Книг о том, как нужно строить эффективный бизнес, написано достаточно. Книга с говорящим названием «Как все испортить и разорить бизнес» о противоположном. Её автор — Святослав Бирюлин — рассказывает, как делать не нужно. Точнее, как не нужно это делать в России.
Книга рассказывает о мифах, простительных в 90-е, но совершенно непозволительных для развитого предприятия в 2015 году. Мифах, которые мешают строить эффективные компании в России. Настало время с ними распрощаться.
Интернет как панацея от всех бед
Российские предприниматели часто возлагают чрезмерные надежды на интернет. При этом, многие из них сначала долго игнорировали сеть — будучи людьми старшего поколения, они не видели в ней особой пользы. Однако позже, когда интернет стал бурно развиваться, они начали наперегонки открывать интернет-магазины, считая, что «теперь в сети будет продаваться все».
Но интернет не лекарство от падения продаж, это всего лишь один из многих возможных каналов коммуникации с потребителем.
Если ваш продукт не востребован целевой аудиторией, интернет вам не поможет.
Отношение к маркетингу
Для большинства российских предпринимателей маркетинг — понятие весьма абстрактное. Каждый день сотни предприятий по всей стране вводят в ассортимент новые продукты, выходят на новые рынки, запускают новые форматы работы, тратят средства на рекламные кампании и акции, не всегда понимая, что эти начинания обречены, если не учитывается мнение потребителя — того, ради которого все и затевалось.
Сейчас функции маркетинга в полном объеме присутствуют только в западных компаниях и отдельных редких бизнесах с российским капиталом. Российские бизнесмены существенно недооценивают пользу, которую могут принести их бизнесу квалифицированные маркетологи, и ищут источники своих проблем не там, где их следует искать, а, как в старом анекдоте, там, где светло.
Но то, что для одного становится проблемой, для другого может стать возможностью. Вооружитесь инструментарием маркетинга, и вы оставите своих конкурентов далеко позади.
Премия и мотивация
Миф о том, что материальное вознаграждение является не только необходимым, но и достаточным стимулом для усердного труда, процветает в России до сих пор. Идея материальной мотивации манит нас своей обманчивой простотой. Нам кажется, что постановки цели вкупе с обещанием выдающегося вознаграждения будет достаточно для повышения результативности подчиненного. Увы, это не так. Вот что говорит на эту тему Святослав Бирюлин:
Я долго верил в этот миф, пока не столкнулся с ситуацией, когда сто восемьдесят из двухсот сотрудников, рабочих производственного цеха со сдельной оплатой труда, отказались выйти на работу в майские праздники даже за двойную ставку.
На момент написания этих строк (на дне кризиса) уровень безработицы в России, по официальным данным, не превышает 5,6%, что характерно для развивающейся экономики. Поэтому заработная плата для такого сотрудника — лишь повод каждое утро переступать порог вашего офиса. Мотивацию не просто отсиживать положенные часы, но и трудиться усердно надо искать не в его кошельке.
Отношение к собственному бизнесу
Большинство российских собственников мыслят как стратегические инвесторы, то есть люди, строящие компанию на века, для детей и внуков. Они, в отличие от портфельных инвесторов, не оценивают свой бизнес как объект краткосрочного вложения средств, от которого нужно избавиться, как только он перестал приносить доход или появилось более выгодное предложение.
Владелец бизнеса должен время от времени спрашивать себя: приносит ли моя компания больший доход, нежели я мог бы получить, изъяв деньги из этого бизнеса и переложив их во что-то другое? Таким вопросом задаются портфельные инвесторы, оценивая цифры отчетов — и если портфельный инвестор, получает отрицательный ответ, то он продаёт актив.
Ещё в книге:
— Миф про маржинальность
— Как правильно взаимодействовать с инвестором
— Что даёт работа с аутсорсерами и как её выстроить
— Оптимальная оптимизация бизнес-процессов
— Ошибки предпринимателей в сфере маркетинга
— Правильный подсчёт прибыли
— 192 страницы пользы для отечественных предпринимателей
Привлечь новых покупателей, расширить бизнес и увеличить прибыль смогут лишь те компании, чей менеджмент не будет верить в мифы, родившиеся еще в 90-е годы. Те, которые освоят технологии эффективного управления. Успевайте запрыгнуть на борт!