Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология и саморазвитие
Как стать неотвлекаемым: 3 способа сохранять концентрацию
10 апреля 2022 6 963 просмотра

Олеся Ахмеджанова
Олеся Ахмеджанова

Как выжать максимум из технологий, не давая им выжать максимум из нас? Прокачивать внимание. Учиться его удерживать дольше, чем мы привыкли. Звучит просто, но на деле требует невероятных усилий. Выбрали несколько советов из книги «Неотвлекаемые» — о том, как дольше сохранять концентрацию.

Договоров об усилиях

Джонатан Франзен — писатель, которого журнал Time назвал «великим американским романистом», — изо всех сил старается не отвлекаться, как и мы с вами. Судя по биографическому очерку из Time от 2010 года, «у него устаревший массивный ноутбук Dell, в котором уничтожены все следы пасьянса вплоть до операционной системы. Считая, что на компьютере, подключенном к интернету, невозможно писать серьезные книги, он не только вытащил из своего Dell плату беспроводной связи, но и безвозвратно заблокировал порт Ethernet. „Делается это так, — рассказывает он, — намазываете разъем кабеля Ethernet суперклеем, вставляете его в гнездо и отпиливаете разъем“».


Неотвлекаемые


Джонатана Франзен. Источник

Франзен не единственный в своем роде. Знаменитый кинорежиссер Квентин Тарантино никогда не пишет сценарии на компьютере, предпочитая обычный блокнот. Лауреат Пулитцеровской премии писательница Джумпа Лахири пишет книги ручкой на бумаге и затем заносит их в компьютер без подключения к интернету.

Эти творцы и мастера своего дела понимают: концентрация требует не только отключения от внешних факторов, но и полного самовключения в процесс.

Предварительные обязательства имеют силу, поскольку закрепляют наши здравые намерения и оставляют нам меньше шансов впоследствии поступать вразрез с собственными интересами. Самое подходящее время для принятия обязательства — сразу после того, как пройдены первые три ступени модели сосредоточенности.

Спасти дерево

Сегодня появляется огромное множество продуктов и сервисов, которые помогают заключать договоры об усилиях при пользовании цифровыми устройствами.

Вот что пишет Нир Эяль:

«Приложение Forest, наверное, мой любимый защитник от отвлечения. Всякий раз, когда мне хочется заключить с собой договор об усилиях, чтобы не отвлекаться на телефон, я открываю Forest и задаю время, в течение которого хочу обходиться без телефона. Я касаюсь кнопки Plant (plant — „посадить“. Название приложения Forest переводится как „лес“), и на экране появляется крохотный росток, а таймер начинает свой отсчет.


Приложение Forest — простой способ заключить договор об усилиях на телефоне

Если я попытаюсь переключиться на телефоне на другую задачу, прежде чем закончится отсчет времени, виртуальное дерево погибнет. Мысль о том, что я загублю виртуальное деревце, порождает ровно столько дополнительных усилий, сколько нужно, чтобы отбить у меня желание выходить из приложения. Это визуальное напоминание о договоре, который я заключил с собой».

Договоры о цене

Договор о цене — это вид предварительного обязательства, предполагающий, что вы ставите на кон деньги и этим побуждаете себя делать то, что решили. Упорно занимаетесь тем, чем собирались, — и деньги остаются вашими; отвлеклись — сразу их лишились. Да, сурово, но работает потрясающе.

Отвращение к потере

Потеря приносит боли больше, чем прибыль — радости. Именно на эту иррациональную склонность, известную как «отвращение к потере», опираются стратегии поведенческих экономистов.

Нир Эяль пишет:

«Несколько лет назад я находил массу предлогов, чтобы увиливать от регулярных физических упражнений, и меня это стало раздражать. И тогда я решил заключить с собой договор о цене. Выделив в расписании время для занятий, я приклеил стодолларовую купюру рядом с датой предстоящей тренировки. Потом купил зажигалку за девяносто девять центов и положил ее рядом. Теперь каждый день мне предстояло выбирать: сжечь либо калории, либо стодолларовую купюру. Я допускал для себя всего два варианта; и единственное исключение составляли ситуации, когда я бывал по-настоящему болен.


Календарь „Сожги или сожги“ — одна из первых вещей, которые я вижу по утрам. Он напоминает мне, что я должен сжечь либо калории, либо стодолларовую купюру

Я знаю — вы сейчас думаете: „Ну, это уже слишком! Нельзя же сжигать деньги просто так!“ В том-то все и дело. Метод „Сожги или сожги“ я применял три с лишним года; за это время я набрал двенадцать фунтов мышечной массы и не сжег ни единой стодолларовой купюры».

Договоры о цене очень эффективны, но с некоторыми оговорками. Чтобы получать наилучшие результаты, нужно понимать и учитывать все подводные камни.

Подводный камень 1. Договоры о цене вряд ли изменят образ действий, вызванный внешними раздражителями, от которых вы не можете избавиться

Договоры о цене не подходят для ситуаций, когда вы не можете устранить внешний раздражитель. Например, от привычки грызть ногти дьявольски трудно избавиться, потому что соблазн возникает постоянно — каждый раз, как только человек замечает свои руки. Договоры о цене работают, только когда вы можете заглушить или выключить внешние раздражители.

Подводный камень 2. К договорам о цене следует прибегать только при краткосрочных задачах

Договоры о цене прекрасно работают, потому что требуют коротких всплесков мотивации: сбегать в тренажерный зал или два часа писать текст не отвлекаясь. Если вы надолго связываете себя таким договором, то начинаете отождествлять его с наказанием, что может спровоцировать обратную реакцию.

Подводный камень 3. Связывать себя договором о цене не страшно

Зная, насколько эффективны договоры о цене, большинство людей тем не менее вздрагивают при мысли о заключении такого договора с собой, — у меня было именно так. Лишь позже я осознал, как нелогично было отвергать прием, настолько повышающий вероятность успеха.

Знайте: мысль о заключении договора о цене будет вызывать у вас страх, но несмотря на это его стоит заключить.

Ритуалы

Результаты одного из последних исследований позволяют предположить, что ритуалы — на работе и в повседневной жизни — оказывают на человека сильнейшее воздействие.

Три раза постучать вилкой

В ходе эксперимента профессор Гарвардской школы бизнеса Франческа Джино и ее коллеги оценивали, как ритуалы влияют на способность самоконтроля у людей, стремящихся похудеть. Первую группу участников попросили в течение пяти дней внимательно следить за тем, что они едят.

Вторую группу обучили определенному ритуалу: прежде чем начинать есть, они должны были,

  • во-первых, нарезать еду;
  • во-вторых, разложить кусочки симметрично на тарелке;
  • и в-третьих, три раза постучать по еде вилкой.

Участники эксперимента, соблюдавшие этот ритуал, в среднем потребляли меньше калорий, меньше жира и меньше сахара, чем их коллеги из «внимательной» группы.


Источник

По словам профессора Джино, ритуалы «могут казаться пустой тратой времени. Однако, как позволяет предположить наше исследование, они весьма действенны». «Даже если ритуалы не встроены в вековую традицию, — продолжает она, — они помогают нам дисциплинировать себя и усиливать самоконтроль».

Еще больше о концентрации и отвлечении в книге «Неотвлекаемые»

Обложка: pexels

Похожие статьи