Если вы ответственны, качественно выполняете работу и стремитесь к достижению целей, это замечательно. Но если даже в незначительном деле ставите для себя недосягаемо высокую планку и тревожитесь по поводу любой оплошности, это может стать проблемой.
Все грани перфекционизма
Психотерапевт Стюарт Геддес в книге «Беспокойный человек» отмечает: перфекционизм нередко ведет к тому, что любое предстоящее занятие становится в десять раз страшнее и длиннее и провоцирует в десять раз больше волнений. Мы можем целых пятнадцать минут составлять ответ на дежурное письмо: пишем и переписываем его, проверяя, чтобы в наших словах нельзя было найти ни одного недостатка. Не обидится ли кто-нибудь из списка адресатов на то, что я здесь набросал? Может быть, стоит выразить это как-то иначе?
Беспокойный человек
Прежде чем показывать кому-нибудь результаты работы, нужно несколько раз их тщательно перепроверить — и даже тогда нас продолжает грызть неуверенность. Нетрудно представить: если мы будем действовать таким образом в течение какого-то времени, количество незавершенных задач быстро вырастет — и не успеем мы оглянуться, как баланс работы и личной жизни уверенно сместится в сторону работы.
Кроме того, перфекционизм мешает просить о помощи — во-первых, мы не можем допустить, чтобы кто-то увидел, как мы не справляемся, и, во-вторых, обычно мы пользуемся только собственными методами и не доверяем другим людям, считая, что они обязательно допустят ошибку. По нашему мнению, у них не такие высокие стандарты, как у нас, и они не будут так тщательно проверять результаты или обращать внимание на все аспекты. Если на проекте указано наше имя — он должен быть безупречным; поэтому, даже соглашаясь на помощь, мы лишь увеличиваем время выполнения задания, поскольку теперь приходится проверять не только свою, но и чужую работу.
Стремясь не показаться лентяями, мы вынуждены все время трудиться или делать все безукоризненно, чтобы другие не смогли увидеть ту нашу худшую сторону, которой мы сами боимся. Иногда этот страх проявляется в виде синдрома самозванца: мы уверены, что «обман» рано или поздно разоблачат, и стараемся поддерживать его с помощью идеальной работы. И так далее, и так далее.
Почему мы так с собой поступаем?
Одна из причин кроется в предположении, будто окружающие судят нас так же строго, как и мы себя. Все остальные так же критичны, нетерпимы и неумолимы по отношению к нам, как мы сами. Если мы замечаем свою ошибку или считаем, что можно было сделать лучше, то уверены, что все вокруг это тоже заметили. И угадайте — что? Мы вызываем у них такое же отвращение, потрясение и разочарование, как и у себя.
Давайте проведем маленький тест на перфекционизм. Относятся ли к вам какие-то пункты из списка?
1. Я должен делать все идеально.
2. Ошибки недопустимы, они показывают мою профессиональную непригодность.
3. Если я попытаюсь — скорее всего, потерплю неудачу.
4. Если я сделаю ошибку — меня отвергнут.
5. Если покажу свою работу — другие неизбежно будут обо мне думать плохо.
6. Сделать хорошо недостаточно, я должен сделать это еще лучше.
7. Если не стремлюсь соответствовать более высоким стандартам — я ленивый и бесполезный человек.
8. Моя работа никогда не бывает так хороша, как я хочу.
9. Я не могу позволить другому человеку выполнить задание вместо меня — а вдруг он сделает все не так?
10. Я должен несколько раз перепроверить любую работу, прежде чем кому-нибудь ее показывать.
11. Работу можно сделать правильно и неправильно — никаких промежуточных вариантов не существует.
12. Я предпочитаю выполнить работу идеально, выложившись на сто процентов, или вообще за нее не браться.
13. Люди всегда будут судить меня так же строго, как и я оцениваю себя.
Меньше настороженности!
Чтобы справиться с негативными проявлениями перфекционизма на работе, нужно позволить себе мыслить не только в черно-белых тонах. Обычно, если только вы не работаете первую неделю на новом месте, коллеги не меняют своего мнения о вас ежедневно. Но даже если вы действительно только приступили к своим обязанностям, вам наверняка дадут время освоиться, прежде чем формировать о вас то или иное представление. У коллег и руководства постепенно складывается общее впечатление, и, если ваша деятельность в целом на удовлетворительном уровне, одна ошибка ничего не ухудшит.
Не нужно постоянно проявлять бдительность и тратить несоразмерное количество времени, домысливая реакции окружающих и пытаясь выяснить, не ухудшилось ли их отношение к нам из-за какой-нибудь сказанной или сделанной нами мелочи. Подобный образ мыслей создает стрессовую обстановку и повышает уровень эмоциональной тревоги, а это весьма непродуктивно, если мы хотим взять беспокойство под контроль.
Когда в следующий раз почувствуете тревогу из-за того, что не достигли идеала, сделайте вот что: отнеситесь к себе так же сочувственно, как к другу, который решил поделиться своими мыслями. Что вы ему скажете?
Достаточно хорошо
Подумайте, каким образом у вас сейчас проявляется перфекционизм в работе. Действительно ли он делает вас особо продуктивными, а ваши действия всегда соответствуют высоким стандартам? Какова цена этих высоких стандартов? Или он заставляет вас буксовать и бесконечно откладывать начало дела? Не позволяет просить других о помощи или позволяет сделать это, только когда все зашло слишком далеко и трудно что-либо изменить?
Позволив себе быть не всегда идеальным, вы снизите уровень беспокойства и улучшите продуктивность. Повышенное внимание к ошибкам помогает сохранять бдительность и увеличивать эффективность, но здесь, как везде, важно соблюдать баланс. Если вы не даете себе ни малейшего права на ошибку, то перестанете вообще что-либо делать.
Поступайтесь качеством
Такой совет дают авторы книги «Не сходите с ума на работе» — манифеста спокойствия в офисе. Вот что они говорят:
«Мы в Basecamp регулярно поступаемся качеством. Выпускаем функции, не одинаково удобные для всех без исключения, но подходящие большинству пользователей. Спустя рукава исправляем баги, если они не настолько ужасны, чтобы в корне менять программу или систему. Публикуем в блоге статьи с парой-тройкой грамматических ошибок. Невозможно в любой ситуации быть на высоте. Надо понимать: чтобы показать себя в наилучшем свете, иногда достаточно просто хорошего, а не сногсшибательного результата.
Не сходите с ума на работе
Посмотрите на процесс под таким углом: если делать что-то на 100%, то все 100% уйдут на это. Если потратить по 20% на пять задач, чтобы довести их до 80%, то получится целых пять выполненных задач! Мы почти всегда руководствуемся именно такой логикой. Понимание, где надо выложиться на все сто, а где „и так сойдет“, внесет ясность. Меньше волнений, больше спокойствия. „Нормально“ — идеальный результат для основной части выполняемой работы. А скрупулезность приберегите для выполнения действительно важных задач».
Если вновь почувствуете тревогу, воспользуйтесь инструментами для ее снижения из этой статьи.
По материалам книг «Беспокойный человек», «Не сходите с ума на работе»
Обложка поста — freepik.com