Как вы принимаете решения? Формулируете задачу, ставите цель, анализируете данные и, наконец, выбираете вариант, который лучше всего соответствует вашим задачам? В теории мы все хотим делать именно так. На практике всё происходит иначе: мы поддаемся эмоциям, опираемся на стереотипы, ходим проторенными дорожками и делаем совсем не то, что следовало бы.
В последние сорок лет в теории принятия решений было проведено много исследований. Результаты поставили под сомнение рациональность наших суждений и решений. Чтобы всегда поступать правильно, требуется беспристрастность, но мы никогда не бываем беспристрастными. Поэтому — ошибаемся, причем вполне предсказуемым образом.
Аналитическая и автоматическая системы
Психологи и нейробиологи разграничивают два типа мышления: интуитивный и рациональный. Первый мы назовем «автоматической системой», а второй — «аналитической».
Автоматическая система срабатывает быстро, и мозг почти не тратит ресурсов на решения, принимаемые ей. При этом автоматическая система склонна к тому, что бихевиористы называют отклонением настоящего: мы предпочитаем удовольствие сейчас завтрашней выгоде и откладываем на будущее сложные решения, даже если знаем, что этого делать не следует.
Сегодня потратим деньги, а на пенсию отложим потом. Наше «я» будто делится на «настоящее», которое любит мороженое и пиво, и более добродетельное «будущее», отказывающееся от десертов и газировки. Проблема заключается в том, что будущее никогда не наступает.
Петля обучения
Руководством к действию для автоматической системы являются убеждения — причинно-следственные цепочки. Когда нам что-то нужно, мы находим подходящее убеждение, решаем, как надо действовать, и получаем желаемый результат.
Например, если вы проголодались (запрос), нужно поесть (убеждение). Если вы последуете этому негласному правилу и поедите (действие), то будете менее голодным (результат). Ваше убеждение подтверждается.
Иллюстрация из книги «Лиминальное мышление»
Самый простой способ научиться принимать решения в различных жизненных обстоятельствах называется петлей обучения. Это непрекращающийся цикл запросов, мыслей и действий. На его основе мы учимся поступать так, чтобы в любой ситуации получить то, что нам нужно. Со временем этот цикл обратной связи, или петля обучения, формирует стереотипы убеждений и поведения.
Иллюстрация из книги «Лиминальное мышление»
Предвзятость
Дальше уже стереотипы определяют, какие решения мы будем принимать. Исследователи постоянно сталкиваются с фактом: даже собирая информацию со всего света, люди выбирают те сведения, которые подтверждают их прежние убеждения и выводы.
Вот типичный результат одного из многих исследований: в 1960‑х годах, когда вред курения еще не был доказан, курильщики проявляли больший интерес к чтению статей, озаглавленных «Курение не приводит к раку легких», чем к статьям с названием «Курение приводит к раку легких».
Чтобы увидеть, как это приводит к неверным решениям, представьте, что ваш босс изучал результаты двух исследований под названиями: «Данные, которые подтверждают мою точку зрения» и «Данные, которые противоречат моей точке зрения». Угадайте, какую он будет цитировать на собрании сотрудников?
Коварство подтверждения предвзятости в том, что оно может выглядеть очень научным. Ведь мы собираем и анализируем данные! Нам и в голову не приходит, что они могут быть необъективными.
Сначала эмоции
Причина, по которой мы не можем принимать беспристрастные решения, кроется в нашем мозгу. Все, что мы видим, слышим, обоняем и осязаем, трансформируется в электрические сигналы. Они передаются от клетки к клетке до тех пор, пока не достигнут конечной точки путешествия — мозга.
Там сигналы сначала проходят через лимбическую систему — зону, в которой формируются наши эмоции, и лишь затем попадают в участок мозга, отвечающий за рациональное мышление.
Иллюстрация из книги «Эмоциональный интеллект 2.0»
Когда нам необходимо принять трудное решение, наши чувства бурлят. Мы прокручиваем в голове аргументы, мучаемся по поводу известных обстоятельств, ежедневно меняем мнение. Если бы решение представляло собой таблицу, то ни одно из чисел не изменилось бы (ведь новая информация не поступала), но в наших головах это выглядит по-другому. Откуда тут взяться беспристрастному анализу?
Как принимать лучшие решения: простые техники
Справиться с особенностями мозга сложно, но можно. Зная, в какие ловушки мы попадаем, мы можем применять специальные техники проверки решений. Вот некоторые из них.
Метод 10/10/10. Принимая важное решение, взгляните на него с точки зрения трех интервалов времени. Как вы будете относиться к нему через 10 минут? Через 10 месяцев? Через 10 лет? Эти временные рамки помогут вам несколько дистанцироваться от своих решений и обуздать эмоции.
Расширенный поиск. Каждый раз, когда вам кажется, что вы нашли решение, подумайте, какие альтернативные варианты вы могли упустить. Задайте себе вопросы: «Существует ли лучший способ? Что еще я мог бы сделать?». Проверьте, не попали ли вы в ловушку «или… или» — мы часто пытаемся выбрать один из вариантов, хотя можем использовать оба.
Двойная петля обучения. Если привычные действия не приводят к нужному результату, нужно выйти за рамки петли обучения. Найдите альтернативное убеждение, пусть даже оно противоречит вашему. Действуйте так, будто оно истинно. Вы достигли результата? Если нет, попробуйте следующее убеждение.
Иллюстрация из книги «Лиминальное мышление»
Планируйте заранее. Если вы знаете, что склонны здесь и сейчас принимать не самые лучшие решения (а мы все к этому склонны — вспомните автоматическую систему), запланируйте то, что хотите сделать, заранее. Хотите прочитать интеллектуальную книгу? Назначьте день, когда начнете её читать. Никак не можете пойти в спортзал? Определите дату и приготовьте с вечера спортивный костюм. Примите решение, а затем просто придерживайтесь его.
По материалам книг «Лиминальное мышление», «Ловушки мышления», Nudge, «Эмоциональный интеллект 2.0», «Гибкий ум»
Обложка поста — unsplash.com