В МИФе вышла замечательная книга — «Книга радости». Это запись бесед двух великих духовных лидеров современности — Далай-ламы и архиепископа Туту. О счастье и печали, человеческих радостях и горестях, о негативных эмоциях, их воздействии на нас и главное — искали ответ на вопрос «что делать?» в своем опыте и мудрости. В этой статье — диалоги о сострадании и милосердии: к окружающим людям, живым существам и самим себе. Обязательно прочтите. Это важно.
Все мы хотим быть милосердными
Далай-лама сказал: «За прошедшие три тысячелетия на планете возникло множество религиозных традиций. Но все учат одному: любви. Смысл любой религии — донести до людей необходимость любви и сострадания, подчеркнуть их важность. Разные средства, но одна цель: вылечить нас от общей болезни — страдания. Даже ученые выяснили, что человеку от природы свойственна склонность к эмпатии».
Далай-лама и архиепископ подчеркивали, что сострадательная забота об окружающих инстинктивна и в нас природой заложено тянуться к сородичам и заботиться о них. Однако, как объяснил архиепископ Десмонд Туту, состраданию учатся не сразу: «Мы развиваемся и учимся сопереживать, заботиться. Мы учимся быть людьми».
Помогать другим — самый простой способ почувствовать себя счастливее, — источник.
Здесь стоит сделать небольшое отступление и задуматься, что на самом деле значит сострадание, так как с этим понятием связано много недопонимания. Джинпа и его коллеги создали программу тренировки сострадательного ума на базе медицинского факультета Стэнфордского университета, открыв научно-образовательный центр сострадания и альтруизма.
В своей замечательной книге A Fearless Heart: How the Courage to Be Compassionate Can Transform Our Lives («Бесстрашное сердце: как мужество сострадания может изменить жизнь») Джинпа объясняет: «Сострадание — это чувство обеспокоенности, возникающее, когда мы видим страдания другого человека и испытываем желание облегчить их».
Сострадание, врожденное и приобретенное
Все мы несем в себе так называемое «семя сострадания», заложенное в нас теми, кто заботился о нас — родными. Но вместе с тем это и навык, который можно развить. Мы способны научиться состраданию и расширить свой «круг заботы», включив в него не только близких родственников, но и многих других. Если поймем, что все принадлежат к одному человеческому роду, сострадать будет нетрудно.
— Ваше Святейшество, на протяжении недели вы так много говорили о сопереживании, что я уже думал переименовать наш совместный труд в «Книгу сострадания». Надеюсь в наших беседах глубже изучить эту тему. Никто не отрицает, что развитие сопереживания — благородная цель, но многие не понимают, что это значит и как практиковать такой навык. Слово «сострадание», как мы уже говорили, буквально означает «совместное страдание». Так что же ответить человеку, который говорит: у меня достаточно своих проблем, зачем же развивать в себе сострадание и беспокоиться о чужих?
— Мы уже говорили, что человек — общественное животное, — начал Далай-лама. — Даже короли и духовные лидеры не могут без общины — их выживание зависит от других людей. Если вы хотите жить счастливо и иметь меньше проблем, придется развить в себе серьезную обеспокоенность благополучием окружающих. В таком случае, когда кто-то из них окажется в сложной ситуации или будет переживать трудные времена, вы обязательно обеспокоитесь его благополучием. А если есть возможность помочь — поможете. Если же не получится, просто помолитесь за него и пожелайте ему счастья.
Деятельное сострадание ко всякому живому существу делает нас счастливее. Фото: La Patilla
Такую заботу друг о друге проявляют даже другие социальные животные. Ученые провели эксперимент с двумя мышами в одной клетке: когда одна поранилась, другая вылизывала ее рану. И больная мышь, сидевшая в клетке с напарницей, выздоравливала намного быстрее, чем такая же раненная, но находившаяся в одиночестве.
Озабоченность судьбой окружающих — очень ценное качество. Человеческий мозг устроен уникально, но он причиняет нам много страданий, потому что мы все время думаем: я, я, я. Чем больше мы думаем о себе, тем больше страдаем. Сострадание — очень практичный навык. По сути, сочувствовать окружающим очень разумно.
