Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Аудиокниги Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Подарки детям Новогодние подарки Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Книги оптом Книги для компаний Электронная мини-библиотека Корпоративные подарки Издательство Работа у нас МИФ & Книжные клубы Предложить книгу Авторам Логотип Вопросы и ответы Благотворительность Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология и саморазвитие
Что такое характер и как он влияет на жизнь
15 сентября

Антон Бахарев
Антон Бахарев

«Знай себя» — такова была первая заповедь оракула в Дельфах. Но что это значит — «знать себя»? Как я могу убедиться в том, что я действительно себя знаю — или, наоборот, знаю себя недостаточно и мне нужно работать над этим? Что это вообще такое — «я», «моя личность»? Разбираемся вместе с книгой «Стратегия личности» — гидом по личному и карьерному росту от экспертов «Сколково».

Структуру нашей личности можно отобразить с помощью модели и затем уже в соответствии с этой моделью проводить диагностику. Но моделей личности много. Какую взять, чтобы разобраться в себе? Авторы исследовали пространство вариантов и выбрали модель личности Дэна Макадамса: она современна, интегративна и многократно проверена на практике.



Стратегия личности

Бумажная книга Электронная книга

Три слоя личности

Согласно Макадамсу, личность состоит из трех слоев.

1. Характер

Это наши врожденные качества, таланты, склонности и предрасположенности. Макадамс также называет этот слой «психологией незнакомца». Что это значит? Когда мы знаем только качества характера человека, например агрессивный он или дружелюбный, интроверт или экстраверт, — мы на самом деле не знаем его. Но мы можем с некоторым успехом предсказывать его поведение.

Это самый нижний, базовый слой, близкий к биологии, и понимание на этом уровне позволит предсказывать автоматическое, бессознательное поведение в широком спектре контекстов. Когда мы знаем свой характер, мы понимаем собственные склонности и предрасположенности, свои ресурсы, сильные и слабые стороны.

2. Мотивации, цели и способы их достижения

Этот слой личности меньше связан с биологией и больше — с воздействием общества и культуры. Понимание на этом уровне позволяет лучше предсказывать осознанное, целенаправленное поведение человека. Цели — это ответы на вопрос «чего я хочу от жизни». Ценности — «почему это важно». Когда мы знаем свои ценности и цели, в нашей жизни есть вектор, направление.

3. Нарративная идентичность

Это самый объемный слой личности, и поэтому наши особенности на этом уровне труднее всего осмыслить. Нарративная идентичность — наша внешняя оболочка, истории нашей жизни, факты биографии. Здесь же находятся убеждения, которые мы почерпнули из жизненных историй, наш «опыт, сын ошибок трудных». А еще — морали тех историй, которые мы рассказываем себе про себя самих и про мир вокруг нас. Наши жизненные принципы, наш моральный кодекс.

Именно тут расположены стратегии — наборы способов, которыми мы собираемся достигать целей, уже имея в этом определенный опыт. Когда мы знаем историю нашей жизни и эта история осмыслена нами через призму наших принципов, ценностей и предрасположенностей, мы знаем себя во всей полноте. Мы знаем свой план.

Что такое «характер»?

Интроверты — экстраверты. Шизоиды — эпилептоиды. Соционика, MBTI, DiSC. Энеаграмма. Архетипы. «Хьюман-дизайн». Тест «Какой вы покемон». Трехфакторная модель Айзенка, семифакторная Хогана, шестнадцатифакторная Кеттелла. Можно ли вообще как-то описать характер человека, чтобы не запутаться? И какие термины для этого использовать?

Хорошая новость: прямо сейчас психология личности больше, чем когда-либо, приблизилась к консенсусу по вопросам характера. Оказалось, что самые распространенные модели — незаслуженно популярный в бизнесе четырехфакторный MBTI, доминирующая в академической психологии пятифакторная модель, ее ближайший шестифакторный конкурент HEXACO, семифакторная модель Хогана и даже античная двухфакторная модель Гиппократа — Галена с сангвиниками и холериками — описывают примерно одни и те же факторы, лишь по-разному их группируя.

