«Я недостаточно…» Дальше выбирайте свой вариант: умный, профессиональный, взрослый, зрелый, молодая, ловкая, решительный, везучая, счастливая, преуспевающая… Со мной все тотально не так. Я жалкий, убогий, никчемный человек, и моих качеств явно недостаточно, чтобы меня любили и принимали. Мне надо быть каким-то другим. Этот страх глубоко укоренен в каждом из нас. Как только мы подрастаем и осознаем, что в этом мире все друг друга оценивают, мы решаем: «Чтобы выжить, нужно нравиться!»
Как избавиться от этого ощущения тотальной недостаточности? Авторы книги «И что?» Виктория Шиманская и Галина Кушнарева рассказывают об этом и делятся полезными упражнениями, которые помогут поверить в себя.
Упражнение № 1. Переформулируй это
Говорят, однажды Эйнштейна спросили: «Представьте, что ровно через час комета врежется в Землю. Как бы вы решили эту проблему?» Он ответил: «Я потратил бы 55 минут на переформулирование задачи, а потом 5 минут на решение».
Вот исторический пример переформулирования. Знаете ли вы, что сначала на железнодорожных путях, на самих рельсах, были специальные фланцы, которые не давали ровным колесам соскользнуть с них? Потому что сперва задача была поставлена так: «Какими должны быть рельсы, чтобы поезд с них не падал?» Но умные люди переформулировали ее: «Какими должны быть колеса поезда?» И тогда фланцы появились на колесах, а рельсы стали ровными, без поднятых краев, что намного технологичнее и экономичнее в производстве.
Сила переформулирования — мощнейший инструмент. Сейчас мы будем этому учиться. Последовательно заполните в приведенной ниже таблице первый, второй, третий и четвертый блоки.
Вот несколько примеров. Допустим, положительное качество из первого квадранта — «быстрая». Оно отражает умение молниеносно оценивать ситуацию, но во втором квадранте легко может превратиться в негативное «поверхностная» или «суетливая». А, например, отрицательное качество «длинно и сложно формулирую мысль» легко трансформируется в «имею нестандартное и комплексное мнение». Точно так же «медлительный» превращается во «вдумчивый», а «внимательный к мелочам» — в «занудный». Теперь закройте рукой блоки номер два и три и представьте человека с такими качествами. Как вам, нравится?
А теперь, наоборот, закройте первый и четвертый блоки. О ужас! Кто это? На самом деле это все вы, и только от вас зависит, каким вы себя видите. Ведь у всего есть своя оборотная сторона. Даже из кислого лимона можно сделать лимонад. И точно так же прирожденный талант можно обесценить и сгубить. Учитесь смотреть на вещи с разных сторон.
Упражнение № 2. Я больше так не говорю
Чтобы относиться к себе бережнее и нежнее, можете использовать короткий вариант предыдущего упражнения. В одну колонку, назовем ее «Я больше так не говорю», запишите свои негативные качества. Перечислите то, что вы не умеете, не можете, не хотите делать. Напишите, что вы говорите о себе в плохом смысле.
А для второй колонки с названием «Я говорю» придумайте альтернативный, положительный вариант высказывания. Так постепенно вы научитесь смотреть на мир по-другому, видеть возможности, ресурсы для вашего развития и трансформации, а не препятствия.
Потренируйтесь, попробуйте сами. Вот пример того, как это работает.
Теперь вы! Что вы себе говорите в минуты недовольства собой? Пишите и заменяйте!
Упражнение № 3. План действий
Мы изучили и приняли свои слабые стороны, знаем, как их переформулировать, но этого недостаточно. Идем дальше. Следующий шаг — умение прописывать конкретные этапы изменений, составлять план с четкими инструкциями. Этому можно научиться. Предлагаем начать с заполнения таблицы, приведенной ниже. Категории примерные. Вы можете дописать свои.
Упражнение № 4. Люди, которые меня восхищают
Выберите десять человек, которые вызывают у вас уважение: пять из тех, с кем знакомы лично, и пять из тех, с кем незнакомы. Может быть, они даже живут в другой стране. Возможно, это будут звезды кино или серьезные бизнесмены, благотворители, спикеры, политики. Впишите десять имен в первый столбик. Во втором объясните, почему вам интересны эти люди. А вот третья колонка, возможно, вас удивит. В ней надо написать, чем вы могли бы быть полезны каждому из этих людей. Чему могли бы их научить.
Ну и последний шаг — встреча. Укажите дату, когда вы хотели бы увидеться или познакомиться с этими людьми. С пятью знакомыми это просто вопрос планирования.
А с пятью незнакомыми — вопрос поиска контактов и выходов. Теория шести рукопожатий вам в помощь. Да, это может стать вызовом, но результат очень вдохновляет. Такое упражнение за год меняло жизни людей: исполнялись их заветные желания. Сегодня необязательно встречаться за чашечкой кофе. В век цифровых технологий вместо этого можно написать электронное письмо или посетить конференцию, где будет выступать интересующий вас человек. Но сделайте первый шаг, проявите инициативу. Так что составляйте ваши списки. И делитесь своими «вау результатами».
По материалам книги «И что? Легкое руководство по выходу из сложных психологических ситуаций».
Обложка статьи: unsplash.com