Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология и саморазвитие
«Я никого не интересую» и еще 4 ограничивающих убеждения, которые заставляют нас страдать
13 сентября 2021 4 757 просмотров

Екатерина Щетинина
Екатерина Щетинина

Проработка убеждений — необходимая часть изменений для избавления от ограничений, которые накладывают на нас травматичные обстоятельства и жизненные сложности. И помешать нам в этом может множество факторов, в том числе когнитивные ошибки — искажения мышления, мешающие логично мыслить и заставляющие нас бурно реагировать или избегать форм поведения, в которых мы нуждаемся.

На курсе «О чем мы молчим с моей матерью» прошла сессия, на которой студенты вместе с доцентом кафедры психотерапии, медицинской психологии
и сексологии Медицинского университета им. И. И. Мечникова Дмитрием Ковпаком занимались проработкой убеждений, ограничений и страхов.

Делимся с вами фрагментом сессии о когнитивных ошибках.

Топ когнитивных ошибок

1. Ментальный фильтр

Мышление существенно влияет на наше восприятие мира. С помощью наших ожиданий мы можем заранее себя настраивать и реагировать сильнее, чем могли бы, используя ментальный фильтр.

Представьте себе человека, который ждет, что из-за угла выскочит дикий зверь или бандит с топором. И тут мы похлопаем его по плечу сзади. Как он отреагирует? Естественно, гораздо энергичнее, сильнее и неадекватнее, чем мог бы в других обстоятельствах и с другим настроем.

Перед публичными выступлениями у нас могут быть такие ожидания: никому не понравится то, что я расскажу, надо мной будут смеяться, как уже было в моей жизни, меня обесценят. И эти ожидания не только сдерживают нас, но и создают страдания. Потому что из-за них мы можем избегать тех форм поведения, в которых нуждаемся: контакте с другими людьми и самореализации.

2. Сверхобобщение

Это когда мы берем один пример и делаем глобальный вывод. Например, одну свою ошибку мы можем обозначить, как обозначали родители в свое время: «У меня руки не оттуда растут» или «я плохой, все ужасно». Иногда наоборот, можем сказать: «Если я один раз проскочил на красный свет, то теперь мне всегда будет везти, потому что я родился под счастливой звездой». И здесь подсказкой могут стать слова: все, никто, везде, нигде, всегда, никогда. То есть слова, отражающие суть сверхобобщения.

Иногда мы торопимся сделать глобальный вывод. Поэтому есть смысл замечать слова-маркеры и спрашивать себя: «А точно ли это описание?». «Никогда не понравлюсь, никто меня не любит и не поможет, все всегда плохо, никогда ничего хорошего не случалось в моей жизни» — мы легко можем преувеличивать и сталкиваться с ложным восприятием себя, других и жизни.

3. Дихотомическое или черно-белое мышление

Ситуация, когда мы упрощаем, чтобы быстрее дать оценку: все или ничего; или друг, или враг; или хорошо, или плохо; или жив, или мертв; или белое, или черное. Отсюда и второе название — черно-белое мышление.


Источник

Альтернативой дихотомическому мышлению, так же как и сверхобобщению, может стать конкретизация.

4. Долженствование

По теории Альберта Эллиса — это королева установок. Когда у человека есть представление: «Должно быть так». Но в почти 90% случаев слово «должен» — это семантическая ошибка. «Должен» — означает отсутствие физической альтернативы, только так и никак иначе: «Она должна собираться», «Люди должны меня хвалить» или «Не должно происходить каких-то неприятностей в моей жизни».


Источник

То есть мы искусственно вводим себя в заблуждение: ожидания могут быть нереалистичными, но слово «должен» будет для нас подсказкой. Иногда долженствование скрывается под маской слов: «Может же быть такое», «Неужели только я» и так далее. В риторических вопросах мы можем маскировать долженствование. Поэтому есть смысл увидеть свои требования, иначе они будут порождать большое количество напряжения: эмоционального, физиологического и поведенческого.

Избыточные требования полезнее переводить в форму пожелания «мне хотелось бы» и оценивать реалистичность ожиданий.

Тут работают привычки. И наша задача — их увидеть.

5. Персонализация

Это ситуация обращения всего на себя. При персонализации мы начинаем винить во всем себя. Например, мама говорит: «После того, как я накричала на свою дочь, у меня было чувство вины. Я плохая мать после этого. Я должна была давать эмоциональное тепло, поддержку и принятие, но почему-то не дала. Значит, я — чудовище». Местоимение «я» говорит о персонализации.

Когнитивные ошибки связаны между собой. И важно научиться их замечать. Потому что, если мы их не видим, то и сделать с ними ничего не можем. Попробуйте сделать шаг назад, увидеть себя со стороны и зафиксировать искажения. Вспомните недавние события, когда вы остро отреагировали на ситуацию. Какие тогда мысли, убеждения и установки проявились? «Повылавливайте» их как рыбок из пруда и запишите куда-нибудь, чтобы не забыть.

По материалам курса «О чем мы молчим с моей матерью».
Обложка: unsplash.com

Похожие статьи