Но есть несколько вещей, которые наука сегодня точно знает про характер:

• Характер стабилен. Когда мы даем одному и тому же человеку тест на характер с разницей в месяц или даже год, мы ожидаем получить примерно одни и те же результаты.

• Характер важен: он предсказывает поведение и жизненные достижения. Куда бы мы ни посмотрели, мы найдем заметные корреляции. Доходы, выбор профессии, продвижение в карьере, владение недвижимостью, брак и развод, академические успехи, депрессии и самоубийства, проблемы с законом, получение наград за общественные заслуги — практически нет в жизни вещей, на которые характер бы не влиял.

• Характер не предсказывает 100% поведения или жизненных достижений. Это не судьба. В разных исследованиях можно увидеть корреляции на уровне 10–30%. Поведение также будет объясняться интеллектом, ценностями и ситуационными факторами. В основном характер предопределяет автоматическое, бессознательное поведение.

• Характер может быть надежно измерен. Существует распространенная точка зрения, что, когда мы выявляем характер через опросники, мы узнаем только представления человека о себе (и то не очень точно, потому что люди дают в опросах социально желаемые ответы). В этой критике много правды. Однако нужно помнить, что у нас нет цели «измерить характер» ради измерения характера. У нас есть цель предсказать, как человек будет себя чувствовать, что он будет думать, что будут думать о нем другие люди, как он будет себя вести и какой будет результат.

С предсказаниями опросники справляются, пусть и не идеально.

• Характер в значительной степени определяется генетически. Сорок лет исследований в области поведенческой генетики показывают нам среднюю наследуемость черт характера на уровне 40–50%. К сожалению, мы пока не можем в полной мере подтвердить это на уровне молекулярной генетики, найти конкретные гены или комбинации генов, которые отвечали бы за интроверсию и экстраверсию. Если бы мы могли — было бы недалеко до таблетки, которая меняла бы характер в ту или иную сторону.

• Характер меняется. Чем старше человек, тем больший вклад в его характер вносит окружение и меньший — генетика. Характер меняется с возрастом в результате социального давления, гормональных изменений и целенаправленных воздействий, таких как терапия, коучинг или духовные практики. Характер также может стать немного другим из-за значимых жизненных событий. К примеру, учеба в вузе или первая работа делают людей более добросовестными, а рождение первого ребенка снижает экстраверсию.

• Характер предсказывает счастье и ощущение смысла в жизни. Не меньше 50% вариативности в уровне счастья и чувства смысла жизни можно объяснить чертами характера. Влияет характер и на другие сферы жизни.

Как начать знакомство с собой

Итак, характер — это что-то достаточно важное, чтобы говорить о нем, принимать те части характера, которые вы пока не можете поменять, и планировать некоторые изменения там, где вы их хотите.

В конце концов, вы не ваш характер. У вас есть характер. Вы можете на него влиять, пусть даже это долго и трудно, но в случае успеха в вашей жизни происходит много перемен. Характер влияет практически на все жизненные контексты и проявляется во всех сферах вашей жизни.

Рекомендуем начать знакомство с собой, заполнив личностный опросник по пятифакторной модели, HEXACO или модели Хогана. Их можно найти на русском или английском языках. Опросник Хогана коммерческий, и заполнение его будет стоить денег, чаще всего такие тесты оплачивают работодатели; остальные тесты есть в свободном доступе.

Все эти опросники хорошо изучены и проверены, в их надежности нет больших сомнений. Чем длиннее тест, тем он точнее. Для приемлемой точности на каждый фактор в опроснике должно быть отведено не менее 10 вопросов, то есть вам придется дать 50–70 ответов.

Подготовлено по книге «Стратегия личности».

МИФ WB Ozon Яндекс.Маркет Читай-город

Похожие статьи