Понять, для чего жить, видеть радость в каждом дне и по возможности избегать страданий. Стоики задумались об этом гораздо раньше нас. И преуспели. Современный философ Уильям Ирвин предлагает позаимствовать у античных мудрецов принципы, актуальные для XXI века. Делимся некоторыми из них.
Дихотомия контроля. Как стать неуязвимым?
Мы пытаемся контролировать все на свете. А когда не получается, нас накрывает разочарование. Поэтому стоики советуют разносить элементы жизни по трем категориям: полностью подвластные, подвластные отчасти и находящиеся вне нашей власти.
Иллюстрация из книги
Над чем же у нас есть полная власть? Прежде всего над целями, которые мы ставим перед собой. От нас зависит, захотим мы стать Папой Римским, миллионером или монахом. Важно отметить: под нашим контролем находятся только наши цели, но не вероятность их достижения. Невозможно контролировать победу в матче, а вот отличную подготовку к нему и игру с полной отдачей — вполне.
От нас целиком зависят наши ценности. Мы выбираем, чему отдать предпочтение — славе, богатству, удовольствию или спокойствию. Кроме того, мы контролируем свой характер. В наших силах не ныть и не ворчать, проявлять уважение к другим людям, сдерживать гнев, не читать нотации и держать себя с достоинством.
Интернализация целей
Важно целиться не во что-то внешнее, над чем у нас мало контроля, — стоит обратиться внутрь себя. Это позволит снизить психологические издержки негативного сценария и тем самым повысить шансы на успех в следующей попытке.
Например, молодая писательница получает отказ от издателя. Разумеется, она уязвлена. Как интернализация цели поможет ей снизить накал обиды? Если поставить целью не публикацию книги в конкретном издательстве, а создание такого текста, которым она будет гордиться и благодаря которому будет общаться с другими людьми, то отказ ее не выбьет из колеи: она будет рассылать рукопись дальше, а также начнет изучать self-pub платформы, что существенно увеличит ее шансы быть изданной.
Отпустить прошлое… и настоящее
Один из способов сохранить безмятежность — занять фаталистическую позицию по отношению к происходящему. Согласно Сенеке, нужно отдаться судьбе, поскольку «большое утешение — знать, что тебя тащит вместе со всей Вселенной».
Казалось бы, такой подход должен был сделать из древних римлян апатичных аскетов: зачем беспокоиться, раз будущее уже определено. Однако, несмотря на их детерминизм, они не были фаталистами в отношении будущего. Напротив, проводили свои дни в постоянных попытках повлиять на исход грядущих событий.
Это противоречие только кажущееся, ведь фатализм фатализму рознь. Стоики были фаталистами в отношении прошлого: его не изменить (но извлечь из него уроки можно). А еще они советовали фаталистически принимать настоящее, ведь мы не можем повлиять на этот самый момент: едва мы захотим сделать это, как он ускользнет в прошлое. Нужно просто принять его.
Темная сторона удовольствий
Негативная визуализация — одна из самых известных стоических техник (прочитать о ней можно здесь). Сенека рекомендует модернизировать ее: не просто представлять неприятности, но порой жить так, как если бы они уже произошли. «Практикуйте бедность»: довольствуйтесь скудной и дешевой пищей, грубым и суровым платьем.
А еще иногда стоит воздерживаться от удовольствий. Ведь у них есть темная сторона. Погоня за удовольствием, предупреждает Сенека, подобна охоте на дикого зверя: загнанное, оно может наброситься на человека и разорвать на куски. Если мы не сможем сопротивляться ему, говорит Марк Аврелий, то уподобимся рабу, которым «помыкают противоборствующие стремления», проведя всю жизнь в жалобах «на свой настоящий удел и приходя в ужас пред будущим». Чтобы избежать этой участи, необходимо позаботиться о том, чтобы страдания и удовольствия не подавляли наше разумное начало.
