в вишлисте
Личная скидка {{ profile.personalDiscount.discount }}%
в корзине
на сумму
До бесплатной доставки
осталось
{{ cartCount + cartEbookCount }}
Корзина
Доставка в город {{ headerCity.name }}
сегодня от  бесплатно от {{ headerCity.estimatesMin }} до {{ headerCity.estimatesMax }}  бесплатно
В город {{ headerCity.name }}
пока не доставляем
Посмотрите
другие города
Город, населенный пункт
{{ city.region }}
Сюда пока не доставляем книги
Саморазвитие
Как работать с несносными коллегами. Часть третья. Рассеянные
25 января 2 114 просмотров
Саморазвитие
Как работать с несносными коллегами. Часть третья. Рассеянные
25 января 2 114 просмотров

Ирина Балманжи
Ирина Балманжи

Сталкиваясь с неадекватным поведением сослуживцев, мы злимся, но, к сожалению, редко пытаемся разобраться, почему они так поступают. Обычно простого сочувствия и понимания достаточно, чтобы преодолеть раздражение и улучшить атмосферу в коллективе. В этом уверена доктор медицинских наук Джоди Фостер. В своей книге «Мудаки под контролем« она описывает типы «психов» на работе и объясняет, как с ними ужиться.

Мы уже писали о нарциссах и педантах. Сегодня расскажем, как работать с теми, кто, судя по всему, родился на улице Бассейной. Они вечно все путают, теряют и забывают. Однако не торопитесь обвинять их в безалаберности.

Основные черты рассеянного

Такой человек может быть очень умным, талантливым и обаятельным, но при этом совершенно не справляться со своей работой. Он постоянно все забывает, теряет чеки, отчеты, акты и другие важные бумаги, опаздывает, совершает нелепые ошибки и переключается на новые проекты, не завершив предыдущие.

Рассеянный часто допускает опечатки в документах, не выполняет поручения и невольно подводит людей, которые с ним работают. Его стол всегда завален хламом, а почтовый ящик — сотнями непрочитанных сообщений.

Порой, глядя на горы незавершенной работы, этот человек и сам приходит в ужас. Но, абсолютно не представляя, с чего начать, он может просто оставить все как есть. Приступив к задаче, но не имея четкого плана, рассеянный быстро заходит в тупик и бросает дело на полпути.

Порой, глядя на горы незавершенной работы, этот человек и сам приходит в ужас. Но, абсолютно не представляя, с чего начать, он может просто оставить все как есть. Приступив к задаче, но не имея четкого плана, рассеянный быстро заходит в тупик и бросает дело на полпути.
Рассеянные ведут себя так не для того, чтобы досадить вам, а потому что не могут иначе, — источник

Иногда коллеги и клиенты считают рассеянного просто безответственным сотрудником, но в действительности его главная проблема — неспособность к концентрации. Даже стараясь изо всех сил, он физически не может сфокусироваться на работе и довести проект до конца.

Скорее всего, еще в школе рассеянного ругали за лень и неусидчивость, хотя, возможно, кто-то из учителей также отмечал его творческий потенциал. Он регулярно забывал выполнять домашние задания, неаккуратно писал в тетрадях, все время отвлекался на уроках и выкрикивал ответы с места.

Разумеется, родители тоже были недовольны и постоянно бранили ребенка за столь безалаберное поведение (особенно когда он терял очередные ключи от дома). Он чувствовал себя виноватым и подавленным, но ничего не мог изменить.

На самом деле бессмысленно отчитывать рассеянного за безответственность или за то, что он прикладывает мало усилий. Потому что это не так. Все, что с ним происходит, — это результат дефицита внимания.

В 60—98% случаев проблемы с вниманием врожденные.

Один из факторов, усугубляющих проблемы с концентрацией, — недостаточный интерес к работе. Любому из нас, а тем более рассеянному, сложно сфокусироваться на скучных задачах. При этом даже самый невнимательный человек способен довольно долго и сосредоточенно заниматься тем, что его действительно увлекает.

Другое обстоятельство, из-за которого рассеянный испытывает большие трудности, — отсутствие системы в выполнении задач. Как правило, он делает то, что считает самым важным, и даже может уложиться в поставленные сроки, но в то же время откладывает все остальное — проверку почты, ежедневные поручения, запросы, оформление бумаг. К сожалению, для остальных людей — коллег, клиентов, начальства — это вовсе не такие уж мелочи. В итоге наш герой внезапно оказывается посреди хаоса и начинает паниковать: за что взяться в первую очередь, как разгрести накопившуюся работу?

Обычно рассеянные неадекватно оценивают, сколько времени им потребуется на ту или иную работу. Они могут выделить себе целый день на то, что способны сделать за пару часов. Или потратить сутки на задачу, с которой планировали управиться до обеда. Кроме того, им свойственно постоянно отвлекаться, бросать начатое, что-то забывать.

