Человек по своей природе очень любознателен. Посмотрите на детей — им все ново и интересно, от букашки до космической ракеты. Они хотят знать, как это устроено. Когда человек взрослеет, любознательность, конечно, еще подает голос, но голос повседневных забот или менеджера на работе обычно громче. Но мы знаем, что любознательность взрослых никуда не исчезает, поэтому МИФ открывает новое направление — научпоп.
Узнали у МИФовцев, почему научпоп — это важно, нужно и клево, чем научно-популярные книги отличаются от остальных и каковы дальнейшие планы МИФа.
Артем Степанов, партнер и содиректор
Еще лет пять назад большого интереса к научпопу не наблюдалось, это была достаточно узкая ниша. А теперь стало видно, что тема мощно набирает обороты. То же касается науки для детей: сейчас очень популярны экспериментариумы и музеи, где можно все пощупать, запустить какие-то штуки, и есть устойчивый интерес с познавательным книгам. Наверное, это такой дух времени.
В 2017-м у нас в планах выпуск порядка 30 книг — это 2-3 книги в месяц. В портфеле издательства — математика, физика, статистика, экономика и другие науки. Мы видим сейчас, что получается подборка очень весомых авторов.
Это высшая степень мастерства, когда сложные вещи могут просто объяснить. А если книга еще и написана талантливо, то получается настоящее интеллектуальное удовольствие! Самая крутая научно-популярная литература — точная и глубокая, но при этом она красива и даже изящна. Именно такие книги мы и стараемся выбирать.
Анна Грузина, маркетолог, продюсер книжных проектов
Наш научпоп раньше был частью общего направления кругозор. Кругозор — это безусловно интересные книги, красивые альбомы, необычные темы. Но научпоп выделяется среди них. Прежде всего потому, что авторы — научные журналисты, ученые, профессора и даже нобелевские лауреаты, и в каждой их книге — многогранное рассмотрение темы, последние исследования и достижения человеческого знания, пища для размышления. Это информация, которой можно доверять.
Как говорят, любопытство — это иррациональная эмоция, приводящая к вполне рациональным знаниям. Для меня чтение — это познание, раздвигание границ известного и возможность представить себе будущее. Из всех книг я всегда выбирала те, которые объяснят мне этот мир. Будь то психология поведения или астрофизика, анатомия древних животных или устройство социума.
Ренат Шагабутдинов, ассистент генерального директора, входит в редсовет МИФа
Как и в случае с другими направлениями, при отборе книг мы смотрим на два ключевых аспекта: кто автор и какой контент внутри. Хорошо, если книга написана остроумно и популярно, и при этом все в порядке с научностью. Также мы стараемся делать то, что любим (а среди нас есть немало читателей научно-популярных книг), и опираемся на интересы наших читателей и на их отклик.
Мы приехали во Франкфурт на крупнейшую в мире книжную выставку и не планировали искать книги где-то еще, кроме нее. Но «Голую статистику» я купил в обычном книжном магазине. И она оказалась настолько интересной, что я проглотил ее в отпуске.
Надежда Чеботкова, редактор электронных книг, ведет научпоп-соцсети МИФа
В чем ценность научно-популярных книг? Ведь это не книги по бизнесу с решениями, которые принесут доход, обеспечат карьерный рост и общее благополучие. Это не книги по личному развитию, которые опять же содержат конкретные решения конкретных проблем (а также сопутствующие мотивацию и вдохновение). Не творческие, в которых обещаемый результат наиболее конкретен…
Ответ про ценность научно-популярных книг неочевиден и не единственен. Кто-то хочет нащупать почву в смежной к своей специальности. Кому-то нравится быть в курсе и уметь поддержать разговор. Другой отдает предпочтение исключительно прикладным наукам, потому что ему важно знать, как все устроено, чтобы выстроить свои отношения с миром.
Это все прекрасно и верно, но у меня есть и свой ответ. Еще в школе мне прописали ношение очков, но в силу стеснительности я этот момент откладывала. Когда я перестала видеть доску с первой парты, пришлось пойти сдаться в оптику. Компромиссная оправа была найдена, стекла отшлифованы, я вышла на улицу… И какое-то время пребывала в шоковом состоянии: мир оказался намного ярче и подробнее, чем был прежде.
Благодаря научно-популярным книгам мы узнаем, что наука не стоит на месте. Большинство того, что мы сегодня видим в окружающем мире, — заслуга именно науки. И значит, будущее тоже за ней.
Обложка поста: pexels