в вишлисте
Личная скидка {{ profile.personalDiscount.discount }}%
в корзине
на сумму
До бесплатной доставки
осталось
{{ cartCount + cartEbookCount }}
Корзина
Доставка в город {{ headerCity.name }}
сегодня от  бесплатно от {{ headerCity.estimatesMin }} до {{ headerCity.estimatesMax }}  бесплатно
В город {{ headerCity.name }}
пока не доставляем
Посмотрите
другие города
Город, населенный пункт
{{ city.region }}
Сюда пока не доставляем книги
Саморазвитие
Как работать с несносными коллегами. Часть вторая. Педанты
23 января 1 523 просмотра
Саморазвитие
Как работать с несносными коллегами. Часть вторая. Педанты
23 января 1 523 просмотра

Ирина Балманжи
Ирина Балманжи

На работе мы нередко сталкиваемся со странным поведением сослуживцев. Одни грубят окружающим, другие всех подозревают в заговоре, третьи постоянно забывают о своих обязанностях. Исчерпывающий список чудачеств описала профессор психиатрии Джоди Фостер в своей книге «Мудаки под контролем». Автор объясняет, почему раздражающие нас люди стали такими и как выстроить с ними конструктивный диалог. Сразу откроем карты: главный принцип — понимание, сочувствие и желание помочь «трудным» коллегам.

В прошлый раз мы рассказывали про нарциссов. Тема сегодняшнего поста — педанты. Внимательность к деталям, аккуратность и преданность работе — весьма полезные качества. Но всего должно быть в меру…

Кто такие педанты

Представьте, что вы подготовили план проекта. На ваш взгляд, все детали учтены и тщательно продуманы, информация логично структурирована и изложена ясным языком. И вот, трижды проверив каждый пункт, вы решаетесь наконец войти с докладом к своему руководителю. Но внезапно на вас обрушивается шквал мелких придирок.

Вам по несколько раз задают одни и те же вопросы, заставляют что-то переделывать и переставлять части презентации местами, требуют дополнительных сведений, просят изменить интервал между строчками, указывают на неправильно подобранный цвет фона. Разумеется, все это выбивает вас из колеи и мешает сосредоточиться на сути.

Знакомая ситуация? Сочувствуем: вы столкнулись с педантом. Такой человек ревностно проверяет каждую мелочь и порой настолько увязает в деталях, что полностью теряет из виду общую картину. Его стремление к безупречности — это не просто желание хорошо выполнить работу, а самая настоящая одержимость.

Педанты так сильно боятся допустить ошибку, что без конца все перепроверяют и переделывают. Они, как правило, задерживаются в офисе дольше всех и продолжают думать о работе даже дома. Но, несмотря на все старания, остаются одними из самых непродуктивных сотрудников.

Много времени педанты проводят за составлением списков, планов, сортируя материалы и, по сути, не уделяя внимания основным задачам
Много времени педанты проводят за составлением списков, планов, сортируя материалы и, по сути, не уделяя внимания основным задачам, — источник

Педанты — ярые приверженцы бюрократических процедур. Их вселенная разрушится без правил, законов, документов, регламентов, планов и строгой иерархии. Им важно скрупулезно соблюдать определенную последовательность действий, установленную раз и навсегда.

Перфекционизм, тотальный контроль и зацикленность на порядке приводят к тому, что педант с трудом приспосабливается к новым обстоятельствам. Ему сложно действовать в непредсказуемой, постоянно меняющейся реальности. В кабинете такого человека каждое решение принимается долго и мучительно, даже незначительная работа отнимает слишком много времени, а бесконечные попытки достичь идеала мешают добиваться ощутимых результатов и укладываться в разумные сроки.

Стремясь к стабильности и защищенности, педанты часто приходят к подавленности и одиночеству, злости и страхам, чувству вины и стыду.

Вот типичное детство педанта: строгая дисциплина и бескомпромиссные родители, чья любовь напрямую зависит от того, подчиняется ли ребенок установленным правилам. В таких семьях аккуратность и послушание ценятся превыше всего, а выполнение всех требований — это единственный способ избежать критики.

Ребенка все время преследует чувство тревоги и боязнь совершить ошибку. Не удивительно, что он ищет спасения в постоянстве и старается четко следовать всем указаниям. Стремление к недостижимому идеалу становится его второй натурой.

