Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Творчество и хобби
Интервью с автором книги «Автор, ножницы, бумага» Николаем Кононовым
18 мая 2017 9 346 просмотров


Таня Бурцева

Журналист, писатель, репортер и главный редактор журнала «Секрет фирмы» Николай Кононов в своей новой книге «Автор, ножницы, бумага» раскрывает важный секрет для всех, кто хочет овладеть «магией слова». И секрет этот прост: никакой магии нет. Автор уверен: научиться работать с текстами и говорить по делу можно не только профессиональным журналистам и копирайтерам.

О том, как сформировался метод, описанный в книге, как создавалась книга и нужно ли пишущим людям вдохновение — в нашем интервью с автором.

Как вы пришли писательскому мастерству и как появились ваши книги?

Я — типичный случай, когда мальчик в детстве оказывается в комнате с большим количеством книг, с библиотекой приключений и интересными советскими сериями, многочисленными географическими картами и атласами, энциклопедиями военного искусства и фантастикой. Читать я начал рано, а писать — еще до того, как пошел в школу.

Перед тем, как отправиться в первый класс, я решил написать фантастическую повесть. Взял ученические тетради, скрепил их между собой и начал думать, из чего состоит нормальная книга. Решил, что из упоминания издательства, тиража (50, что ли, тысяч), названия книги и имени автора. Сначала долго рисовал обложку, пронумеровал все страницы. Издательство назвал «Корчагина, 14» — адрес, где мы тогда жили. Через три страницы история про вторжение пришельцев мне надоела и я бросил ее. Так повторялось несколько раз, только сюжеты менялись.

После школы поступать решил на журфак, потому что там было интереснее, чем в литинституте. Это была середина 90-ых, и университет больше напоминал какой-то клуб. Вились клубы дыма, ходили странные люди, некоторые потом стали режиссерами и поэтами, а остальные — пиарщиками и политическими обозревателями. Мне все это очень понравилось, и там я отучился. Честно говоря, сначала не собирался работать журналистом. Хотел писать книжки, но вовремя понял, что для них нужен материал. Невозможно всю жизнь писать про себя, свои страдания, а также инопланетян.

image4
Источник.

Однажды я свернул весь фриланс, который у меня был. К тому времени я уже поработал и копирайтером, и корреспондентом на телевидении, и литературным редактором в архитектурном журнале, и даже в пресс-службе метро. Меня к счастью взяли в отдел гуманитарных проблем газеты «Известия», а где гуманитарные проблемы, там и много материала для писателя. Я работал классическим корреспондентом, который везде ездит, разбирается в разных сложных историях и конфликтах. Я работал в горячих точках: в лагерях беженцев в Ингушетии, несколько раз летал в Чечню. Затем я устроился в журнал «Эксперт», а через год в журнал Forbes. Там моими героями стали предприниматели. За несколько лет поездок по России собрался материал по нестоличным предпринимателям России категории self-made, и я написал книжку. Она вышла в 2011 году и называлась «Бог без машины: Истории 20 сумасшедших, сделавших в России бизнес с нуля». В ней 20 новелл о людях в диапазоне от миллиардеров до рыбаков, живущих на берегу Ледовитого океана. Это была моя первая книга, и с ней я попал в шорт-лист литературной премии «НОС».

Позже я написал еще одну книжку, которая называется «Код Дурова. Реальная история соцсети „ВКонтакте“ и ее создателя». С одной стороны это тоже история про предпринимателя, но с другой стороны, это была история про героя нового типа, про интернет-тотем. Не звезду с тысячами подписчиков, а человека, который сам своими руками создал вселенную, сад, в котором все остальные звезды цветут. Его история и истории других предпринимателей были на одну тему — как какие-то люди делают что-то свое, занимаются творчеством в самом широком смысле, и как среда им противостоит, и они в этой борьбе меняются (или не меняются). Вечные истории, на документальной основе. Параллельно я продолжал работу в медиа. В 2012 году возглавил редакцию интернет-издания о новом поколении предпринимателей и технологиях Hopes & Fears. Через два с половиной года его объединили с The Village, и мы с командой ушли перезапускать журнал «Секрет фирмы» в интернете.

Как сформировался метод, описанный в книге «Автор, ножницы, бумага»?

Мой опыт — синтетический. С одной стороны я автор, который объехал пол-страны, а с другой стороны — редактор, то есть по сути продюсер. Как редактор я проектирую, что из себя должно представлять издание: как оно должно выглядеть, о чем должно рассказывать, каким языком. Как визуальная часть должна сочетаться с текстовой, и как помогать авторам создавать сильные впечатляющие истории. То есть как брать такую специальную лампу исследователя и направлять ее на некий кусок жизни, понимать как и что там устроено, и о чем это все. Этот путь занял довольно долгое время, но в конце концов мой опыт оформился в метод.

