Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Книжный клуб МИФа
Читательский дневник для взрослых: зачем он нужен?
3 марта 2021 10 586 просмотров

Олеся Ахмеджанова
Олеся Ахмеджанова

Если вы регулярно читаете, но не можете вспомнить содержание книги уже через месяц, остановитесь. Задумайтесь: почему так происходит? А пока вы размышляете, я расскажу про свой читательский дневник, который помог мне получить от чтения максимум пользы.

Предыстория

Я люблю читать. На журфаке у нас был предмет «История зарубежной литературы», благодаря которому в моей жизни появились гигантские списки книг. За семестр нужно было одолеть от 50 до 70 произведений. Сложных, глубоких, тяжелых. «Доктор Фаустус», «Волшебная гора», «Улисс», «Сто лет одиночества», «Бильярд в половине десятого» — все эти книги надолго засели в моей голове, потому что мы часами разбирали их на парах.

Но время прошло, и содержание книг потихоньку стерлось из памяти. Литературу я стала читать совершенно иначе. После прочтения в голове остается слишком мало: я осознаю это через месяц-два.

Кто был главным героем? Почему он конфликтовал с миром? А чем всё закончилось?! И что делать: читать заново?

Что делать

Решение родилось в беседе. Мы с подругой обсуждали эту проблему и вдруг поняли — нужно завести читательский дневник. Как в школе, но только интереснее. Не просто перечислять, что произошло, а давать подробный анализ прочитанного.

Я загорелась идеей. Стала искать что-то подобное на нашем сайте. Нашла несколько вариантов:



Так выглядит «Дневник читателя от МИФа» внутри

Писать в готовом дневнике, подумала я, жуть как удобно. Но ждать заказ не захотелось, и я решила сделать свой вариант дневника.

Что получилось

Решила начать с чего-то попроще. И в итоге купила тетрадку, открыла первую страницу и разделила её на несколько граф:

  • название,
  • автор,
  • год издания,
  • главные герои,
  • действие происходит,
  • что случилось,
  • про что книга на самом деле,
  • цитаты.

Почти все строчки я заполнила махом. До графы «Про что книга на самом деле». Тут застопорилась. Последний раз я анализировала произведения при помощи фраз:

— Крутая книга! Я аж перечитать захотела сразу, или

— Обязательно прочитай! Я не могла уснуть из-за неё до трех ночи.

Но для читательского дневника эта схема не годилась. И тогда я поняла, что мне нужна книга о том, как читать книги.

Правила чтения

Я начала с двух книг — «Искусство чтения» и «Как читать книги». Первая (эх, её уже не выпускают) — про символы, которыми до краёв наполнены художественные произведения. Вторая — про то, как читать правильно. Ещё, как ни странно, пригодились «Визуальные заметки». Так я вывела для себя несколько полезных лайфхаков. Они помогли мне во время чтения и заполнения дневника.

1. Ищите символы

Всё в книге — не просто так. Прогулка главного героя за хлебом — рыцарский поход. Он нужен для самопознания и инициации. Дождь — символ очищения и перерождения. Еда — не просто суп, а причащение. Тут и там встречаются библейские мотивы и параллели с древнегреческими трагедиями. Целый мир нераскрытых тайн!

Когда разбираешь произведение, как картину, сознание проясняется: ты будто стираешь пыль с книжных полок и видишь, наконец, главное.

2. Цените титульные страницы

Практическое чтение, которое нужно для работы или обучения, служит определенной цели. Выберите книгу — по изучению языка, ведению бизнеса или креативным техникам. Посмотрите на обложку. Откройте оглавление. Прочитайте. Зачем это нужно? Чтобы понять, что вам даст эта книга. Считать полезную информацию. И быстрее усвоить материал. Автор книги «Как читать книги», философ Мортимер Адлер, пишет:

«Титульные страницы книг напоминают тиканье часов — обычно его замечаешь только тогда, когда оно пропадает».

3. Критиковать — полезно

Вы прочитали книгу. Теперь представьте, что вам нужно взять интервью у автора. Подумайте, что вам не понравилось в тексте. Отнеситесь к нему критически. Умение критиковать прочитанное — это «активное чтение». Так вы извлекаете из текста больше полезного и лучше запоминаете содержание.

