Саморазвитие
Как справиться с личным кризисом в работе? Советы карьерного коуча
3 декабря 2021 2 235 просмотров
Саморазвитие
Как справиться с личным кризисом в работе? Советы карьерного коуча
3 декабря 2021 2 235 просмотров

Олеся Ахмеджанова
Олеся Ахмеджанова

«Я люблю кризисы, — говорит карьерный коуч Ольга Лермонтова, которая более 14 лет работает в топовых международных компаниях. — Как человек, переживший 1998, 2008, 2014 и 2020 годы, знаю, что в это время закрываются двери, но открываются окна. Именно кризисы дают нам возможность расти, потому что вынуждают меняться».

Но какие личные кризисы могут нас подстерегать? И как с ними справляться? Пробуем разобраться вместе с книгой Ольги «Работа по любви».



Работа по любви

Личные кризисы

Есть кризисы масштабные — пандемия, обесценивание денег, военные действия. От них страдают все. А есть кризисы личные, которые случаются в определенные моменты.

Весь карьерный путь можно поделить на несколько фаз. Далеко не всегда они соотносятся с возрастом: множество людей, которым за сорок, остаются в первой фазе. И не всегда фазы следуют одна за другой. Но понимать, в какой фазе вы находитесь, важно

Выживание

Это первая фаза, на которой основная цель человека сводится к борьбе за существование и оплате счетов. Работа на данном этапе рассматривается исключительно как источник дохода, но не удовольствия и самореализации. Часто люди попадают в жизненную ситуацию, когда им нужно зарабатывать деньги, и в этом их основной фокус. Такая ситуация довольно типична для студента или недавнего выпускника — но, к сожалению, многие застревают на этом этапе.

Карьера

Следующая ступень «эволюции» — стадия конкуренции. Человек уже успел осознать свои сильные стороны, понять, что у него получается хорошо, а что хуже, и хочет продвинуться выше по карьерной лестнице. На этом этапе он стремится получить высокий статус, прокачать свои навыки, найти и развить сильные стороны, то есть стать высококлассным профессионалом.


Источник

Призвание

Когда человеку уже не нужно думать о хлебе насущном, он начинает интересоваться: а чего же, собственно, он на самом деле хочет, чего не хочет, какие у него ценности, причем не только материальные? Например, кого-то тянет помогать бездомным животным, других — пожилым одиноким людям, третьи стремятся сделать качественное образование общедоступным.

На этом этапе человек работает уже не только ради денег и статуса, но и ради чего-то важного для его внутреннего «я».

Иногда люди доходят до этого этапа лет в тридцать пять — сорок, когда наступает переоценка ценностей, а иногда и не добираются вовсе. В этом нет ничего плохого: последние два этапа вообще не для всех, не всем нужны и не всем подходят. Это не значит, что вы как-то неправильно живете. В такой стратегии тоже есть свой кайф.

Миссия

На последней карьерной стадии человек отрекается от своих амбиций в пользу какого-то «общемирового блага». К этому этапу приходят далеко не все, так как он предполагает, что отныне цель жизни человека — служение другим. Значение имеют уже не деньги, а именно отношение к своей работе.


Источник

Это ступеньки, по которым поднимается человек в мире идеальной карьеры. Иногда он останавливается, смотрит вокруг себя и думает: «Как я сюда пришел? Что мне делать дальше? В какую сторону идти?» Здóрово, если он легко отвечает на все эти вопросы и двигается вперед. Но любой переход от одного этапа к другому сопровождается внутренним кризисом. А иногда кризисы происходят и в рамках этапа, когда мы задаем себе вопрос, точно ли мы сейчас на своем месте.

Кризис середины жизни

В этот период, в возрасте от 35 до 45 лет, принято подводить первые итоги. Чего я достиг? Пришел ли к «успешному успеху» или остался примерно там же, где был? В этот период у человека особенно много вопросов к себе и к миру.

С одной стороны, в голове все еще сидит детское «я хотел быть космонавтом (балериной, писателем, врачом), а вместо этого…». Люди склонны цепляться за старые мечты, даже если реальное их воплощение не принесло бы им никакой радости. Мы хотели быть врачами — вместо этого мы менеджеры по продажам, и нам это не очень нравится; значит, врачами было бы лучше.

  • Во-первых, никаких гарантий, что было бы лучше.
  • Во-вторых, жизнь еще не в закате (да и в закате ничего не мешает это сделать!), есть все шансы попытаться.

С другой стороны, социальные стереотипы никуда не исчезли, и злой человечек внутри нашей головы твердит: «В этом возрасте уже все начальники, у всех свое дело…» «Все» — это вообще распространенный персонаж наших установок. Почти как Катя из второго «А», у которой коса была гуще и за все контрольные пятерки.

Почему так?

Фрустрация возникает в тот момент, когда наши устремления наталкиваются на страхи и ограничения. «Куда уж мне в мои-то 40 лет идти учиться», «Ох, страшно терять стабильность, уж лучше до пенсии на одном месте доработать — ну и что, что не в радость, все так живут»…

Нет смысла вас убеждать в том, что работу после сорока найти проще, чем в двадцать или в тридцать, но помните, что трудности есть всегда, на любом этапе.