Как развивать сострадание
Архиепископа рассмешило обсуждение мышей и необходимости научно обосновывать то, что он давно привык считать самой сутью человеческой натуры:
— Все хотят быть милосердными. Более всего это подтверждает то, что мы восхищаемся подобными людьми. И крайне редко нам нравятся мстительные. Почему столько людей готовы слушать Далай-ламу? Потому что они восхищаются им как человеком. Их притягивает высокий уровень духовного развития. Далай-лама достиг этого уровня, так как заботился об окружающих, даже когда его жизнь была полна мучений изгнанника.
Далай-лама и архиепископ Туту, — источник.
— И все же, архиепископ, для многих людей главными остаются собственные проблемы. Они могут восхищаться вами и говорить: «Прекрасно, прекрасно, вот действительно святые люди. Но мне нужно кормить своих детей. И делать свою работу. И денег вечно не хватает». А еще им кажется, что, если они станут более милосердными, другие этим воспользуются, потому что в мире действует закон джунглей. Так объясните, почему милосердие — в наших интересах? Как оно поможет достичь других жизненных целей?
— Хм, надеюсь, те, кто нас слушает, все же пробуют быть милосердными на практике, потому что это очень трудно объяснить. Нужно попробовать в реальной жизни. Просто будьте более доброжелательными, когда идете по улице; говорите «доброе утро» идущим мимо; улыбайтесь, даже если не хочется. Готов поставить последние деньги, что очень скоро зацикленность на себе — а это очень плохая черта — уйдет. Этот метод действует на всех. Почему он работает? Потому что в нас природой заложена забота друг о друге. И если мы идем против фундаментального закона бытия, негативные последствия не заставят себя ждать, хотим мы этого или нет.
О чем говорят глаза
— И еще замечу, — добавил Далай-лама, увлекшись и решив во что бы то ни стало убедить скептиков, — посмотрите на портрет Сталина или Гитлера и сравните их лица с лицом Махатмы Ганди или его, — он указал на архиепископа. — Вы поймете, что человек, в чьих руках власть, но кому не хватает сострадания, который думает только о том, чтобы все контролировать, — при этих словах Далай-лама потер кулаком ладонь, — никогда не станет счастливым. Мне кажется, такие люди лишены спокойного сна. Страх никогда не отпускает их. Многие диктаторы каждую ночь спят в разных местах.
Лицо Махатмы Ганди знакомо многим жителям планеты, — источник.
Но этот страх создан их собственным образом мышления, их умом. Махатма Ганди на портретах всегда улыбается. И Нельсон Мандела тоже. Миллионы людей помнят о нем, так как он следовал пути ненасилия и не был одержим властью. Если бы он стал диктатором, никто бы не оплакивал его кончину. Таково мое мнение. Все очень просто.
Сострадание — залог эволюции
В рамках теории эволюции сотрудничество и его основополагающие элементы: эмпатия, сострадание и щедрость — фундаментальные условия выживания нашего вида. Биологи называют это «взаимовыгодным альтруизмом». Именно об этом говорил Далай-лама, уверяя, что сострадание в наших же интересах. Сегодня я почешу тебе спинку, а завтра — ты мне.
Эта взаимовыгодная договоренность так важна для выживания, что уже полугодовалые дети предпочитают игрушки-«помощники» игрушкам-«вредителям». Помогая другим, мы часто испытываем так называемую эйфорию помощника: мозг начинает вырабатывать эндорфины, вызывающие удовольствие. Судя по всему, действия, продиктованные милосердием, активизируют в мозгу те же центры, что и мысли о шоколаде.
Учите детей состраданию, чтобы сделать мир лучше, — источник.
Приятное теплое чувство, испытываемое при помощи окружающих, объясняется выбросом окситоцина (этот же гормон вырабатывается у кормящей матери, один из так называемых «гормонов счастья»). Он благотворно влияет на физическое состояние, в частности препятствует развитию воспалительных процессов в сердечно-сосудистой системе.
А еще оно заразительно. Глядя, как другие люди проявляют сострадание, мы тоже хотим быть милосердными. Социологи Николас Кристакис и Джеймс Фаулер предположили, что этот «волновой эффект» затрагивает две-три степени отчуждения. Другими словами, эксперимент с участием большого числа людей показал, что, если вы добры и милосердны, вашему примеру, возможно, захотят последовать не только ваши друзья, но и «друзья друзей» и «друзья друзей друзей» (третья степень). Некое чувство благоговения — один из аспектов радости.
Не бойтесь сострадать!