К концу рабочего дня рассеянного преследует ощущение, будто он ничего не успел и наверстать упущенное уже практически невозможно. Стресс усиливает проблемы с вниманием, а неспособность сконцентрироваться создает новые авралы и добавляет еще больше причин для тревоги — это замкнутый круг.

Неспособность к самоорганизации делает трудновыполнимыми даже рутинные задания
Неспособность к самоорганизации делает трудновыполнимыми даже рутинные задания, — источник

В отличие от других «сложных» коллег рассеянный почти никогда не вступает в открытые конфликты. Он сам страдает от своей неорганизованности, испытывает чувство вины и искренне сожалеет, если кто-то на него злится. Осознавая собственные недостатки, он часто недооценивает свой интеллектуальный потенциал, который всего лишь необходимо направить в нужное русло.

Стоит упомянуть, что обычно рассеянные намного лучше справляются с творческими задачами, чем с рутиной. Это незаменимые генераторы идей, которые в полной мере проявляют себя во время мозговых штурмов.

Как работать с рассеянными

Рассеянный и сам прекрасно знает о своих проблемах, но ничего не может с собой сделать. Так что нет никакого смысла злиться и высказывать претензии. Вместо этого постарайтесь создать для него подходящие условия, чтобы получить максимальную отдачу.

1. Давайте рассеянному небольшие задания, выполнение которых добавит ему уверенности в своих силах. Сложные проекты тоже разбивайте на части, выделяйте отдельные задачи и сегменты, чтобы ваш подопечный концентрировался только на чем-то одном. Пусть он продвигается к цели шаг за шагом, а не пытается охватить сразу все. Каждый этап обозначайте конкретными сроками.

2. Прилагайте к заданиям подробные письменные инструкции. Объясняйте, как определять приоритеты и в каком порядке действовать. Покажите, как составить план выполнения работы, чтобы в будущем рассеянный мог применять такой подход самостоятельно.

3. Следите, чтобы он не брал на себя слишком много. Желая реабилитироваться за прошлые неудачи, он может загрузить себя работой, но это приведет лишь к стрессу и новым разочарованиям. Предупредите его, что ему разрешено приступать к следующей задаче только тогда, когда он справится с предыдущей.

Маленькие шажки позволяют рассеянному укрепиться в профессиональном качестве и почувствовать свои достижения.

4. Назначьте ему куратора или сами следите за ходом работы. К примеру, можно встречаться с рассеянным в конце каждой недели, подводить итоги и обсуждать, что получилось, а что нет. Если какие-то задачи не выполнены, необходимо вместе подумать, почему застопорилось дело и как сдвинуться с мертвой точки.

5. Не стоит критиковать рассеянного и придираться к деталям. Этот человек и так испытывает большой стресс. Лишнее давление только добавит переживаний и усугубит ситуацию. Проявляйте терпение, объясняйте все спокойно и максимально доступно.

6. По возможности давайте ему творческую работу, требующую изобретательности и способную удержать его интерес. При этом постарайтесь избавить рассеянного от скучных рутинных задач, отнимающих много времени.

7. Проконтролируйте, чтобы внешние условия работы настраивали на продуктивность и не мешали фокусироваться на задачах. Человек с дефицитом внимания может отвлекаться на телевизор, радио, разговоры с коллегой, который сидит за соседним столом. Постарайтесь устранить все раздражители.

Чем меньше отвлекающих факторов, тем лучше
Чем меньше отвлекающих факторов, тем лучше, — источник

Помогите рассеянному организовать пространство на рабочем столе: возможно, нужны разметки, дополнительные подставки для папок и так далее. Убедитесь, что рядом стоит корзина для мусора — это спасет от скапливания лишних бумаг и другого хлама. Огромную пользу могут принести даже незначительные мелочи. Настенный календарь будет напоминать о сроках. А крючок для ключей избавит от необходимости тратить время на их поиски.

8. Запишите рассеянного на занятия по тайм-менеджменту и планированию. В большинстве случаев такие люди все же могут добиться некоторых успехов в самоорганизации, если их заинтересовать и подтолкнуть в нужном направлении.

Насколько бы сильно вас ни раздражало поведение людей, всегда старайтесь войти в их положение. С этого и начинаются позитивные перемены. Проявив сочувствие, вы поймете, как ослабить напряжение в коллективе, наладить отношения с сослуживцами и помочь им работать продуктивнее.

P.S. Ваша негативная реакция может означать, что вы и сами обладаете чертами, которые вам неприятны в других. Если определенные люди пробуждают в вас слишком сильные эмоции, не забудьте посмотреться в зеркало.

Продолжение следует…

По материалам книги «Мудаки под контролем»

Обложка поста отсюда

Похожие статьи