем к нему, что используем бессознательно. Однако он не теряет своей значимости. Акцентируя разные слова в предложении, вы можете менять его смысл («Счастлив ли я?» и «Счастлив ли я?»).

Ваш голос отражает то, что вы говорите?

Если не варьировать высоту, резонанс, громкость, темп или ритм, вы будете говорить как робот. Слушать такую монотонную речь невозможно. Собеседникам покажется, что вам скучно все это произносить.

Монотонная речь не цепляет слушателя. Источник

Вы можете проанализировать свой параязык и узнать, что он говорит о вас. Для этого запишите себя во время любого разговора. Прослушайте запись не ранее, чем через 24 часа, чтобы воспринять свою речь объективнее. Если вы никогда не слышали свой голос в записи, послушайте запись несколько раз, чтобы привыкнуть к новому звучанию. Во время анализа учитывайте следующее.

— Ваш голос отражает то, что вы говорите?

— Голос согласован с содержанием речи?

— Вам что-нибудь не нравится в вашем голосе?

Если хотите что-то изменить в своем параязыке, продолжайте записывать себя. Говорите или читайте, варьируйте параметры с учетом того, как хотите звучать. Проигрывайте записи друзьям и спросите их мнение. Пробуйте следовать их советам.

Официантка Синди часто недосчитывалась чаевых. Послушав запись своего голоса, она сделала вывод, что говорит слишком монотонно, высоко и в нос, а также тараторит и глотает звуки так, что некоторые слова сама не может разобрать. Синди начала практиковать упражнения, описанные ниже, и в течение месяца по пять минут в день читала на диктофон. Она старалась глубоко и медленно дышать, расслаблять связки. Вскоре она заметила улучшение резонанса и повышение вариабельности высоты, скорости и ритма. Чаевые выросли, и она получила несколько приглашений на свидание.

Упражнения для речи

Вот упражнения, которые использует преподаватель драматической речи Джон Арг.

Вокальная растяжка

Тело — инструмент воспроизведения голоса. Чтобы расширить диапазон высоты, резонанса и громкости, надо сделать тело гибче.

Если у вас тихий, тонкий, высокий или низкий голос и монотонная речь, это упражнение поможет раскрыть горло и грудную клетку и натренировать связки. Зевайте, широко и с громким звуком раскрывая рот и выпуская воздух из легких. Сделайте глубокий вдох. Зевая, меняйте тональность голоса от минимума до максимума. Через несколько минут попробуйте говорить, зевая.

Модуляция громкости

Какая громкость нормальная? Если вы говорите слишком громко или тихо, упражнение научит вас регулировать громкость. Вы сможете синхронизировать зрение с голосом и правильно выбирать громкость в любой ситуации.

Источник

Посмотрите на любой предмет рядом и скажите: «Касаюсь», громко и четко. Представьте, как ваш голос выходит и касается предмета. Затем посмотрите на предмет подальше и скажите то же самое уже громче. Снова представьте, что на самом деле касаетесь предмета голосом. Переведите взгляд на другой предмет и «коснитесь» его. Оцените, насколько далеко можете достать своим голосом. С практикой вы научитесь выбирать громкость для любого расстояния.

Дикция и темп

Если собеседники с трудом понимают вас из-за слишком быстрой речи или глотания звуков, выполняйте это упражнение. Вы разовьете привычку говорить медленнее и четко выговаривать слова.

Скажите вслух то, что помните наизусть: поговорку, стихотворение, колыбельную или свой телефон и адрес. Повторите несколько раз, громко и м-е-д-л-е-н-н-о. Гласные пусть звучат в три или четыре раза дольше нормальной продолжительности. Твердые согласные, такие как б, п, к и т, произносите с преувеличенной артикуляцией.

Метамесседж

Непроизвольно варьируя ритм или высоту, чтобы подчеркнуть что-то, или добавляя специальные вербальные модификаторы, мы посылаем метамесседж. Он добавляет речи еще один уровень смысла, порой противоречащий значению слов или опровергающий его.

«Конечно, ты нам нравишься» — это не то же самое, что «Ты нам нравишься».

Акцент на «мы» и добавление «конечно» незаметно меняют смысл, намекая, что «мы» — это не все, что ваше обаяние не настолько действенно, насколько вам хотелось бы. Всего пара слов и смена ритма создают метамесседж.

У многих утверждений два смысловых уровня: информация, передаваемая последовательностью слов, и метамесседж — чувства и отношение говорящего к предмету. Метамесседж считывается по ритму, высоте и вербальным модификаторам.

