Какие книги читатели выбирают прямо сейчас? Какие жанры популярны — в художественной литературе и нон-фикшн? Что происходит на книжном рынке? И какие тренды теряют свою актуальность? Выбрали фрагменты из вебинара руководителя редакций МИФа Ольги Киселевой. Он прошел в рамках курса «Цех № 3».
Делимся самым-самым.
Что сейчас происходит на книжном рынке?
Если вкратце: за последние три года на книжном рынке произошло очень много изменений.
До 2020 года
- рост нон-фикшн-литературы в России и мире опережал рост художественной литературы — уникальная ситуация для книжного рынка: нон-фикшн рос такими темпами, что смог обогнать художественную литературу. Это событие интересное, потому что художественная литература была всегда более популярна
- рост мирового рынка (1–3% в год) обеспечивали 1–3 супербестселлера, в России рост был выше, по разным показателям 5–15% в зависимости от года, нет завязки на конкретные бесты — это уже не актуально: раньше выходило громкое произведение, и оно могло взбудоражить весь рынок
- электронные книги только-только стали зрелым рынком, аудио — все еще растущие (по миру рост — 15–20% в год)
2020–2021 годы
Наступил мировой коронавирусный кризис, и ситуация поменялась.
- художественная литература (драйвер — молодежная литература) по темпам роста стала догонять нон-фикшн в России и мире — художественная литература снова вышла вперед — это логичная реакция на любой кризис, когда люди больше интересуются художественными историями. Это не плохо, это всего лишь особенность, которую нужно учитывать
- крупнейшие мировые издатели и книгопродавцы показывали прирост по 20 и более %, в России роста не было или он был минимален
- рост электронных книг и аудиокниг стал приближаться к показателям зрелых рынков, пропуская вперед бумагу
2022 год
Российский книжный рынок потерял часть контактов с мировым книжным рынком. Что это означает для России:
- значимый рост художественной литературы относительно нон-фикшна (потеря части аудитории НФ за счет сокращения отдельных тематик и общего числа покупательской аудитории) — этот рост объясняется желанием людей сбежать в выдуманную реальность, получить вдохновение, успокоение, а также он связан с сокращением отдельных категорий нон-фикшн за счет оттока платежеспособной аудитории
- драйвер — молодежная литература и комиксы разных форматов
- сокращение доли переводной литературы, рост — русскоязычной
- снижение покупательской способности на фоне роста цен на книги
- резкое падение доли электронных и аудиокниг
- тренды мировой и российской литературы стали расходиться, в т. ч. из-за законодательных изменений
Что же с этим делать авторам?
Если вы русскоязычный автор, то для вас есть плюсы в сложившейся ситуации.
1. Если вы эксперт в своей теме, то сейчас вы как никогда ценны для читателей и издателей. Книги от российских экспертов лучше описывают, что происходит на нашем рынке, поэтому ваши знания как эксперта более востребованы, чем кейсы зарубежных коллег.
2. Начинающие авторы опасаются, что бумага не будет востребована, поэтому стремятся издать электронную версию. Как показывает рынок уже на протяжении длительного периода, бумажные форматы прекрасно себя чувствуют в любой ситуации. Но и «электронки» ничуть не мешают бумаге! Поэтому не важно, в какой виде сначала появится книга.
3. Ограниченный выбор зарубежных правообладателей, у которых российские издатели могут купить книгу на перевод, означает повышение внимания к российским авторам.
Серия МИФа «Главное в истории»
Обозначим несколько минусов.
1. Из-за сложившейся ситуации в стране прерваны логистические цепочки — не хватает материалов, полиграфическое качество снижается, поэтому труднее реализовать сложные идеи, сложносоставные книги или коробочные продукты, которые раньше печатались либо за границей, либо на дизайнерских материалах.
