На вебинаре психологов Анны Край и Ренаты Трубачевой в рамках курса «Токсичные люди» говорили об эмоциональном насилии в рабочих отношениях и в социуме. Делимся фрагментами беседы.
По промокоду blog — специальная скидка 30% на курсы МИФа. Скидка суммируется с той, что уже есть на сайте. Максимум — 50%.
«Невидимое насилие»
Говоря о насилии, мы обычно не задумываемся, что оно может быть не только видимым, но и незаметным. Хотя это так. Допустим, мы замечаем на улице людей, которые спорят и применяют физическую силу — это видимый случай. С эмоциональным насилием все не так однозначно. Например, домашнее насилие может быть незаметным из-за установки не выносить сор из избы.
Что влияет на степень «видимости»?
- Степень открытости диалога о той или иной социальной группе. Например, насилие по отношению к пожилым людям незаметно для остальных, ведь им сложно за себя постоять, заявить о произошедшем.
- Степень открытости диалога о той или иной проблемной ситуации. Пример: трудно сказать о некорректном поведении человеку, у которого диагностирована депрессия, нам кажется, что ему тяжелее.
- Нет социальных групп, которые защищены на 100%. В ситуацию эмоционального насилия может попасть как успешный здоровый белый мужчина, так и маленький ребенок из бедной семьи.
- Степень вероятности попадания в ситуацию эмоционального насилия тем выше, чем более маргинальной считается социальная группа в общественном сознании.
Мало кто знает о том, что от агрессии часто страдают родители подрастающих детей. Одинокие матери не говорят, что их 17-летние подростки, которые выше и крупнее в три раза, поднимают на них руку (при этом взрослый человек несет за ребенка ответственность). Крайне редко разбираются ситуации, когда взрослые дети 30-40 лет применяют насилие в адрес более старших родственников.
Большинство может не знать о проблемах меньшинства, а какие-то ситуации скрыты от глаз других людей. В этом случае человеку трудно получить обратную связь о том, что обращение, которое он терпит, ненормально.
Насилие в рабочих отношениях
На эмоциональное насилие в рабочих отношениях влияет то же, что и в обычных человеческих отношениях. То, что человек находится в более уязвимой позиции, имеет более низкой статус, какое-либо заболевание. В рабочих отношениях есть ситуации «невидимого насилия»: к примеру, когда руководитель предлагает отправить в командировку мужчину, а не женщину, потому что у нее дети (не спрашивая ее мнения). Или отправляет «кого-то помладше, помобильнее», игнорируя людей более старшего возраста. Ниже вы найдете еще несколько пунктов.
Что влияет на эмоциональное насилие в рабочих отношениях?
- Непрозрачная коммуникация со всех сторон (сотрудники не понимают, как принимаются решения, по каким критериям распределяются ресурсы, кого отправляют на учебу, кому выписывается премия; нет критериев эффективности работы; между определенным кругом сотрудников есть неформальные отношения).
- Ограничивающие практики со стороны «правил» общества (что принято, а что нет).
- Работа в условиях неопределенности (сотрудники не знают, продолжит их компания существовать или нет, на что они могут повлиять).
- Работа в условиях угрозы (растет напряжение, человек находится в постоянном стрессе, а его организм мобилизует все свои ресурсы; поэтому когда меняется экономическая и политическая ситуация в стране, растет уровень агрессии).
- Работа в системе помощи «человек — человек» — повышение риска выгорания (когда человек выгорает, он становится более формальным и циничным даже по отношению к своим клиентам или благополучателям; с другой стороны, он сам становится более уязвимым для агрессии).
С чем можно столкнуться?
- Обесценивание — как со стороны коллег, так и со стороны руководства.
- Присвоение заслуг другого сотрудника или команды.
- Только критика, отсутствие позитивной обратной связи и благодарности. Есть случаи, когда человек работает в госучреждении и получает небольшую зарплату, но при этом руководство говорит: «Ребята, понимаем, что работа трудная, денег мало, но вы большие молодцы, делаете важное дело, вы справляетесь». Баланс сохраняется.
