Литературные привычки
Читательский дневник для взрослых: зачем он нужен?
3 марта 6 747 просмотров
Литературные привычки
Читательский дневник для взрослых: зачем он нужен?
3 марта 6 747 просмотров

Олеся Ахмеджанова
Олеся Ахмеджанова

Если вы регулярно читаете, но не можете вспомнить содержание книги уже через месяц, остановитесь. Задумайтесь: почему так происходит? А пока вы размышляете, я расскажу про свой читательский дневник, который помог мне получить от чтения максимум пользы.

Предыстория

Я люблю читать. На журфаке у нас был предмет «История зарубежной литературы», благодаря которому в моей жизни появились гигантские списки книг. За семестр нужно было одолеть от 50 до 70 произведений. Сложных, глубоких, тяжелых. «Доктор Фаустус», «Волшебная гора», «Улисс», «Сто лет одиночества», «Бильярд в половине десятого» — все эти книги надолго засели в моей голове, потому что мы часами разбирали их на парах.

Но время прошло, и содержание книг потихоньку стерлось из памяти. Литературу я стала читать совершенно иначе. После прочтения в голове остается слишком мало: я осознаю это через месяц-два.

Кто был главным героем? Почему он конфликтовал с миром? А чем всё закончилось?! И что делать: читать заново?

Что делать

Решение родилось в беседе. Мы с подругой обсуждали эту проблему и вдруг поняли — нужно завести читательский дневник. Как в школе, но только интереснее. Не просто перечислять, что произошло, а давать подробный анализ прочитанного.

Я загорелась идеей. Стала искать что-то подобное на нашем сайте. Нашла несколько вариантов:



Так выглядит «Дневник читателя от МИФа» внутри

Писать в готовом дневнике, подумала я, жуть как удобно. Но ждать заказ не захотелось, и я решила сделать свой вариант дневника.

Что получилось

Решила начать с чего-то попроще. И в итоге купила тетрадку, открыла первую страницу и разделила её на несколько граф:

  • название,
  • автор,
  • год издания,
  • главные герои,
  • действие происходит,
  • что случилось,
  • про что книга на самом деле,
  • цитаты.

Почти все строчки я заполнила махом. До графы «Про что книга на самом деле». Тут застопорилась. Последний раз я анализировала произведения при помощи фраз:

— Крутая книга! Я аж перечитать захотела сразу, или

— Обязательно прочитай! Я не могла уснуть из-за неё до трех ночи.

Но для читательского дневника эта схема не годилась. И тогда я поняла, что мне нужна книга о том, как читать книги.

Правила чтения

Я начала с двух книг — «Искусство чтения» и «Как читать книги». Первая (эх, её уже не выпускают) — про символы, которыми до краёв наполнены художественные произведения. Вторая — про то, как читать правильно. Ещё, как ни странно, пригодились «Визуальные заметки». Так я вывела для себя несколько полезных лайфхаков. Они помогли мне во время чтения и заполнения дневника.

1. Ищите символы

Всё в книге — не просто так. Прогулка главного героя за хлебом — рыцарский поход. Он нужен для самопознания и инициации. Дождь — символ очищения и перерождения. Еда — не просто суп, а причащение. Тут и там встречаются библейские мотивы и параллели с древнегреческими трагедиями. Целый мир нераскрытых тайн!

Когда разбираешь произведение, как картину, сознание проясняется: ты будто стираешь пыль с книжных полок и видишь, наконец, главное.

2. Цените титульные страницы

Практическое чтение, которое нужно для работы или обучения, служит определенной цели. Выберите книгу — по изучению языка, ведению бизнеса или креативным техникам. Посмотрите на обложку. Откройте оглавление. Прочитайте. Зачем это нужно? Чтобы понять, что вам даст эта книга. Считать полезную информацию. И быстрее усвоить материал. Автор книги «Как читать книги», философ Мортимер Адлер, пишет:

«Титульные страницы книг напоминают тиканье часов — обычно его замечаешь только тогда, когда оно пропадает».

3. Критиковать — полезно

Вы прочитали книгу. Теперь представьте, что вам нужно взять интервью у автора. Подумайте, что вам не понравилось в тексте. Отнеситесь к нему критически. Умение критиковать прочитанное — это «активное чтение». Так вы извлекаете из текста больше полезного и лучше запоминаете содержание.