2. У людей сокращается доход, и чтобы книгу купили, издатель и автор ищут возможность сделать ее такой, чтобы она встала на полку по адекватной цене. Если таких возможностей нет, то ищут другие способы повышения коммерческого потенциала книги — все, что помогает повысить её привлекательность.
Большие тренды 2023 года
Поговорим о существующих трендах. Большие тренды могут появляться не только в книгах. Они могут быть в образовательных продуктах и где угодно.
1. Внутренняя эмиграция, заземление — это поиск внутренней опоры в сложные времена. Людям нужна такая история, чтобы крепче встать на ноги в психологическом плане. Это не просто книги по психологии, а подача материалов в самых разных жанрах. Например, это может быть художественная литература, которая помогает обрести уверенность или в которой есть светлая концовка.
Романы МИФа с хорошей концовкой: «Служба доставки книг», «Под цикадным деревом» и «Вы найдете это в библиотеке»
2. Обострение крайностей и противоречия. Тематики, которые сейчас находятся на гранях (черное или белое, плюс или минус) относятся к большим трендам. Книги, разбирающие эти противоречия, тоже получают дополнительный интерес.
3. Уйти из текущего момента в прошлое или параллельное бытие. Эта история тесно связана с художественной литературой, поэтому фэнтези востребовано. В нон-фикшне популярно то, что связано с эзотерикой, желанием абстрагироваться и найти параллельные двери для выхода в другую реальность, пусть даже мысленно.
4. Огромный интерес в качестве большого тренда вызывает все, что связано со славянством, с русскостью, с историей и проявляется практически везде: и в художественной литературе, и в нон-фикшне, и в детской литературе.
5. Волшебность. Все, что связано с магией, волшебством, оформлением, тематиками, сутью, вызывает интерес.
6. Эскапизм. Желание себя порадовать может проявляться за счет покупки книг, которые доставляют эстетическое удовольствие или о которых вы давно мечтали. Это может быть то, за что не жалко отдать деньги, чтобы потешить своего внутреннего ребенка.
7. Простые решения или быстрое узкое обучение. Рынок онлайн-образования за последние два года сильно вырос, и это отражается не только в появлении большого числа курсов, но и в желании воспринимать обучающую информацию в разных форматах. Книги, которые предлагают быстро освоить хобби или профессию, тоже попадают в большие тренды.
8. Неопределенность, страх. Это история, которая сопровождает многих, и как ее использовать, решайте сами. Например, из-за этого обоснованно получили дополнительный интерес книги по психологии.
9. Большой пласт интереса вызывает Азия в самых различных проявлениях: истории из Азии, в азиатских реалиях, оформление в стиле Азии, азиатские авторы, русские авторы, пишущие об Азии.
Тут можно посмотреть книги МИФа на азиатскую тему
Тренды в нон-фикшн-литературе, вторая половина 2022–2023 гг.
Что особенно актуально в нон-фикшне и интересно читателям и издательствам?
1. Психология и саморазвитие. Травма, внутренние фигуры, избегание, точки опоры, проживание чувств, интимность, отношения.
Книги по психологии в МИФе
Воспитание детей, воспитание с сердцем, книги для родителей мальчиков — все, что позволяет удержать психическое равновесие в сложные времена, дает возможность изучить себя, а не просто получить обобщенное представление о психологии.
2. Мифология, архетипичность, истоки сказок, славянские тематики, Древняя Русь, все еще Средневековье — все научно-популярного толка. Эта история интересна как в контексте классических книг, так и от современных авторов, которые могут интерпретировать историю, могут дать новое видение этим тематикам.
Новинки в серии о мифах: «Славянские мифы», «Мифы Поволжья» и «Карело-финские мифы»
Также интересны те, кто может доходчиво объяснить на современном языке, где текст оформлен красивым иллюстративным материалом. Глубокая проработка этой темы вызывает интерес.
3. Вечные темы на массовую аудиторию. Диеты, любовь. Эзотерика (таро, зеленая магия, современная магия) — вечные темы, которые никуда не уйдут.
