Саморазвитие
«Не вижу, куда расти!»: как выйти из профессионального тупика и заново открыть себя
22 октября 2 027 просмотров
Саморазвитие
«Не вижу, куда расти!»: как выйти из профессионального тупика и заново открыть себя
22 октября 2 027 просмотров

Олеся Ахмеджанова
Олеся Ахмеджанова

Опыт — это круто. Но помимо преимуществ он таит в себе много рисков. В один прекрасный день вы понимаете: «Всё, я вырос. Дальше неинтересно». Что делать, когда кажется, что изучил свою профессию вдоль и поперек?

Лена Резанова, специалист в области карьерных стратегий и автор бестселлера «Никогда-нибудь», знает. Об этом она рассказывает в своей новой книге «Это норм!». Делимся отрывками из неё.

Не видите вариантов — это не значит, что их нет



Никогда-нибудь

Вот история, которую рассказывает Лена Резанова:

— Я ощущаю потолок, и у меня начинается паника: не понимаю, куда расти, — призналась Инга, специалист по корпоративному обучению, когда мы встретились в Москве попить кофе. — Я уже десять лет в теме, мне даже показалось, что она себя исчерпала. Но в прошлом месяце мне надо было подобрать программы обучения не для целого подразделения, а для одного менеджера, на которого у компании большие планы. И мне понравилось! Я перелопатила кучу информации, учла множество разрозненных факторов — это была классная живая задача. Вот чем бы я занималась и дальше: составляла план развития под цели конкретного человека. Если б можно было изобрести такую профессию…

— Так она существует, — заметила наша вторая знакомая, Лилия. — Это же тьютор. Моя подруга сейчас как раз этим и занимается, только она работает с подростками. Но есть и тьюторы для взрослых.

Инга потрясенно молчала.

В своей практике Лена Резанова видела много таких озарений: ответ был совсем рядом, на расстоянии вытянутой руки, но люди его просто не замечали. Вывод простой: мы ощущаем себя в тупике и не видим возможностей не потому, что их нет. Нам просто их не разглядеть с того места, где мы сейчас находимся, — из туннеля.


Это Лена Резанова. Она помогает людям найти себя. Фото из инстаграма Лены

Почему профессионалы затуннеливаются?



Это норм!

Если такое произошло с вами, предупреждает Лена, не печальтесь. Это нормально и даже закономерно. А чем более вы успешны и востребованы, тем выше вероятность, что это с вами произойдет. Давайте разберем главные причины затуннеливания.

Причина № 1: у занятого профессионала отключается периферическое зрение

«Потому что не-ког-да просто смотреть по сторонам. Много работы. Я пашу, — говорит Виктор, менеджер проектов в IT-компании, — а дома у меня жена и два сына. И поверь, я ни минуты свободного времени не готов тратить на мысли о чем-то еще, кроме семьи. Ну а на работе плотность задач такая, что выдохнуть некогда».

Причина № 2: ориентация на одну конкретную цель

Антонина несколько лет назад решила, что ее главная цель — стать партнером в консалтинговой компании, где она работала. Траектория была понятная, требовала полного вовлечения и часто ненормированного графика, ибо проекты сложные, а конкуренция высокая. Эта цель — конкретная точка на горизонте — все время была у нее перед глазами, и вдруг:

«О ужас, однажды, сидя на очередном командном митинге, я поняла, что больше не хочу играть в эту игру и карабкаться к этому статусу. У меня не хватит выносливости, да и выигрыш сомнительный — еще больше работать. Второе, что я поняла, — за эти годы я даже не задумывалась, что еще мне интересно. В итоге я будто в вакууме, ноль альтернатив».


Источник

Причина № 3: ловушка компетенций

Профессионалу важно ощущать свою компетентность. Однако у этой потребности может быть и негативная сторона — когда не хочется покидать пределы той зоны, где вы точно хороши. Григорий работает в отделе финансов и отвечает за контроль. Он признается:

«Когда ко мне обращаются с другими вопросами или я участвую в других проектах, то чувствую, как с твердой почвы перехожу на зыбкую поверхность, и мне туда вовсе не хочется».

Причина № 4: выгорание в теме и поиск чего-то максимально непохожего

Эта история самой Лены:

«Когда в 2011 году мы уезжали в Париж, я могла представить себе любой вариант развития моей карьеры, но только не в той теме, в которой я тогда работала и в которой я сейчас. Почему? В то время я даже не знала, что существует такая работа — независимый карьерный консультант. Сейчас в это сложно поверить, ведь за последние годы это направление стало быстрорастущим трендом. Но тогда я не знала, хотя могла бы, — тема была рядом. Я и не думала искать ответ так близко, увы, у меня возникла когнитивная слепота, я была абсолютно уверена: я ищу совсем непохожее на все, чем занималась прежде».


Источник

Любая из этих причин может вызвать затуннеливание — это нормально и легко поправимо. Главное — не принять отсутствие информации в вашем поле зрения за отсутствие информации вообще. В каждой сфере есть слепые для нас зоны — это данность. Прямо сейчас по вашей теме выходят книги, о которых вы не знаете, происходят события, о которых вы не слышали, обсуждаются вопросы, с которыми вы никогда не сталкивались. Это не проблема.

Проблема возникает, когда вы начинаете перекапывать только участок в вашем поле зрения в надежде найти там все варианты и ответы.

