Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология и саморазвитие
Откупорить, раскрутить! Что делать с негативными эмоциями?
19 июня 2017 9 053 просмотра


Таня Бурцева

У нас есть семь базовых эмоций: радость, гнев, печаль, страх, удивление, презрение и отвращение. Все они присутствуют в жизни человека миллионы лет. Пять из перечисленных эмоций явно не самые приятные, а удивление не всегда может быть со знаком «плюс». Но, как считает автор книги «Эмоциональная гибкость» Сьюзен Дэвид, неприятные чувства настолько важны, что прошли естественный отбор. Не значит ли это, что даже мрачные и тяжелые переживания служат какой-то цели? Поэтому не стоит избегать их, а, напротив, принять как полезную, хотя и не всегда приятную часть жизни.

Пройдите тест

1. Вас раздражает новое правило на работе, которое недавно ввел начальник. Вы, скорее всего, …

а) не обращаете внимания на свое раздражение и гнев — рано или поздно эти чувства пройдут, а у вас много других забот;

б) долго и во всех подробностях обдумываете, как бы вы раскритиковали нововведение, и мысленно ведете воображаемый диалог с начальником;

в) некоторое время размышляете о том, почему нововведение вас не устраивает, затем решаете, когда обсудить это с начальником, и возвращаетесь к работе.

2. Ваш трехлетний сын разбросал игрушки по полу. Вернувшись домой после трудного рабочего дня, вы о них споткнулись и накричали на ребенка. Через некоторое время вы, скорее всего, …

а) перестанете обращать внимание на свою досаду и скажете себе: «Ничего страшного, у меня просто был тяжелый день»;

б) будете весь вечер себя корить за то, что накричали на сына, размышлять о том, почему вы всегда так реагируете на его неаккуратность, и придете к выводу, что вам нельзя доверять воспитание детей;

в) спокойно обсудите с мужем/женой свой день и поймете, что сорвались на ребенка из-за того, что сердитесь на своего начальника; потом извинитесь перед сыном, крепко его обнимете и почитаете ему сказку на ночь.

3. Вы недавно расстались с парнем/девушкой и тяжело это переживаете. Вы…

а) ходите с друзьями по барам, чтобы отвлечься. Заодно можно с кем-нибудь познакомиться, это притупит боль от разрыва;

б) сидите дома в одиночестве, размышляя, что вы сделали не так. Почему же у вас не получается построить крепкие отношения?

в) некоторое время тоскуете. Вы изливаете чувства в дневнике или в разговорах с друзьями, чтобы лучше осознать этот опыт.

Если вы чаще выбирали ответ «а» — вам свойственно закупориваться.

Если в тесте у вас чаще встречался ответ «б» — вам свойственно накручиваться.


Иллюстрация из книги «Эмоциональная гибкость».

Закупорщики

Закупорщики пытаются не обращать внимания на свои эмоции и погружаются в дела. Нежелательные чувства они игнорируют, чтобы не чувствовать дискомфорта, либо потому, что им кажется: если ты не бодр и весел — значит слаб. Закупорщики годами держатся за одну и ту же ненавистную работу, партнера или обстоятельства, которые их не устраивают. Они не позволяют себе настоящих глубоких эмоций, что не позволяет расти как личность.

Еще одна сторона закупоривания — это погоня за позитивным мышлением. Но когда мы стараемся чего-то не делать, на это уходит необычайно много умственных ресурсов. Попытки игнорировать мысли и чувства только усиливают их. Например, если мы сидим на диете и мечтаем о шоколадном торте, то метод «просто не думать об этом» только ухудшает ситуацию. Это парадокс закупоривания. Кажется, что мы можем контролировать происходящее, но на самом деле все наоборот.

Чаще всего при закупоривании негативные эмоции просто затаиваются и ждут момента, чтобы вырваться. И тогда они обрушиваются на нас с новой, неожиданной силой. Закупоривание может негативно сказываться на взаимоотношениях. Если после семейной ссоры говорите «Мы серьезно поругались — а он спокойно идет на работу, будто ничего не случилось», — то вы, вероятно, измученная жена закупорщика. Эксперименты показывают, что закупоривание эмоций повышает артериальное давление у окружающих, даже если они не знают, что закупорщик себя сдерживает.


Источник.

Накрутчики

Накручиваются те, кто зацикливается на неприятных эмоциях, обдумывая их снова и снова. Накрутчики не умеют «отпускать ситуацию»: каждую обиду, мнимую неудачу, оплошность и заботу они долго и тщательно анализируют.

Накручивание, как и тревога, ориентированы внутрь личности и избегают жизни в настоящем. Но если тревога направлена в будущее, то накручивание обращено в прошлое, так что это еще более бессмысленное занятие. Накрутчики делают из каждой мухи слона, а из каждого промаха — смертный грех. Но, в отличие от закупорщиков, они по крайней мере замечают свои эмоции.

Кроме того, накручиваясь, вы нередко начинаете искать проблему в себе. Это утомительно и непродуктивно. Мы можем даже затягивать в совместное накручивание других людей. Например, когда очередной раз с коллегой перемываете косточки начальнику. Или когда жалуетесь другу на любимого человека. Сосредоточенность накрутчика не оставляет места потребностям других, так что в конце концов слушатели часто отстраняются. От этого накрутчики чувствует себя обиженными и одинокими.

Любопытный факт: закупорщики чаще встречаются среди мужчин, а накрутчики — среди женщин.


Источник.

На что обратить внимание?

Если вы закупориваетесь или накручиваетесь, или даже переключаетесь с одного на другое — ничего страшного. Иногда такие стратегии совладания со стрессом бывают наилучшим решением. Например, если шеф накричал на вас, а завтра у вас важная презентация, лучше всего в этот момент отодвинуть чувства на задний план и сосредоточиться на подготовке.

Чаще всего мы приучаемся закупориваться или накручиваться с ранних лет. Если у вас есть дети, стоит задуматься, как и о чем вы с ними разговариваете. «Большие мальчики не плачут», «Выйди из комнаты и без улыбки не возвращайся» — вот яркие примеры навязывания чувств. Часто мы неосознанно передаем их собственным детям, но они не всегда идут им на пользу.

По материалам книги «Эмоциональная гибкость».

Обложка поста: pixabay.

Похожие статьи