В двадцать нужно убедить работодателя, что ты не желторотый юнец, у которого ветер в голове; в тридцать, если вы женщина, — что не собираетесь завтра уйти в декрет; в сорок — что из вас еще не сыплется песок и вы не печатаете одним пальцем. Весь вопрос в том, как вы работаете с этими убеждениями

Предлагаем выполнить несложное, но приятное упражнение, которое может помочь вернуть веру в свои силы.

Упражнение «Опыт в помощь»

1. Составьте список всех ваших значимых достижений за вашу карьеру. Не скупитесь на подробности, извлекайте из памяти все детали.

2. А теперь подчеркните те из них, которые помогут вам в будущей карьере. Очень важно знакомиться со своими преимуществами и вспоминать свои сильные стороны, а не только переживать из-за того, что по достижении такого-то возраста труднее найти работу.

Это упражнение нацелено на тех, кто уверен, что молодые кандидаты более востребованны на российском рынке труда и у них больше преимуществ. Но возраст — это тоже преимущество. Он означает большее количество лет накопленного опыта, и обязательно найдется то, что пригодится в новой сфере.

Проблемы возраста


Источник

Делать вид, что эйджизма не существует, бессмысленно. Он есть. Стереотип о том, что в 40 лет, если вы не занимаете руководящую должность или у вас нет своего дела, остается тихонько дожидаться пенсии с вязанием в руках, все еще живет в головах. У рекрутеров в том числе. Они воспринимают кандидатов старше тридцати пяти как людей старой закалки: не таких мобильных, сложнее обучаемых… Негативные установки о возрасте пока что часть неизбежности, хотя в последнее время лед тронулся.

Покажите, что вы можете меняться

Если рекрутер опасается, что кандидаты старше сорока труднее воспринимают новое и не хотят меняться, покажите, что он ошибается: резюме, составленное по последним стандартам, свежие релевантные курсы по специальности, знание последних трендов отрасли… Если вы все время узнаете что-то новое в вашей сфере, это сыграет только в плюс и убедит работодателя, что вам искренне интересно и в радость то, чем вы занимаетесь.

Когда опыта слишком много

Многие кандидаты сталкиваются с отказом по той причине, что они overqualified (чересчур квалифицированны). Поэтому в резюме и на собеседовании акцент лучше сделать не на вашей квалификации, а на том, что именно вы можете дать конкретно этой компании, какие полезные новшества привнести.

Ваш опыт не ваш враг, но сам по себе он ничего не стоит, поэтому покажите, как вы можете применить имеющиеся у вас знания во благо новой компании.

Ищите компании, готовые отказаться от стереотипов и работающие по стандартам новой этики. Ведь даже если вам удастся втиснуться в коллектив, где царит эйджизм, будет ли вам там приятно работать?

Нетворк

А еще меня всегда спасает нетворк (и будет спасать и после сорока). Можно пообщаться с людьми, работающими в компании, куда вы хотите попасть, узнать, как там обстоят дела с атмосферой, насколько адекватно руководство, какие «боли» компании вы можете решить. Новые связи — всегда здóрово и полезно. Полезно понять, какие опасения есть у HR по поводу возраста, какие именно предубеждения придется развеять.

Авторитет, который давит

Некоторым руководителям некомфортно работать с людьми гораздо старше себя, поскольку они боятся, что те будут упирать на свой авторитет. Такие случаи тоже бывают. Вот что, например, рассказали Ольге Лермонтовой подписчики.

— Когда мой отец в шестьдесят искал работу инженера, я вместе с ним расстраивалась, что его не брали. А сейчас понимаю, что правильно не брали в каком-то смысле. Он великолепный инженер, невероятно трудолюбивый, но на молодых смотрит свысока. Кроме AutoСad и Word, он особенно ничем пользоваться не умеет (например, поставить рядом два окна ему сложновато). В общем, я бы подумала, прежде чем брать такого сотрудника на работу. Но, безусловно, не все люди в этом возрасте одинаковые.

Почти аналогичной историей поделилась другая подписчица.

— Однажды у меня был коллега 40+, который решил войти в IT, а босс пошел ему навстречу и взял на позицию джуна. Он очень много спорил с руководителем департамента, никогда не соглашался с точкой зрения, отличной от его. В команде проекта реально считал всех «щеглами» и общался соответствующе. А еще практически забил на изучение английского, из-за чего его было невозможно «продать» на проект заказчику. В итоге, когда внутренний проект компании, в который он был вовлечен, закончился, с ним попрощались.

Мы очень удивились, что у взрослого человека настолько инфантильное отношение к себе и к своей работе. Зато он потом написал публичный отзыв, в котором упрекал нас в эйджизме. При этом всех обозвал малолетками, а про девушек и вовсе упомянул, что нам бы детей рожать, а мы тут разработкой ворочаем.

***

Кризисы — неизбежная часть нашей жизни. Одни мы можем предугадать и заранее подстелить соломки, другие становятся полной неожиданностью. Но и у тех, и у других есть два чудесных свойства. Первое: они дают нам возможность для роста. Второе: они рано или поздно заканчиваются.

По материалам книги «Работа по любви»
Обложка: pexels

Похожие статьи