Психология и саморазвитие
10 способов прокачать эмоциональный интеллект
10 карточек
5 марта 2019
31 238 просмотров
Наталия Широкова
Эмоции — наш навигатор в путешествии по жизни. Они указывают, движемся ли мы правильным курсом или свернули не туда. Но пользоваться этим навигатором нужно уметь. В книге «HBR Guide. Эмоциональный интеллект» множество упражнений и советов, помогающих прокачать навык управления эмоциями. Выбрали 10 способов, которые можно использовать каждый день.
1
Осознавайте причины эмоций
Эмоции свидетельствуют, что произошли события, которые для нас важны. Поэтому полезно задать себе вопрос, почему пришло то или иное чувство. Когда вы выплескиваете гнев — кричите, топаете ногами, — обычно причина в безысходности или желании устранить помеху. Вам мешают делать что-то для вас важное. Печаль или слезы, как правило, — следствие потери. Истерику на фоне тревожности провоцирует ощущение угрозы. Полезно помнить эти универсальные триггеры и анализировать: «Что конкретно мне показалось важным в этой ситуации?».
2
Посмотрите на ваше лучшее «я»
Это упражнение поможет вам увидеть свое достойное одобрения «я». Попросите десять человек (коллег, друзей и родственников) вспомнить ваш положительный поступок и прислать свои отзывы по электронной почте. Поищите закономерности: когда, где, как, с кем вы проявили себя наилучшим образом? Проанализируйте, что у вас получается хорошо. Всегда пользуйтесь возможностью показать себя с лучшей стороны.
3
Заручитесь поддержкой команды
У каждого из нас найдется качество, которое мы хотели бы изменить. Сделать это в одиночку трудно — мы не всегда трезво оцениваем себя. Привлеките к этому процессу окружающих. Выберите, что хотите изменить в себе, а затем экспериментируйте, попросив друзей и знакомых сообщить, когда они заметят прогресс. Например, после встречи поинтересуйтесь, бросились ли им в глаза какие-нибудь улучшения. Какие у них впечатления?
4
Ищите глубинные ценности
Эмоции помогают осознать глубинные ценности, подсказывают, что для вас важно. Например, вам предстоит указать кому-то на недостатки в работе и вы чувствуете тревогу перед разговором. Анализируя свои эмоции, вы можете понять, что ваша нерешительность вызвана глубинной ценностью — стремлением к справедливости. Вы боитесь незаслуженно обидеть человека. Так проводить с ним беседу или нет?
Рассматривая ситуацию с такого ракурса, вы поймете: критика поможет ему добиться успеха. Решиться на разговор справедливее по отношению к человеку, чем идти на поводу у своей тревоги. Так ценности помогают нам сделать правильный выбор.
5
Точно выражайте эмоции в письмах
Люди часто неверно истолковывают письма. Получатель видит в тексте не те эмоции, которые хотел выразить автор. Взять, скажем, такую фразу: «Отличный план, но, думаю, над ним стоит еще поработать». От коллеги оно воспринимается как похвала, а от руководства может быть расценено как критика. Прежде чем отправить письмо, поставьте себя на место адресата и представьте, как он его истолкует. Это предотвратит возможные недоразумения.
6
Договоренности после договоренностей
Бывает, что после важных переговоров мы испытываем сожаление и понимаем, что могли договориться о более выгодных условиях. У искусных переговорщиков есть противоядие — «договоренности после договоренностей». Как только вы нашли выгодные для всех условия, не торопитесь скреплять сделку рукопожатием, а предложите: «Условия всех устраивают. Теперь, когда мы пришли к согласию, давайте еще раз все обсудим и попробуем найти что-нибудь еще более выгодное для обеих сторон». Такой ход поможет взглянуть на ситуацию по-новому.
7
Наблюдайте и спрашивайте
Восприятие чужих чувств — критическая составляющая эмоционального интеллекта. Учитывайте язык тела оппонента, его интонацию и словесные обороты. Если вербальные и невербальные сигналы не совпадают, задавайте ему вопросы. Например: «Вы утверждаете, что вам нравится такой вариант, но вас как будто что-то беспокоит. Что-нибудь не так?». Или: «Не кажется ли вам, что вы преувеличиваете?». Конкретные вопросы, основанные на вашем восприятии оппонента, упростят понимание точки зрения другой стороны.
8
Вовлекайте людей в решение проблем
Иногда нам приходится сделать замечание коллеге, ребенку и любимому человеку. Чтобы критика принесла положительный эффект и мотивировала на изменения, постарайтесь не обвинить, а вовлечь человека в решение проблемы. Можно, к примеру, спросить: «Что ты предлагаешь?», «Какой вывод ты сделал из нашего разговора?» или «Что ты собираешься предпринять по этому поводу?».
9
Проявляйте отзывчивость к себе
Это можно делать разными способами, скажем, приложить руку к сердцу, чтобы признать свои чувства, подбодрить себя словами или действием — например, приготовить себе чашечку чая или включить музыку. Когда мы восстанавливаем связь с самим собой, в нервную систему поступает окситоцин — гормон хорошего настроения. Голова прояснится, и вы найдете в себе силы предпринять рациональные шаги для решения любой проблемы.
10
Спокойно принимайте критику
Критика, особенно если вы не ожидали ее услышать, может выбить почву из-под ног. Чтобы этого не произошло, осознайте свои чувства и отодвиньте их на второй план. Примите боль, гнев, стыд или неудовлетворение. Идентифицируйте все испытываемые вами чувства и постарайтесь, чтобы они не мешали слушать.
Не выражайте согласия или несогласия с тем, что говорит оппонент — просто примите к сведению. Задавайте вопросы. Просите примеры. Отнеситесь к услышанному с пониманием. Не пытайтесь дать отпор. Так вы выйдете из оборонительной позиции и сможете найти в критике что-то полезное.