Кажется, будто стоицизм против удовольствий, но это не так. Стоики не видят ничего плохого в том, чтобы получать удовольствие от дружбы, семейной жизни, еды или даже богатства, но советуют быть бдительными. В конце концов, между наслаждением едой и обжорством тонкая грань. И потому полезно практиковать техники самоотречения — это позволит вам стать человеком выдающегося мужества и самоконтроля, ведь чем больше тренируешь силу воли, тем она сильнее.
Скачайте чек-лист для релакса→
Активная медитация
Чтобы помочь нашему продвижению в стоицизме, Сенека рекомендует иногда медитировать о повседневных происшествиях, нашей реакции на них и том, как мы должны были бы отреагировать в соответствии со стоическими принципами. Стоическая медитация перед сном, конечно, совсем не похожа на ту, которую практикует дзен-буддист. Во время своих медитаций дзен-буддист может часами сидеть с максимально пустым сознанием. Сознание стоика, напротив, будет весьма активным во время медитации. Он будет возвращаться мыслями к событиям дня.
Помимо событий дня часть медитации можно посвятить прохождению своего рода мысленного чек-листа. Практикую ли я психологические техники, рекомендованные стоиками? Занимаюсь ли периодически негативной визуализацией? Провожу ли различие между подконтрольными мне вещами, неподконтрольными и находящимися под частичным контролем? Не забываю ли интернализировать свои цели? Не зацикливаюсь ли на прошлом и сосредоточен ли вместо этого на будущем? Ограничиваю ли себя сознательно в чем-либо? Такая медитация позволит вам понять, насколько вы прокачались как стоик.
Как относиться к другим людям?
Стоики стоят перед дилеммой. Общаясь с людьми, они рискуют потерять спокойствие, которым дорожат; избегая их — не могут выполнить свой долг. Как оставаться спокойным, продолжая вести социальную жизнь? Вот несколько советов.
- Прежде чем начинать коммуникацию, подготовьтесь к ней. Эпиктет говорит: пока вы наедине с собой, определитесь со своим «характером и типом» поведения.
- Стоит быть избирательным в отношении того, с кем дружить. Стоики призывают избегать дружбы с теми, чьи ценности порочны.
- Сенека советует избегать не только порочных людей, но также угрюмых и во всем отчаивающихся, у которых все является поводом для жалоб. «Неспокойный и на всё сетующий попутчик враждебен безмятежности».
- Негативное влияние людей можно уменьшить, контролируя мысли о них. Марк Аврелий советует не занимать себя мыслями о том, что делают, говорят, думают или замышляют окружающие.
- Когда люди ведут себя бесчеловечно, нельзя отвечать им тем же. Если ощутили гнев, ненависть и желание отомстить, лучшая форма мести злопыхателю — не быть похожим на него.
Тщеславие
Одна из ошибочных целей — слава. Люди стремятся к ней в разной степени: некоторые хотят быть всемирно известными, другие ищут признания в профессии и почти все ждут восхищения друзей и соседей. Они не осознают, что слава, будь то всемирная или межсоседская, имеет свою цену. Добиваясь всеобщего одобрения, вы вынуждены будете делать что-то, чтобы вызвать восхищение других, и не делать того, что вызовет их неодобрение. Тем самым вы начнете угождать другим и поработите себя.
Марк Аврелий говорил: глупо переживать из-за того, что думают о нас окружающие, и еще глупее искать одобрения тех, чьи ценности нам чужды. Нашей целью должно быть безразличие к чужому мнению. Достигнув его, мы заметно повысим качество своей жизни. С какой стороны ни посмотри: если вы достигнете успеха, люди будут вам завидовать и обесценивать ваши достижения; а если потерпите фиаско, будут испытывать злорадство. Так что не ищите чужого одобрения, оставайтесь невозмутимыми.
По материалам книги «Радость жизни»
Обложка поста — unsplash.com