4. Экономика. Рост бизнеса в кризис. Российская специфика — актуально сейчас, как никогда, потому что нарабатывается новый опыт преодоления сложностей именно в той реальности, которая складывается. Тот, кто может пройти этот путь и поделиться своим опытом, становится интересен читателям. Не тот, кто рассуждает в старой реальности или пересказывает известные истории. После кризиса наступает время, когда востребованными становятся именно русскоязычные авторы в этой тематике.
5. Общественное достояние и его интерпретации, комментирование, структурирование в кризис всегда получают особенный интерес. Общественное достояние — это когда любой издатель, любой человек может выпустить книгу, продавать ее и зарабатывать на ней деньги. Это значит, что наследники и авторы уже не претендуют на права в связи с тем, что прошло 70 лет с момента смерти автора.
В МИФе тоже выйдет классика: «Дракула», «Евгений Онегин», «Грозовой перевал» и другие легендарные книги
Почему это может быть интересно? Вы можете посмотреть на классические произведения взглядом современного человека и со знаниями, которых не было 20 или 100 лет назад.
6. Фанатский мерч по вселенным, все, что относится к вселенным сообществам, фанатским историям, — большой тренд. Дополнительные продукты при условии сотрудничества с правообладателями, особенно с российскими, востребованы и находят интерес.
Тренды в художественной литературе 2022–2023 гг.
- Young Adult в целом.
- Большой выход самиздата в коммерческую среду. Новеллы и фанфики (и новеллы с азиатской тематикой от русскоязычных авторов).
- Комиксы (руманга, азиатского плана + вебтуны).
- Фэнтези, особенно в азиатском и славянском антураже.
- Семейные саги.
- Молодежные драмы.
- Частично филгуд (например, cozy-детективы, книжный филгуд).
- Падающие — викторианство, ретеллинги, Греция, темная академия.
Новинки фэнтези в МИФе: «Пир теней», «Песни радости, песни печали» и «Рок и Кара»
Что сейчас происходит в художественной литературе?
«Самиздат» выходит в коммерческую среду: что публиковалось в Сети, стало внезапно интересно издателям. Если вы заполучили интерес читателей в Сети, есть смысл идти к издателю и показать свои работы. Есть особый интерес в азиатской тематике и также по славянским историям. Также интересны комиксы, особенно выполненные в азиатском стиле (в формате вебтунов).
7 и 8-й пункты — интересные истории, которые есть смысл учитывать. Филгуд — истории, которые поднимают настроение (например, cozy-детективы, книги про книги, книжки про магазинчики, которые вызывают чувство уюта, защищенности, милоты). Это довольно сильный тренд.
Также к трендам относят ретеллинги, Грецию, темную академию. Действительно, пока еще они хорошо продаются, но наметился спад. Тренд падающий, но это не значит, что писать не надо и вас не опубликуют: ценность любой книги измеряется в том, как она может закрыть «боль» читателя.
Несколько ретеллингов в МИФе: «Дитя Афины», «Дом волчиц» и «Поражение Федры»
Несмотря на то что воплощения достойна совершенно любая идея, будьте готовы к тому, что если вы пишете книгу для себя, то вы можете стать единственным ее читателем. Ну а если речь идет об издательском потенциале, вы должны ставить больше интересы издательства при выборе темы и жанра. Если вы думаете о том, чтобы прославиться, стать востребованным автором, то обращайте внимание, что нужно проанализировать тип литературы, жанры, тренды и тематики. Только после этого приступать к реализации вашей задумки.
Что еще почитать по теме:
- Подборка независимых книжных магазинов России
- Что говорят о наших книгах Галина Юзефович, Анастасия Завозова и Лиза Биргер?
P.S. Хотите написать и издать свою книгу? Приходите на третий поток нашего легендарного курса «ЦЕХ № 4». Следующий поток стартует весной 2024 года. Подпишитесь на уведомление о старте.
Обложка: unsplash