- Отсутствие культуры обратной связи. Когда в организации нет специальных правил, алгоритмов и практик для обратной связи, отношения могут быть крайне эмоциональными, люди начинают предъявлять друг другу претензии, повышать голос и не делают выводы из проблемных ситуаций.
- Нечеткая постановка задач + неясные требования + неясная система поощрения и наказания = неясные приоритеты.
- Поддержание нездоровой конкуренции — той, которая не дает расти, в которой люди яростно соперничают между собой, ставят другу другу палки в колеса.
- Буллинг, моббинг (давление со стороны коллег), боссинг (давление со стороны руководителя), травля.
- Бездействие, отсутствие реакции на конфликт или проблему. В сериале «Утреннее шоу» есть эпизод: девушка, столкнувшаяся с домогательствами со стороны старшего коллеги, приходит к руководителю компании, заявляет об этом и не получает поддержки. Эта ситуация оказывается для нее более травмирующей, чем сам эпизод насилия.
- Газлайтинг как форма прикрытия конфликта.
- Отказ руководства выполнять свои обязательства.
- Принуждение к переработкам. Это может быть нормальным, когда переработка происходит по взаимному согласию. Например, руководитель просит всех поработать в выходные на конференции, а потом взять выходной в понедельник или во вторник. Но если начальство регулярно принуждает сотрудников к переработкам, это один из вариантов насилия.
- Поддержание культуры вины. Пример: человек уходит в отпуск или увольняется, и при этом сталкивается с агрессией («У тебя совести нет, а как же все остальные, ты бросаешь нас в самый трудный период»).
- Использование труда сотрудников в личных целях. Начиная от «забери моего ребенка из детского сада» и заканчивая другими не связанными с работой поручениями.
- Вторжение в частную жизнь. Примеры: требования к личным публикациям в соцсетях, контроль над тем, за кого человек голосует на выборах.
Отдельно скажем про харассмент — поведение одного человека, причиняющее неудобство или даже вред другому, нарушающее неприкосновенность его частной жизни. Может проявляться в разных формах: шутки, комментарии, знаки, физические действия, намеки, прямая коммуникация, кэтколлинг (недопустимые, фамильярные обращения к девушкам — «милочка», «красотка» и другие). Харассмент не обязательно связан с сексуализированными действиями.
Что делать?
- Политика замалчивания никогда не работает. Неприятная ситуация будет влиять на вашу продуктивность, психологическое состояние, благополучие.
- Проговаривать, замечать, не закрывать глаза. Скажите, что не нужно поступать по отношению к вам тем или иным образом, не нужно говорить с вами фамильярно, не нужно давать непрошеную критику. Так проблема станет видимой. Есть вероятность, что человек прислушается к вашим словам
- Обсуждать риски, варианты изменения. Это удобнее всего, если вы находитесь в позиции руководителя.
- Прописывать документы и правила в рабочих отношениях. Вы можете инициировать создание такого документа, даже если не являетесь руководителем. Когда мы можем апеллировать к неким правилам, то находимся в более защищенной позиции.
- Повышение уровня инклюзивности в разных форматах. Мы можем говорить, что в отношении какой-либо группы или явления неправильно применять уничижительные слова, анекдоты, шутки. И своими примером показывать, как важно, чтобы все в коллективе чувствовали себя безопасно, комфортно, защищенно.
- Неподдержание токсичной или дискриминационной риторики.
Что еще важно? К отстаиванию своих границ нужно готовиться, а разговор с нарушителем продумывать заранее.
Это лишь небольшая часть вебинара «Эмоциональное насилие на работе и в социуме». Посмотреть запись полностью можно на курсе «Токсичные люди». Присоединяйтесь:-)
По промокоду blog — специальная скидка 30% на курсы МИФа (скидка суммируется с той, что уже есть на сайте. Максимум — 50%).
Обложка поста — freepik.com