Тупик надо перерастать, а не перекапывать

Представьте, вы отправились в отпуск в новое интересное место, приземлились в аэропорту, взяли машину напрокат, включили навигатор, пытаетесь задать пункт назначения, но ничего не получается. Навигатор пустой. В него не загружена карта. Это лучшая метафора того, что происходит с профессионалом, который готов расти, но не видит вариантов и обескуражен тем фактом, что ему не из чего выбирать.

В реальности существует все, что ищет профессионал, но в его навигаторе таких данных нет. Выход только один: загрузить карту.

Как это сделать?

Чаще всего мы узнаем о новых вариантах спонтанно. Например, на встречах или в социальных сетях. Вот что пишет Лена:

«Когда на встречах я прошу всех представиться, несколько профессий непременно оказываются открытием для аудитории. Так, однажды многие участники впервые услышали о профессии витриниста и ритейл-дизайнера. В Facebook одна девушка рассказала мне про интересную нишу в маркетинге — minimal viable branding (минимальная версия бренда). На лекциях у меня часто работают скрайберы (специалисты по визуальным конспектам). И многие спрашивают: а кто это? Такое бывает».

А что, так можно было?

Вот несколько цитат-открытий из практики Лены:

«Недавно прочла о новой профессии „цифровой лингвист“. Она связана с внедрением искусственного интеллекта в жизнь людей и разработкой алгоритмов взаимодействия искусственного интеллекта с человеком. Я сама работаю в IT, а мое хобби — языки! Никогда четко не представляла, как это можно связать, поэтому очень удивилась и вдохновилась идеей оказаться в числе первых в этой области!»

«На вашей лекции встретила девушку, которая занимается маркетингом в сфере искусства, и для меня открылся дивный новый мир культурных проектов, галерей, прекрасных событий. А я уже почти подумала, что маркетинг — не мое…»

«После двух лет обучения на стилиста я начала практику, но был ступор с самоидентификацией. И я решила зайти на YouTube и пересмотреть 20 разных стилистов, любых. И мне почти никто не понравился, два человека плюс-минус были близки по духу. Но двадцать третьим была девушка — ювелирный стилист, аналитик моды, работающая с украшениями. Не отрываясь посмотрела два видео с ней и поняла, что сюда мне очень надо. Увидела, что она читает лекцию в другом городе, спросила, будет ли запись. Она ответила, что есть онлайн-курс. В итоге я отучилась у нее, прошла этот курс. Теперь я ювелирный стилист».

Как видите, герои не подозревали, какая информация повлияет на них в поворотный момент. Варианты нельзя было придумать или догадаться о них, хорошенько поразмыслив, — их нет в голове. Они либо попадают в ваш навигатор, либо нет. Полезны не только готовые ответы, но и свежие идеи, ведь они сработают на расширение горизонтов и перерастание тупика.


Источник

Возьмите, например, «Атлас новых профессий». Он построен на анализе трендов и прогнозах о том, какие профессии появятся в разных отраслях. Допустим, вы работаете в сфере образования и чувствуете, что достигли потолка. Куда расти — непонятно. В атласе перечислено 11 профессий в сфере образования, которые, по мнению авторов, станут актуальны в ближайшем будущем — или уже актуальны.

Вот они:

— разработчик инструментов обучения состояниям сознания;

— игропедагог;

— разработчик образовательных траекторий;

— тренер по майнд-фитнесу;

— экопроповедник;

— организатор проектного обучения;

— тьютор;

— игромастер;

— модератор;

— ментор стартапов;

— координатор образовательной онлайн-платформы.

Это интересная информация, которой не видно из туннеля. Можно почитать подробнее, погуглить каждую профессию, поискать, есть ли программы обучения и курсы. Так или иначе, в вашем поле зрения появятся новые данные. Будет о чем подумать. Растуннеливание началось!

Чаще всего открытия случаются спонтанно. Давайте попробуем сократить этот маршрут и значительно его упростить. Сделаем процесс получения новых данных интересным и управляемым.

Самый короткий выход из туннеля

Вот простейшие способы создать пространство вариантов в рамках определенной темы:

1. Найдите три книги, которые вышли по этой теме за последний год.

2. Найдите три события, которые состоялись (или состоятся) в этом году.

3. Найдите трех человек, кто уже работает в этой теме и достиг успеха.


Источник

Чем ценны книги для расширения горизонта? Их авторы — представители нужной вам сферы; в книгах могут быть обозначены или описаны интересные тренды, новые инструменты, упомянуты другие эксперты — это все источник дополнительной информации по теме.

Чем ценны события? На конференциях, форумах и выставках собираются представители разных ниш, а из программы мероприятия вы можете, не вставая с дивана, узнать о направлениях, актуальных вопросах и опять же о представителях этой сферы.

Чем ценны люди, которые уже играют на этом поле? Это колоссальный источник информации! Практика показывает, что ролевая модель — лучший способ исследовать любую тему.

Почему стоит начинать растуннеливание со своей темы

Хотя, скорее всего, вас тянет в новую, совершенно иную область, лучше начать растуннеливаться все же с той темы, которой вы сейчас занимаетесь. Только раздвинуть ее границы: например, если вы бухгалтер, берите финансы. А дальше можно наращивать уровни по вашему усмотрению.

Почему важно начинать искать себя там же, где потерял? Чтобы по максимуму использовать наработанный капитал.

Взбираться на лестницу с первой ступеньки или с пятой — есть разница. И эта разница — психологическая дистанция до точки компетентности, то есть до уровня, на котором вы можете выполнять работу с ожидаемым качеством.

По материалам книги Это норм!

Обложка: unsplash

Похожие статьи