Мы боимся сопереживать, потому что уверены: люди с открытым сердцем чаще страдают, более уязвимы и беспомощны. Психолог Пол Гилберт обнаружил, что многие опасаются проявлять милосердие, считая, что в таком случае ими будет легко воспользоваться или окружающие окажутся зависимы от них. Также люди боятся, что им будет тяжело справиться с чужой бедой.
Разница между эмпатией и состраданием заключается в том, что в первом случае мы всего лишь испытываем те же эмоции, что и объект эмпатии. Сострадание — гораздо более активная позиция; сострадая, мы действительно желаем добра. Далай-лама хорошо объяснил эту разницу: если мы видим, что человека придавило камнем, то не станем забираться под камень, чтобы понять чувства этого человека. Наша задача — убрать камень.
Сострадание к себе
Люди порой боятся сочувствовать даже самим себе, рассматривая это как признак слабости. Они считают: начнешь жалеть самого себя, и уже не получится так усердно работать или охватят печальные и горестные размышления. Но вот что говорит Гилберт: «Стоит лишь осознать наши страхи, психологические блоки и внутренние препятствия и попытаться преодолеть их, как сострадание возникнет естественным образом».
Сострадание к самому себе напрямую связано с принятием себя. Но это больше чем принятие. Мы сочувствуем собственным человеческим слабостям и признаем, что так же, как и все, уязвимы и ограниченны. На основе сострадания к самому себе развивается сопереживание окружающим. Трудно любить ближнего, как самого себя, если себя не любишь.
Далай-лама вспомнил, как его поразило признание западных психологов, что многие пациенты страдают от ненависти к себе. Он всегда считал самосохранение, любовь и бережное отношение к себе неотъемлемыми свойствами человеческой природы. Это фундаментальное представление в буддизме, поэтому для него было открытием, что людям приходится учиться состраданию не только к окружающим, но и к самим себе.
Примите себя таким человеком, каковым вы являетесь, — источник.
В современном обществе сочувствовать себе очень сложно. Всю нашу жизнь мы карабкаемся на вершину пирамиды достижений и постоянно подвергаемся оценке и критике. Часто кажется, что мы «не дотягиваем». Мы начинаем принимать критические голоса родителей, учителей и общества за собственные.
Устав, они не отдыхают, пренебрегают базовыми потребностями в сне, пище и физической активности, все больше и больше нагружая себя обязанностями. Далай-лама говорил, что современные люди относятся к себе, как к винтику в механизме. Беспокойство и депрессия возникают, потому что люди хотят иметь больше, представлять из себя кого-то повыше, достигать лучшего.
Полюбить себя
Даже добившись успеха и собрав все призы, люди часто чувствуют себя обманщиками и неудачниками, и им остается только ожидать, когда их сбросят с пьедестала. Джинпа объясняет: «Когда в нас нет сострадания к себе, мы относимся к себе слишком критично и строго. Многим кажется, что без излишней требовательности и самокритичности они потерпят неудачу, не заслужат признания и любви».
Психолог Кристин Нефф рассказывает, как научиться сочувствию к себе. Относясь к себе с состраданием, мы признаём, что имеем качества, которыми недовольны, но не ругаем себя, пытаясь бороться с ними. Переживая тяжелые времена, мы сочувствуем себе так же, как сочувствовали бы другу или близкому родственнику. Ощущая свою неполноценность, напоминаем, что каждый порой испытывает подобное и осознает свою ограниченность. В трудные времена мы понимаем, что все переживают схожие проблемы. И наконец, когда нам грустно, пытаемся понять и принять это чувство без неприятия и осуждения
Секрет счастья
Архиепископ и Далай-лама открыли нам один из главных парадоксов счастья: мы чувствуем себя счастливее, когда думаем о других, а не о себе. Иными словами, кратчайший путь к своей радости — радовать других.
Не просто сочувствовать — помогать, — источник.
Далай-лама говорил, что даже десятиминутная медитация с пожеланием благополучия всем существам помогает быть радостным на протяжении всего дня и заряжает лучше, чем утренняя чашка кофе.
Закрыв сердце и отгородившись от окружающих, нельзя быть счастливым. Но тот, кто нашел в себе мужество жить с открытым сердцем, чувствовать свою боль и боль всех людей, испытывает гораздо больше радости.
По материалам «Книги радости»
Обложка поста: worldwidewisdomdirectory