Педанты с детства привыкают стремиться к совершенству
Педанты с детства привыкают стремиться к совершенству, а если не достигают его, то испытывают сильнейший стресс, — источник

Существуют разные типы педантов. Одни открыто демонстрируют враждебность: критикуют недочеты в чужой работе, придираются к каждой детали, проявляют высокомерие, пытаются все контролировать, обвиняют остальных в некомпетентности и выплескивают гнев на окружающих.

Другие направляют всю свою требовательность на самих себя. Для них важно сохранить расположение коллег, им свойственна застенчивость, они постоянно во всем сомневаются и очень боятся сделать что-то не так. Такие люди могут надолго запираться в своем кабинете и фанатично работать, не отвечая на звонки и сообщения. При этом эффективность почти нулевая: огромное количество времени тратится на планирование и совершенно неважные мелочи.

Как работать с педантами

Существует несколько способов поладить с педантом на работе:

1. Постарайтесь не критиковать его за излишнее внимание к деталям. Он уверен в своей правоте, поэтому в ответ начнет долго и пространно объяснять вам рациональность своего поведения и ошибочность вашего подхода.

2. Не спорьте из-за мелочей, это только раззадорит педанта. Сделайте вид, что вы понимаете и цените его поправки. Пусть вы не согласны, но лучше промолчать, чем усугубить ситуацию и окончательно застопорить работу.

3. Дайте руководителю-педанту почувствовать, что у него действительно все под контролем. Внимательно выслушивайте и записывайте его распоряжения, следуйте им (или хотя бы делайте вид), одобряйте его планы и строго соблюдайте субординацию. Так вы поможете ему снизить уровень тревожности.

4. Демонстрируйте качества, которые ценит педант. Показывайте свою увлеченность работой, проявляйте внимание к деталям, соблюдайте порядок, следуйте четкому расписанию, выполняйте все в срок и никогда не опаздывайте. Постарайтесь браться только за те задачи, с которыми точно сможете справиться. Нет ничего хуже, чем взять на себя обязательства и не выполнить их.

5. С педантом-начальником можно только смириться. Но если этот человек — ваш подчиненный, попробуйте с ним поговорить откровенно. Он уважает власть, поэтому к словам руководителя отнесется серьезнее, чем к замечаниям других людей. Объясните, как отражается на работе его одержимость мелочами, и подскажите, на что ему стоит обращать больше внимания. Попросите, чтобы он фокусировался на сроках, а не на безупречном выполнении задач.

Оценивая работу педанта, подчеркивайте, что иногда ошибаться — это нормально, а лучшее — враг хорошего.

6. Педант очень боится совершить оплошность и не оправдать ожиданий, поэтому и пытается довести любое дело до идеала. Помогите ему справиться с волнением, объясните, что все тревоги надуманны и никто не собирается его увольнять, даже если он где-то допустит ошибку.

7. Давайте педанту-подчиненному пошаговые инструкции и понятные задания. Ни в коем случае не ставьте перед ним задачи, требующие творческого подхода. Желательно вообще перевести такого сотрудника на должность, где его склонности (внимание к деталям, четкое следование стандартам и умение скрупулезно анализировать информацию) будут максимально полезны.

8. Поощряйте передышки. Трудоголизм не доведет педанта до добра, поэтому желательно проконтролировать, чтобы он не задерживался на работе слишком долго, а иногда даже необходимо принудительно отправить его в отпуск. Постарайтесь время от времени устраивать корпоративы и неформальные ужины с коллегами, чтобы все могли немного расслабиться.

9. Если ситуация только ухудшается, переходите к более серьезным мерам. Когда поведение педанта негативно сказывается на его работе, эмоциональном состоянии и отношениях с коллегами, стоит обратиться к начальству или в отдел кадров и поинтересоваться, есть ли возможность отправить этого человека на консультацию по преодолению стрессов. К счастью, такие люди обычно не возражают против психотерапии, так как и сами чувствуют, что у них есть проблемы.

Мы часто негодуем из-за поведения коллег, но редко пытаемся предпринять какие-то конструктивные действия. К сожалению, ситуация не изменится к лучшему сама по себе. Помните: в большинстве случаев вы способны повлиять на атмосферу в команде. Для начала попробуйте понять человека, который вас раздражает, поддержите его и помогите ему работать эффективнее.

P.S. Ваша негативная реакция может означать, что вы и сами обладаете чертами, которые вам неприятны в других. Если определенные люди пробуждают в вас слишком сильные эмоции, не забудьте посмотреться в зеркало.

Продолжение следует…

По материалам книги «Мудаки под контролем»

Обложка поста отсюда

Похожие статьи