Когда ребенок рисует по точкам, то уже в середине задания может понимать, какой рисунок получается. Чем больше он рисует, тем лучше понимает шаблон, по которому создаются рисунки, и тем быстрее может распознать, что получится в итоге. Аналогично и в работе с текстом: опыт, какой-то уровень изначальных знаний и начитанность позволяют быстрее понять, о чем книга или статья, которую мы читаем.
Бумажная книга Электронная книга
Зрение чтеца
Чем больше нами прочитано, тем больше мы видим в текстах: замечаем не только структуру книги, но и то, что она из себя представляет в целом. Переходя к каждой новой книге, мозг читателя учится воспринимать ее целиком еще до того, как приступил к изучению. Прочитав аннотацию, оглавление, название и подзаголовок, первый абзац, увидев место, которое отведено книге на полке в библиотеке или магазине, читатель может практически безошибочно расположить это сочинение в своей системе координат.
Например, при чтении художественной прозы ярче проявляются свойства архетипов героев, а при чтении нехудожественной литературы тоньше чувствуется связь теории и практики, а еще читатель точнее понимает, по какой причине книга оказалась в поле его внимания.

Тренировка «зрения чтеца», как и развитие мышления, начинается с первого прочитанного рассказа и продолжается с каждым следующим текстом. С каждым новым повествованием у читателя может вспыхнуть любовь к чтению. Каждый может вспомнить книгу, рассказ или стихотворение, которое стало катализатором его любви или, в отдельных случаях, нелюбви к чтению. Читая, мы тренируем мозг понимать пределы того, что можно выразить словами: что может быть написано в предложении, а что нет, какие слова обычно следуют за какими и в чем их функция.
— Прилагательные — описание. Они добавляют деталей в текст.
— Существительные представляют объект или субъект предложения.
— Глаголы — слова-действия. Они описывают, что делает субъект предложения в отношении объекта.
Дверь в мозг автора
С опытом читатель учится не только декодировать слова с разных поверхностей, но и понимать, что эти слова означают, как они связаны друг с другом, какую функцию и роль исполняют в предложении. Самое удивительное в тексте — это даже не связи отдельных элементов, а то, что слова имеют невообразимое множество комбинаций. Ноам Хомский, американский ученый, которого иногда называют отцом современной лингвистики, вслед за Львом Выготским считает, что умение видеть, декодировать и понимать значение слов на бумаге и в речи влияет на мышление.
Интерпретируя его идею, можно предположить, что чем больше читатель взаимодействует с текстом, тем быстрее он может понять, как размышлял писатель: будет лучше понимать структуру предложений, использованную автором лексику.
С помощью текста можно подглядеть за тем, как мыслил его составитель. Чем понятнее написано, тем яснее мышление. Чем логичнее написано, тем логичнее мышление
Гадание по названию
Отличительная черта текста — предсказуемость. Работа с текстом — лучший инструмент для тренировки мышления. Обычно любой текст имеет структуру и соответствующую лексику, задающую тон и настраивающую на нужную волну того, кто взаимодействует с написанным.
Когда перед учениками Рустама Агамалиева в школе или университете появляется незнакомый текст, первое, что им предстоит сделать, — немного подумать. Это упражнение называется «гадание по названию».
Иллюстрация техники
Перед чтением статьи, главы или другого подготовленного мной материала он предлагает учащимся поразмышлять над тем, о чем им предстоит узнать. Для этого он выводит на доску какой-нибудь фрагмент текста, как правило, включающий в себя заголовок, подзаголовок и, может быть, вопрос, иногда провокационный.
СТАВКА НА ПЕРЕМЕНЫ (заголовок)
Заключение исландских банкиров под стражу иллюстрирует то, что интересы людей должны быть на первом месте (подзаголовок)
О чем вам предстоит прочесть? (вопрос)
На размышления отводится две-три минуты. Необходимое условие выполнения задания — записывать возникающие мысли. Ниже представлены выводы, к которым пришли студенты четвертого курса бакалавриата, выполнив это задание.
Вот несколько их ответов на вопрос, о чем предстоит прочесть:
— О том, как жажда наживы заставила пренебречь людьми
— Опять банкиры ободрали простых граждан и за это поплатились
— Делиться нужно, чтобы не «присесть»
Кто-то из них, бесспорно, прав, однако широта мышления впечатляет: от «интересов людей» до «делиться, чтобы не „присесть“». Каждое слово в структуре текста играет свою роль и оказывает влияние на мышление читающего. Как прочитал подзаголовок студент, который подумал «делиться нужно»? Сложно сказать, но одно точно: мыслит он в этом случае несколько иначе, чем остальные.
Осмысленная работа с текстом открывает читателю возможность с первых слов практически безошибочно догадаться, о чем пойдет речь, или по крайней мере распознать направление, в котором разовьется идея. Наш мозг достраивает недостающие связи, прокидывает мостики между смысловыми единицами, а слова посылают сигналы, подсказывающие, что будет дальше.
Когда предложение начинается с «если», читатель ожидает следствия. Прочитал «однако» — ищет противоречие. Встретил в тексте «или» — начинает искать, что с чем сравнивают. Текст направляет мышление, а еще чаще — настраивает его.
Что еще почитать:
Речевой стереотип
О речевом стереотипе есть интересная история. Говорят, Станиславский запрещал актерам на первых репетициях использовать текст своей роли из пьесы. Он требовал сыграть, избегая тех слов, которые использовал драматург. Актеры должны были передать смысл иным способом, для этого им приходилось думать над тем, как это сделать, и менять собственные шаблоны игры и поведения на площадке.
Текст и мышление неразрывно идут друг за другом, тесно связаны и предсказуемы. Предсказуемость текста — его сильная сторона. Если чтец обладает достаточным опытом, то по первым двум предложениям абзаца он может догадаться о ходе размышлений автора или предугадать возможный порядок событий. Порядок слов в предложении — уникальный способ донести мысль, спровоцировать читателя на действие или удивить.
Представьте, что вы журналист и пишете статью о бездомных животных. К вам в руки попала сводка событий за прошедший день, аккуратно собранная кем-то из редакции. Первая строка сводки начинается со слов «собака укусила…». Продолжение сводки на следующей странице, но, прежде чем перевернуть лист, подумайте: что могла укусить собака? Лапу, другую собаку, хвост, человека? А что изменится, если вместо «собака укусила…» будет «человек укусил…»? Какое может быть продолжение? Руку, пирог, яблоко? Признайтесь честно, подумали ли вы о таком финале фразы, как «человек укусил собаку»?
Прелесть текста в том, что с помощью букв и слов можно выразить не только что угодно, но и любое возможное событие. Комбинаций слов бесчисленное множество, а если для какого-то явления у нас нет названия, мы его запросто выдумываем, создавая идеальное средство кодирования и передачи смыслов на расстояния и сквозь время.
Подготовлено по книге «Эффективное чтение».
Заказать: