Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Кругозор
5 интересных фактов из научно-популярных книг
8 февраля 2017 7 170 просмотров

Сергей Капличный
Сергей Капличный

Сегодня 8 февраля — День российской науки. В честь этого события мы выбрали пять любопытных фактов из книг отечественных авторов, которыми и хотим с вами поделиться.

Польза задач

Загадки и задачи учат человека выявлять алгоритм решения. Усвоенный алгоритм он будет пытаться потом применять и ко всем остальным загадкам и задачам. Например, ребенок с мамой решают задачу: машина ехала два часа со средней скоростью 60 км/час. Какое расстояние проехал автомобиль?

image01

Мама: «У нас есть скорость — 60 км/ч и время — 2 часа. Что нужно сделать?»

Ребенок: «…Разделить?»

Мама: «А если подумать?»

Ребенок: «Умножить…»

Взрослые действуют точно так же, когда сталкиваются с неизвестной задачей — пробуют один алгоритм, а если он не работает, меняют его на другой.

Гарна мама

Если в слове или фразе при перестановке букв получается другое слово или даже фраза, мы имеем дело с анаграммой. Попробуйте проделать это с названием данного этюда («гарна мама» на украинском языке означает хорошая или красивая мама). Ответ лежит на поверхности: из «гарна мама» получается «анаграмма»!

Анаграммы с XVII века начали широко применяться учеными мужами. Для того чтобы застолбить свое авторство, ученые кратко формулировали суть открытия, в полученном тексте переставляли буквы и посылали письмо с получившейся анаграммой коллегам.

image05

Иногда такие анаграммы публиковались учеными в приложениях к изданиям их текущих трудов. После тщательной проверки своего открытия они позже спокойно публиковали полученный результат с дешифровкой соответствующих анаграмм.

Анаграммы во все времена активно использовали поэты и писатели: кто-то скрывался от преследований, кому-то было удобно объединять таким образом некоторые произведения в циклы, кто-то просто играл с читателями.

Что связывает этих людей?

— Самуель Грейфн-Зон фом Гиршфельд (Samuel GreifnSon vom Hirschfeld),

— Израель Фромшмит фон Гугенфельс (Israel Fromschmit von Hugenfels),

— Герман Шлейфхейм фон Зульсфорт (German Schleifh eim von Sulsfort).

Присмотритесь внимательно к именам. Для верности выпишите их буквы по алфавиту. Слишком много совпадений? Да это просто один и тот же человек. Это немецкий писатель Кристоффель фон Гриммельсгаузен (Christoffel von Grimmeishausen, 1622–1676). Для каждого своего романа, которых было более десятка, он выдумывал новый псевдоним-анаграмму для себя или для главного персонажа.

Попробуем разгадать пару анаграмм попроще. Первая анаграмма — всего тринадцать букв.

Макар не ел гель.

Подсказка: здесь говорится о первой женщине на посту канцлера в истории Германии. Натюрлих, речь идет об Ангеле Меркель. Вторая анаграмма:

Даме слон не пара.

Действительно, есть дамы с камелиями, дамы с собачками, но со слоном?! Получайте наводку: кто у вас ассоциируется со «Спасателями Малибу»? Правильно — Памела Андерсон.

Гаджеты и дети

Существует забавная теория о том, что знания предыдущих поколений передаются на генетическом уровне, поэтому нынешние дети — интуитивно более продвинутые пользователи технологий.

Разрушим миф: дети ориентируются в кнопках на компьютере, потому что, во-первых, они имеют дело с примитивным устройством, очень простым в обращении; а во-вторых, компьютер (телевизор, телефон и т. д.) занимает 90% их времени.

image03

Разумеется, такое времяпрепровождение не делает их умнее. Прикосновение к сенсорному экрану не развивает моторику. Для этого требуются мелкие движения (например, чтобы нарисовать маленькую букву, необходимо активизировать много мышц и нейронов головного мозга). Компьютерные игры не способствуют игре воображения, возможность при любой сложности перезагрузить компьютер не развивает пытливый ум, стремящийся «во всем дойти до самой сути».

Главный принцип любого гаджета — быть максимально дружелюбным к пользователю, то есть предельно простым и доступным в употреблении. Разве это поможет малышу вырасти сообразительным?

Роботы отнимают у человека «ту мыслительную работу, которую он должен выполнять сам, чтобы сохранять и развивать умственную силу», — убежден немецкий психиатр, исследователь головного мозга, профессор Университета Ульма Манфред Шпитцер. Именно поэтому чем больше времени ребенок проводит перед телевизором, за компьютером или игровой приставкой, тем позже он научится читать и тем хуже будет запоминать тексты. Более того, значительно усложняется процесс овладения речью.

Как летает воздушный шар

О воздушном шаре нет никаких древних мифов, как, например, про крылья Дедала и Икара, да и изобретен он сравнительно недавно. Чтобы придумать воздушный шар, надо было наблюдать не за птицами, а за рыбами. Воздушный шар плавает в воздухе точно так же, как предметы малой плотности в воде. Но провести такую аналогию, конечно, гораздо труднее, чем сравнение с крыльями. Первым оказался итальянский монах Франческо Лана. В 1670 году он предложил сделать шары из тонкой меди и откачать из них воздух. Но он и сам понимал, что атмосферный воздух сомнет эти шары.

image00

В 1709 году другой монах — Бартоломео Лоренцо Гусмао из Бразилии, бывшей тогда португальской колонией, — предложил просто наполнить шар теплым воздухом. С огромным трудом добрался он из Америки в Португалию и продемонстрировал полет. За это его обвинили в связях с нечистой силой, и монах был вынужден бежать.

Было только начало XVIII века, и наука тогда еще не приносила особых практических плодов; правда, картину мира меняла. А это не нравится многим даже в наши дни.В 1783 году образованные братья Жозеф и Этьен Монгольфье из французского города Анноне изготовили и запустили шар, наполненный нагретым воздухом.

Современные спортивные воздушные шары — монгольфьеры — то есть наполнены горячим воздухом. С помощью современных горелок получилось наладить хорошее управление температурой воздуха, поэтому пилоту удается уверенно контролировать высоту полета. А так как направление ветров на разной высоте различное, аэронавты просто ловят попутный ветер и летят вдоль поверхности Земли в нужную им сторону, совершая даже кругосветные путешествия.

Полезные сновидения

Стругацкие называли сон небывалой комбинацией бывалых впечатлений. Во сне человек проводит треть своей жизни. Было бы расточительством не попытаться использовать такой колоссальный ресурс. Во сне мозг может не отвлекаться на внешние раздражители и устанавливать связи между неожиданными объектами.

Сновидениями можно и нужно управлять — для этого достаточно перед самым засыпанием думать о проблеме, которую вы пытаетесь решить. Осознанные сновидения дают вам уникальную возможность прожить множество разных жизней, ничем не рискуя при этом. Очень хорошо держать рядом с кроватью карандаш и бумагу — сон не подкреплен никакими вашими физическими действиями, поэтому забывается очень быстро.

По материалам книг: «Как люди думают», «Таинственные страницы», «Интеллектуальный инсульт», «Простые вопросы».

Рубрика
Кругозор
Похожие статьи