Мы живем в технологической культуре. Технофобы говорят, что социальные сети разрушают культуру, но весомых подтверждений этому нет. Однако вряд ли кто-то станет спорить, что технологии изменили все сферы нашей жизни.
Зная о том, как меняется общество, мы можем уменьшить проявление негативных тенденций и усилить позитивные — хотя бы вокруг себя. Поэтому так важно следить за происходящим. В книге «Путь к характеру» писатель Дэвид Брукс рассказывает, какие перемены в обществе и нашем восприятии произошли за последние десятилетия.
Быстрые коммуникации
Сегодня гораздо труднее прислушиваться к тихим, спокойным голосам, доносящимся из глубин нашей души. История человечества свидетельствует о том, что мы лучше осознаем свои внутренние ощущения, когда удаляемся от мира, находимся в одиночестве и покое. Другими словами, мы лучше слышим себя в минуты тихого единения с миром.
Время — долгие периоды покоя — необходимо для того, чтобы отделить внешнее от глубинного. Сегодня моменты тишины и покоя бывают все реже. Даже если выдалась свободная минута, мы сразу беремся за смартфон.
Персонализация пространства
У нас появилось больше средств и возможностей, позволяющих создать интеллектуальную среду, соответствующую нашим запросам. Информационные технологии позволяют всем членам семьи, находясь в одной комнате, отгородиться от других: погрузиться в свою программу, смотреть свой фильм или проходить свою игру.
Даже находясь вместе, мы остаемся каждый в своем мире. — Источник
Нам не нужно ждать, кого популярное шоу объявит новыми звездами, каждый сам становится центром собственной системы массмедиа и составляет подборку программ, приложений и страниц, которые интересно смотреть именно ему. Рекламная кампания Yahoo обещала: «Теперь у интернета есть личность, и это вы!»
Поощрение публичности
Человек от природы склонен искать общественного одобрения и бояться отчуждения. Социальные сети открывают нам доступ к острой конкурентной борьбе за внимание, за победу, за награду, выраженную в валюте лайков. У нас все больше возможностей продвигать себя, завоевывать славу, управлять собственным имиджем, рассылать селфи, чтобы произвести впечатление.
Наше «я» в соцсетях заметно счастливее, чем в реальном мире. — Источник
Facebook, Twitter и Instagram формируют позитивное внешнее «я», которое может завоевать славу в небольшом круге людей, а если повезет, то и в большом. Успех измеряется числом реакций. Обитатель соцсетей занят созданием более счастливой и фотогеничной версии реальной жизни.
Материализм
Культурный сдвиг изменил нас. Мы стали в большей степени материалистами. Каждый год Калифорнийский университет Лос-Анджелеса проводит в США опрос среди первокурсников на тему ценностей и ожиданий от жизни. В 1966 году 80% учащихся первого курса говорили, что стремятся сформировать осмысленную философию жизни. Сегодня об этом упоминают меньше половины опрошенных. В 1966 году 42% отмечали, что стать богатым — это важная жизненная цель. К 1990 году с этим соглашались уже 74%.
Другими словами, в 1966 году студенты считали важным хотя бы создать впечатление, что они задумываются над вечными вопросами и ищут смысл жизни. К 1990-му потребность в этом отпала. Для юношей и девушек стало нормальным говорить, что больше всего их интересуют деньги.
Индивидуализм
Мы уверены, что истинные ответы находятся исключительно внутри нас самих, поэтому меньше склонны открываться людям. Близких связей становится все меньше. Несколько десятилетий назад люди в соцопросах отвечали, что у них четыре-пять близких друзей, с которыми можно поделиться чем угодно. Сейчас самый распространенный ответ — два-три друга, а количество людей, которые признаются, что у них нет близких друзей, выросло вдвое.
Несмотря на массу контактов и друзей в сетях, мы становимся всё более одинокими. — Источник
По данным Google Ngram, последние несколько десятилетий резко выросло употребление «индивидуалистических» слов, таких как «персонализация», «личный», «мой», «сам», и резко снизилось употребление «общественных» слов, таких как «сообщество», «совместный», «объединенный», «общее благо». Слова «характер», «совесть» и «добродетель» в течение всего XX века все реже попадали в лексикон. За сто лет слово «отвага» стали употреблять на 66% реже, «благодарность» — на 49%, «скромность» — на 52%, а «доброта» — на 56%.
Снижение эмпатии
Люди стали меньше сочувствовать друг другу. Исследование, проведенное Университетом Мичигана, показало, что современные студенты на 40% хуже, чем их предшественники в 1970-е, определяют, какие чувства испытывает другой человек. Самый большой спад здесь произошел в начале 2000-х годов.
Меняться — это нормально. Изменения пронизывают нашу жизнь. Но мы должны быть способны заметить их и задуматься, нужны ли они нам. Умение балансировать между требованиями современной жизни и вечными нравственными ориентирами, понимать себя и признавать свои недостатки поможет вести более упорядоченную и осмысленную жизнь, находить опору друг в друге и становиться лучше.
В книге «Путь к характеру» Дэвид Брукс рассказывает истории людей, которые смогли осознать свои слабости и побороть несовершенства, обретя сильный характер и радость от полной, насыщенной жизни. Книга вот-вот выйдет из типографии. Чтобы не пропустить этот момент, подпишитесь на уведомление — мы пришлем вам письмо, как только книга появится в продаже.
Обложка поста — unsplash.com