Почему мы выбираем похожих партнеров? Что разочаровывает нас в отношениях? И какие страхи мешают раскрыться? Выбрали три упражнения из книги «Как найти любовь, которую стоит сохранить» — они помогут разобраться в себе и своих взглядах на отношения.
Хотя нет: это не просто упражнения, а целое исследование своего «я». Поэтому выделите время, настройтесь и приступайте к выполнению заданий — чтобы, наконец, понять, почему нам нравятся определенные люди.
Упражнение № 1. Предварительное знакомство с человеком, к которому вас подсознательно тянет
1. Расположите лист формата А4 горизонтально. Расчертите колонки по числу прошлых отношений и напишите имя бывшего партнера вверху каждого столбца. Закройте глаза, сделайте несколько глубоких вдохов, расслабьтесь и вспомните первые отношения.
Когда вы впервые встретились с этим человеком, как он(а) выглядел(а), что вы сказали друг другу, что сделали?
Попробуйте мысленно вернуться в те ситуации. Позвольте себе глубоко прочувствовать их воздействие и запомнить связанные с ними эмоции. Попробуйте вспомнить, какими были первые этапы романа, как вы проводили время вместе, каково это было, когда вы впервые занимались любовью.
Теперь подумайте о том, как вы впервые заметили то, что вам не понравилось в партнере.
- Что это было и как вы поступили: проигнорировали или отмахнулись, были ли шокированы?
- Можете ли вы вспомнить переход от сильной романтической любви к «обустройству» для повседневных отношений?
- Можете ли определить проблемы и что пошло не так?
- Можете ли вспомнить, как пытались решить свои проблемы или вернуть свои прежние чувства?
- Чем закончились отношения?
Вы можете просто вспомнить, что произошло, или записать кое-что. Смысл в том, чтобы как можно ярче восстановить ту ситуацию.
2. Теперь, когда вы освежили воспоминания, перечислите в первой колонке все положительные и отрицательные черты вашего партнера. Используйте прилагательные, например: добрый, злой, теплый, склонный к манипулированию, щедрый, скупой, скучный, харизматичный и т. д.
3. Когда закончите, вернитесь и поставьте знак плюс (+) рядом с каждой чертой, которую считаете положительной, и минус (—) рядом с отрицательной.
4. Перечитайте список еще раз и в левой части столбца пронумеруйте положительные черты по степени вашего предпочтения:
- «1» рядом с чертами, которые вам нравились больше всего, и т.д.
- В правой части столбца ранжируйте негативные черты таким же образом, где «1» — худшее качество, и т. д.
5. Повторите шаги 1, 2 и 3 по отношению к каждому бывшему партнеру.
6. Вернитесь назад и обведите кружком положительные черты, общие для всех (или большинства, если у вас их было много) бывших партнеров. Подчеркните общие отрицательные черты.
7. На новом листе нарисуйте круг и разделите его пополам по горизонтали. В верхней половине укажите все положительные черты, которые вы поставили на 1-е или 2-е место у любого (или нескольких) бывших возлюбленных. Обведите кружком все, что вы обвели в пункте 6. В нижней половине круга перечислите отрицательные черты с номерами 1 и 2 и подчеркните те, что подчеркнули в пункте 6.
У вас получилось предварительное графическое изображение вашего имаго — человека, к которому вас подсознательно тянет.
Упражнение № 2. Разочарования в отношениях
1. В верхней части горизонтально расположенного листа А4 напишите имя одного из ваших бывших партнеров. Разделите лист на пять колонок. Обозначьте столбцы:
- A — ситуация;
- Б — чувство;
- В — мысль;
- Г — реакция;
- Д — страх.
2. В столбце А перечислите ситуации разочарования, которые вы испытали с этим человеком: поступок, который вызвал у вас дискомфорт, боль или разочарование.
Например:
- «Он(а) назначал(а) встречу, а потом постоянно опаздывал(а), не предупредив меня»
- «Когда он(а) меня обнимал(а), он(а) не прижимал(а) меня крепко»
- «Когда я задавал(а) вопросы, он(а), как правило, давал(а) уклончивые ответы»
- «Иногда он(а) критиковал(а) меня в присутствии моих друзей»
- «Он(а) часто говорил(а) со мной гневным тоном»
Следует избегать уничижительных прилагательных вроде «ленивый», «жадный», «подлый», «сердитый», «скрытный», «ненадежный». Используйте фразы, описывающие поступок, который заставил вас сформировать такое мнение.