Рассмотрим фразу «Ты сегодня опоздал». Если интонационно подчеркнуть «опоздал», получится удивление. Оно может подразумевать интерес к причинам ситуации. Акцент на слове «ты» говорит о раздражении.

Метамесседж часто становится причиной межличностных конфликтов, когда с виду разумное и прямое высказывание между строк содержит обвинения и враждебность. Например, обычная фраза «Я пытаюсь помочь». Если вставить сюда «всего лишь» и акцентировать, метамесседж изменится. В «Я всего лишь пытаюсь помочь» слышна обида, теперь это нападение.

Трудно защищаться от гнева и неодобрения, выраженных в негативном метамесседже. Поскольку обвинения неявные, не совсем понятно, почему они обидные.

Например, Джон только что переехал из общежития в свою квартиру. К нему приходит мать и говорит: «Ну еще бы, это же твоя первая квартира». Добавляя «ну еще бы» и акцентируя слово «первая», она как будто говорит: «Не очень уютно, но чего ждать от человека без опыта обустройства собственного дома». Джон обижен на мать, но не вполне осознает за что. Можно научиться распознавать свои метамесседжи и анализировать чужие негативные. Для этого надо понимать конструкцию метамесседжа. И в первую очередь здесь нужно обратить внимание на ритм и высоту.

Ритм и высота в метамесседже

Предложение, в котором ни одно слово не акцентировано, не содержит метамесседжа. Делая ударение на отдельных словах, говорящий демонстрирует свой эмоциональный настрой. Для примера рассмотрим фразу «одну минуту». Без акцента это обычная просьба подождать, а акцент на «одну» или «минуту» означает раздражение и нетерпение соответственно.

Теперь возьмем фразу «Я с тобой домой не пойду». Здесь возможно много вариантов.

  • «Я с тобой домой не пойду» несет метамесседж «может, кто-то, но точно не я».
  • Акцент «домой» означает «пойду с тобой куда-нибудь, но не домой».
  • Если акцент на «с тобой», то это «с кем-то другим, но не с тобой».

Смысл меняется вместе с акцентом.

Многие комплименты содержат метамесседжи. Например, значение фразы «Ты милый» зависит от акцента.

  • «Ты» высоким тоном — удивление, граничащее с недоверием: «Ты милый, это очень неожиданно».
  • Акцент на «милый» — явное выражение симпатии.
  • Если акцентированы оба слова и на втором тон понижается, получается едкий, саркастический метамесседж.

Некоторые метамесседжи служат предупреждениями. Например, «по моему мнению». Акцент на «мнению» намекает, что можно и не согласиться. Акцентируя «моему», человек подразумевает: «Слушай и не противоречь».

Высота и ритм — важные составляющие сексуального метамесседжа. Мужчина в компании видит женщину в ярком обтягивающем свитере и говорит: «Какой у вас красивый… свитер». В словах содержится только констатация факта, а флирт передан интонацией.

Вербальные модификаторы

Вербальные модификаторы добавляют смыслу нюансы. Наиболее часто используемые модификаторы: определенно, только, едва ли, естественно, сейчас, потом, конечно, всего лишь, все еще, опять, слегка, предположительно.

«Еще бы», «давай», «наверняка» и «наверное» часто встречаются в метамесседжах. Любое слово, обозначающее количество («много» или «немного»), может добавить сарказм: «Ты немножечко несобранная», «Я слегка намок, пока тебя ждал».

В таблице ниже слева приводится фраза, а справа — метамесседж.

В этих фразах вербальные модификаторы сигнализируют о раздражении и неодобрении. Попробуйте прочесть их без модификаторов — и увидите, что они превращаются в констатацию фактов. Подспудные ехидство и неприязнь исчезают.

Скрытые нападки

Смысл метамесседжа в том, чтобы донести до собеседника то, что не решаешься сказать прямо. Поскольку нападки скрытые, вероятность открытого сопротивления мала. Вот что нужно делать, получив метамесседж с претензией.

1.Мысленно воспроизведите фразу, прислушайтесь к ритму и высоте, найдите модификаторы.

2.Скажите вслух то, что поняли из метамесседжа, и уточните, это ли собеседник подразумевал.

Второй пункт очень важен. Если не проверить свою версию, вы так и будете теряться в догадках и вести себя, как будто правильно поняли метамесседж, не зная наверняка. К тому же такое уточнение — хороший урок для любителей изъясняться метамесседжами. Если регулярно переспрашивать, человек начнет говорить с вами прямо, проговаривая все мысли и чувства.

 

Оформить предзаказ книги «Как сказать»: МИФOzonЛабиринтЧитай-город

Обложка: freepik

Похожие статьи