4. Не ищите всегда «основную мысль»

Этот совет про художественную литературу. Иногда нам хочется свести произведения к списку проблем, которые описаны в тексте. Но зачастую он создан вовсе не для этого. Художественная книга — это мир, в который нас зовет писатель. Не забывайте наслаждаться его красками — стилистическими приемами, языком, харизматичными персонажами, манерой автора.

Американский писатель, поэт и критик Марк Ван Дорен пишет:

«Читая пьесу Шекспира, мы находимся в ней. Нас затягивает туда быстро или плавно — чаще всего быстро, — и, оказавшись в этом мире, мы погружаемся в него полностью. В этом тайна власти Шекспира над нами — и она остается неразгаданной. Автор создает вокруг нас особый мир, о котором мы даже не подозревали. И этот мир поглощает нас без остатка».

5. Рисуйте сюжет

Если вам тяжело дается текст, попробуйте рисовать. Запомнить прочитанное помогают визуальные образы: рисуйте обложку или сцену из книги, которая больше всех зацепила. Зачем? В книге «Визуальные заметки» написано, что наш мозг обрабатывает информацию вербально и визуально. А значит, скетчи — это не простые картинки, а способ воспроизвести в памяти важные моменты из произведения.

В чем польза

Вести читательский дневник оказалось жутко интересно. Я вывела для себя несколько плюсов.

  • Целостное ощущение от прочитанного. Книга не пропадает в пучине мыслей, а встает на полочку воспоминаний. С обложкой, объяснениями и закладкой на нужных страницах, где приглянулись цитаты. Появляется ощущение того, что ты «прожил» историю и понял автора. Разобрался во всем, что тебя волновало.
  • Как детектив. Текст о книге похож на расследование: пытаешься копнуть глубже, чем обычно. Кажется, что ты читал остросюжетный триллер, но на самом деле — психологическую драму. Или на первый взгляд была простая история о жизни хореографа. А с другой стороны — руководство для выживания в творческой профессии.
  • Память. Содержание и вправду запоминается в разы лучше. Особенно когда пишешь текст от руки, размышляешь о решении главного героя, выделяешь мысли, которые приглянулись.

Эволюция дневника

Ещё интереснее оказалось смотреть на метаморфозы, которые переживал мой дневник.

  • Сначала я вела его «по старинке» — от руки, в тетрадке.
  • Затем сделала электронную версию — гигантский гуглдок, куда перенесла все рубрики.
  • Постепенно рубрики менялись: их стало меньше, они стали иначе называться.

Лучший вариант моего дневника выглядел так: я писала кратко, о чем роман. Описывала свои впечатления и добавляла какие-то интересные штуки: например, мнение переводчика или литературного критика. Находила что-то про обложку: очень интересно смотреть, как выглядит книга в оригинальном обличии или в других странах. Искала информацию про экранизации — это тоже преподносило сюрпризы. Ну и конечно, добавляла цитаты. Много-много классных цитат.


Дневник-2021

В этом году я поняла: чем больше книг я читаю — тем меньше у меня сил на заполнение дневника. И приуныла. Казалось, вся практика ведения дневника стала сворачиваться: я стала упаковывать свои впечатления и сюжет книги в один очень концентрированный абзац. Оставила цитаты. И обязательно читала что-то после: историю создания, мнения, отзывы.

Так я грустила-грустила и вдруг неожиданно поняла, что самая главная работа у меня идет еще ДО чтения книги. Если я, например, слышу про книгу от коллег или в каком-то подкасте, то я сразу:

— узнаю, кто автор (например, читаю, чем так примечательна Салли Руни или почему Кармен Мария-Мачадо такая классная ),

— смотрю, кто перевел и издал книгу (если это мои любимые переводчики и надежные издательства, сразу беру),

— заглядываю в аккаунты критиков (если прям совсем ругают, могу не прочитать. Но чаще из любопытства всё равно открываю).

И только потом начинаю читать.

То есть я проделываю большую подготовительную работу — просто я её нигде не фиксирую. Хотя ведь это та же самая работа над текстом, которая дает больше понимания, о чем и как написана книга.

Что я хочу сказать

Читательский дневник — классная штука. Полезная. И неважно, в какой форме вы его ведете. Важно — заполнять дневник регулярно. Так постепенно анализ произведения станет полезной привычкой, которая поможет вам выстроить большую работу над текстом. Научит смотреть на всё с разных сторон: искать, всматриваться, видеть связи. И глубже понимать литературу — да и не только её.


По материалам книг: «Как читать книги», «Визуальные заметки»

Обложка: pexels

Похожие статьи