4. Не ищите всегда «основную мысль»

Этот совет про художественную литературу. Иногда нам хочется свести произведения к списку проблем, которые описаны в тексте. Но зачастую он создан вовсе не для этого. Художественная книга — это мир, в который нас зовет писатель. Не забывайте наслаждаться его красками — стилистическими приемами, языком, харизматичными персонажами, манерой автора.

Американский писатель, поэт и критик Марк Ван Дорен пишет:

«Читая пьесу Шекспира, мы находимся в ней. Нас затягивает туда быстро или плавно — чаще всего быстро, — и, оказавшись в этом мире, мы погружаемся в него полностью. В этом тайна власти Шекспира над нами — и она остается неразгаданной. Автор создает вокруг нас особый мир, о котором мы даже не подозревали. И этот мир поглощает нас без остатка».

5. Рисуйте сюжет

Если вам тяжело дается текст, попробуйте рисовать. Запомнить прочитанное помогают визуальные образы: рисуйте обложку или сцену из книги, которая больше всех зацепила. Зачем? В книге «Визуальные заметки» написано, что наш мозг обрабатывает информацию вербально и визуально. А значит, скетчи — это не простые картинки, а способ воспроизвести в памяти важные моменты из произведения.

В чем польза

Вести читательский дневник оказалось жутко интересно. Я вывела для себя несколько плюсов.

  • Целостное ощущение от прочитанного. Книга не пропадает в пучине мыслей, а встает на полочку воспоминаний. С обложкой, объяснениями и закладкой на нужных страницах, где приглянулись цитаты. Появляется ощущение того, что ты «прожил» историю и понял автора. Разобрался во всем, что тебя волновало.
  • Как детектив. Текст о книге похож на расследование: пытаешься копнуть глубже, чем обычно. Кажется, что ты читал остросюжетный триллер, но на самом деле — психологическую драму. Или на первый взгляд была простая история о жизни хореографа. А с другой стороны — руководство для выживания в творческой профессии.
  • Память. Содержание и вправду запоминается в разы лучше. Особенно когда пишешь текст от руки, размышляешь о решении главного героя, выделяешь мысли, которые приглянулись.

Эволюция дневника

Ещё интереснее оказалось смотреть на метаморфозы, которые переживал мой дневник.

  • Сначала я вела его «по старинке» — от руки, в тетрадке.
  • Затем сделала электронную версию — гигантский гуглдок, куда перенесла все рубрики.
  • Постепенно рубрики менялись: их стало меньше, они стали иначе называться.

Лучший вариант моего дневника выглядел так: я писала кратко, о чем роман. Описывала свои впечатления и добавляла какие-то интересные штуки: например, мнение переводчика или литературного критика. Находила что-то про обложку: очень интересно смотреть, как выглядит книга в оригинальном обличии или в других странах. Искала информацию про экранизации — это тоже преподносило сюрпризы. Ну и конечно, добавляла цитаты. Много-много классных цитат.


Дневник-2021

В этом году я поняла: чем больше книг я читаю — тем меньше у меня сил на заполнение дневника. И приуныла. Казалось, вся практика ведения дневника стала сворачиваться: я стала упаковывать свои впечатления и сюжет книги в один очень концентрированный абзац. Оставила цитаты. И обязательно читала что-то после: историю создания, мнения, отзывы.

Так я грустила-грустила и вдруг неожиданно поняла, что самая главная работа у меня идет еще ДО чтения книги. Если я, например, слышу про книгу от коллег или в каком-то подкасте, то я сразу:

— узнаю, кто автор (например, читаю, чем так примечательна Салли Руни или почему Кармен Мария-Мачадо такая классная ),

— смотрю, кто перевел и издал книгу (если это мои любимые переводчики и надежные издательства, сразу беру),

— заглядываю в аккаунты критиков (если прям совсем ругают, могу не прочитать. Но чаще из любопытства всё равно открываю).

И только потом начинаю читать.

То есть я проделываю большую подготовительную работу — просто я её нигде не фиксирую. Хотя ведь это та же самая работа над текстом, которая дает больше понимания, о чем и как написана книга.

Что я хочу сказать

Читательский дневник — классная штука. Полезная. И неважно, в какой форме вы его ведете. Важно — заполнять дневник регулярно. Так постепенно анализ произведения станет полезной привычкой, которая поможет вам выстроить большую работу над текстом. Научит смотреть на всё с разных сторон: искать, всматриваться, видеть связи. И глубже понимать литературу — да и не только её.


По материалам книг: «Как читать книги», «Визуальные заметки»

Обложка: pexels

Похожие статьи