3. В графе Б укажите чувство, которое вы испытывали в каждой ситуации. Их следует описывать одним словом, например «злость», «испуг», «стыд» и т. д. Составляя предложение, вы описываете свой мыслительный процесс. Например, комментарии вроде «Я чувствовала, что он меня не ценит» или «Мне казалось, что она меня использует» отражают ваши мысли по поводу общения с человеком. Но здесь мы пытаемся определить само чувство, которое вы испытали, когда у вас возникла эта мысль. Например:
«Он(а) не позвонил(а), когда опоздал(а), и я подумал(а), что меня не уважают, и почувствовал(а) злость».
4. В графе В запишите свои мысли. Например, если в графе А написано: «Он(а) назначал(а) встречу со мной, а затем опаздывал(а) и не предупреждал(а)», а в графе 2 — «злость», в графе C можно написать: «Меня не уважают» или «Я чувствую себя нелюбимым». Полная мысль такова:
«Он(а) назначал(а) мне встречу, опаздывал(а) и не предупреждал(а), а я злился(-лась) и думал(а), что он(а) меня не уважает».
5. В графе Г опишите свою реакцию. Это ваше поведение, когда вы чувствовали себя «рассерженным и неуважаемым». Пример:
«Я надулся(-лась)», или «Я позвонил(а) маме и рассказал(а), какой(-ая) он(а) невнимательный(ая)», или «Я погружался(-лась) в депрессию и наливал(а) себе выпить».
6. Столбец Д, «Страх», самый сложный. Подумайте, какой скрытый страх вызвала ситуация из графы А. Ваша реакция скрывает этот страх — в этом ее функция. Например, опоздание партнера может вызвать страх быть «брошенным». Или могут появиться опасения, что он(а) с кем-то другим. Полное предложение при заполнении всех столбцов звучит примерно так:
«Он(а) назначал(а) мне встречу, а затем опаздывал(а) и не предупреждал(а), я злился(-лась) и чувствовал(а), что меня не уважают, и реагировал(а), впадая в депрессию и выпивая, боясь, что меня бросят».
7. Повторите шаги 1–6 для каждого из бывших партнеров.
8. Возьмите новый лист, положите горизонтально и разделите на шесть столбцов. Пометьте первые пять так же, как в шаге 1. А шестой — словом «Желание».
9. Изучите списки разочарований по каждому партнеру и найдите схожие повторяющиеся ситуации. Например, вы обнаружили, что испытываете разочарование по поводу опозданий, невыполнения договоренностей или критики. Возьмите каждую группу похожих разочарований и обобщите их в одном предложении или фразе, отражающей суть каждого из них. Например, если у вас повторяется разочарование из-за опозданий, их можно обобщить фразой:
«Когда мои парни (девушки) непунктуальны, я злюсь».
Точно так же сгруппируйте ответы по этой проблеме в столбцах Б—Д. Последнее предложение может выглядеть так:
«Когда мои партнеры непунктуальны, я злюсь и думаю, что меня не уважают или я не важен(-на), и обычно я реагирую депрессией и пью, чтобы скрыть страх быть брошенным(-ой)».
Наконец, в графе «Желание» напишите, что могло бы снять разочарование из графы А. Например:
«Я хотел(а) бы, чтобы мой партнер старался приходить вовремя и предупреждал(а), если опаздывает больше, чем на десять минут».
Повторите такие же выводы в отношении каждого повторяющегося разочарования. Теперь у вас есть наглядное представление о проблемах и разочарованиях, которые часто повторяются в ваших отношениях, и о том, что может исправить ситуацию.
Упражнение № 3. Ваши подсознательные отношения
Закончите следующие предложения, используя материал из предыдущих упражнений.
Меня тянет к человеку, который…
(закончите предложение отрицательными чертами из нижней части круга в упражнении 2.2, пункт 7)
…с которым я чувствую…
(вставьте вывод о негативных чувствах из упражнения 2.2, пункт 9, графа Б)
…потому что он(а) разочаровывает меня…
(заполните вывод о разочарованиях из упражнения 2.2, пункт 9, графа A)
Я хотел(а) бы, чтобы этот человек всегда…
(вставьте положительные черты из верхней части круга в упражнении 2.2, пункт 7)
…чтобы я мог(ла)…
(закончите предложение списком желаний из упражнения 2.3, пункт 9, графа Е)
Когда эти желания не удовлетворяются, я думаю…
(вставьте мысли из упражнения 2.3, пункт 9, графа В)
…и реагирую…
(вставьте реакции из упражнения 2.3, пункт 9, графа Г)
…и испытываю самые глубокие страхи, а именно…
(закончите предложение краткой информацией о своих страхах из упражнения 2.2, пункт 9, графа Д. Эти страхи описывают вашу детскую травму, которую вы заново переживаете в своих отношениях)
Теперь у вас есть картина ваших «подсознательных отношений».
По материалам книги «Как найти любовь, которую стоит сохранить»
Купить: МИФ / Ozon / WB / Читай-город
Обложка: unsplash