Метод этот я испытал на слушателях своего семинара нон-фикшна и журналистики. Ко мне приходили люди, которые были специалистами в чем-то своем, или их очень интересовала какая-то определённая тема. Мы вместе разбирались, что они на самом деле хотят написать — книгу или очерк, как они хотят это написать и где опубликовать. Мы определяли, то ли это, что они на самом деле хотят сказать. Такая психотерапия. Редактор — психотерапевт. К нему приходят журналисты и говорят: «Я был там-то и видел то-то». Редактор им такой: «Да, ты был там-то и видел то-то, но если ты проанализируешь факты, поймешь, что весь этот конфликт вовсе не то, чем кажется». И в этом процессе обсуждения рождаются сильные, глубоко проработанные истории. Так мы работали на семинаре. Потом я проводил интенсивные курсы для коммерческих писателей, пиарщиков, маркетологов, нацеленные на то, чтобы быстро научить людей говорить по делу. Эти приемы описаны в первых главах книги «Автор, ножницы, бумага».

image1
Источник.

Когда вы поняли, что пришло время перенести свой метод в твердую обложку?

Я очень загнался с перезапуском «Секрета», курсами, идеей новой книги и попал в автоаварию, когда ехал к своей семье на море — заснул за рулем и въехал в каменный сарай. Сломал себе практически все с левой стороны тела, от глазного дна до колена, и едва не помер. Через некоторое время, когда меня уже перевели из реанимации в обычную палату, а Саша, моя жена, улетела в Москву собирать детей в школу, я остался с ноутбуком и бессонницей. Так, по ночам в больнице я написал треть своей книги. Оставшиеся две трети дописал дома и убедился, что метод подойдет большинству людей, которые хотят писать или уже умеют это делать, но хотят делать это лучше.

Был ли у вас образ читателя во время работы над книгой?

Когда я писал книгу, ко мне пришел советоваться довольно известный и уважаемый социолог. Он сказал, что со всей страны ему приходят заказы на исследования и тренинги, посвященные одной проблеме. Проблема заключалась в том, что множество молодых людей не умеют читать, то есть понимать прочитанное, делать более-менее сложные выводы и объяснять их, а также говорить по делу. Пересказать могут, а проанализировать и перевести на понятный многим язык достаточно сложные смысловые конструкции — нет. Они пишут либо слишком скучно, либо слишком мудро, либо с большим и никому не нужным количеством подробностей. И это абсолютно в любой сфере: и в журналистике, и в коммерческом райтинге, и в бизнесе. К сожалению, в России это мало кто лечит. Поэтому я убедился в том, что «Автор, ножницы, бумага» может принести пользу.

Были сложности в написании книги?

Ровно те же, что описаны в книге: я старался максимально понятно всё разъяснять. С какими типами препятствий приходится сталкиваться на этапе журналистских расследований, когда очень трудно добывать какую-то информацию. Как бороться с писательским блоком, который абсолютно у всех возникает: начинаешь что-то писать и понимаешь, что это не то, или мысль пошла не в ту сторону, или тон не тот, или интонация героя фальшива. С этим можно справляться.

Как пишущим людям справляться с критикой?

Не нужно думать, что где-то существуют авторы-небожители и редакторы-громовержцы. Никто не пишет настолько блестяще, что всем остальным нужно было заткнуться и никогда не писать. Нет никакой градации на высокую и низкую журналистику и литературу. Все это исчезло при великом смешении жанров, а также высокого и низкого стиля. Нужно просто и доступно говорить, что ты хочешь.

Другая ситуация, когда люди не хотят показывать миру то, что написали, потому что понимают, что по делу ничего не сказали. Например, недодумали тему и не доисследовали сюжет. В таком случае нужно просто идти исследовать дальше. Можно выбрать уважаемого человека — редактора, автора или друга, — человека, который понимает, что такое описание с нуля для широкого круга читателей. Это нормально: показать кому-то текст и долго над ним работать.

image3
Источник.

Могут ли люди, которые занимаются написанием текстов в соцсетях, применять ваш метод?

Да, безусловно. Граница очень призрачная. Даже в соцсетях, в коротких текстах работают очень похожие законы изложения, умения спрессовать историю с её нюансами в несколько фраз. Их тоже нужно писать так, чтобы было двойное или тройное дно, чтобы в них содержалась ирония, чтобы читатель постепенно доходил до истинного смысла и получал от этого удовольствие. Такие вещи работают для любой среды, в том числе и для общения в мессенджерах.

Важно ли иметь вдохновение? Или это ремесло, которому учатся, и можно писать на автомате?

Смысл книги как раз в том, чтобы писать, как вы сказали, на автомате. Нужно научиться думать и излагать в своей голове так, чтобы потом лишь оставалось перенести это на бумагу. Когда умение излагать свои мысли доходит до привычки, для вас не будет такой проблемы — «вдохновение». Вы не будете сидеть и ждать озарения. Если вам есть что сказать, вы берете и начинаете говорить.

Что бы вы сказали читателю книги «Автор, ножницы, бумага»?

Идите в жизнь, внимательно следите за окружающим миром, за людьми, за тем, что и как они говорят. Будьте большим ухом, которое слушает этот мир, и главное тренируйте навык рассказа об увиденном. Это можно делать и в записной книжке, и в уме (хотя, конечно, эффективнее в книжке). Смените акцент со глагола «писать» на глагол «рассказывать». Когда вы станете оригинальным рассказчиком, останется лишь довольно техническая проблема — научиться все это записывать.

Похожие статьи