Знаменитый американский психоаналитик и психиатр Бруно Беттельхейм был убежден: нет ничего более ценного в становлении личности, чем волшебные сказки. Передающиеся из уст в уста в течение многих столетий, они содержат важные сообщения для нашей психики. В своей культовой книге Беттельхейм рассматривает с позиций психоанализа как популярные, так и менее известные истории. Давайте узнаем, какие смыслы заложены в некоторых их них.
«Три поросенка» и преимущества взросления
Дети обожают истории вроде «Трех поросят» и предпочитают их любым сюжетам «из настоящей жизни», в особенности если рассказчик излагает их «с чувством, толком, расстановкой». Когда он изображает пыхтение волка у двери поросячьего домика, дети слушают как завороженные. Детям младшего возраста сказка в самой приятной и живой форме преподает ту истину, что не следует лениться и проявлять легкомыслие: поступая так, мы можем погибнуть. Разумное планирование будущего и дальновидность в сочетании с упорным трудом помогут победить даже самого свирепого врага — волка.
Домики, возводимые поросятами, символизируют исторический прогресс: хижину с односкатной крышей сменяет деревянный дом, а его, в свою очередь, кирпичный. Если затронуть внутренний аспект, то действия поросят свидетельствуют об эволюции от человека, находящегося во власти «оно», к личности: влияние сверх-«я» важно для нее, но определяющее значение имеет контроль со стороны «я».
Младший поросенок строит дом из первого попавшегося материала, то есть из соломы; второй использует жерди. Оба соорудили себе убежища кое-как, быстро и беспечно, чтобы иметь возможность провести за игрой остаток дня. Младшие поросята живут в соответствии с принципом удовольствия: они ищут немедленного удовлетворения, не думая о будущем и об опасностях, которые сулит им реальность (правда, средний поросенок поступает более основательно, нежели младший: он старается построить несколько более прочный дом, чем у брата). Лишь третий, старший, научился вести себя в соответствии с принципом реальности: он может отложить игру, как бы ему ни хотелось ее продолжить, и действовать в соответствии со своей способностью предвидеть, что сулит будущее. Он даже может правильно предсказать поведение волка — внешнего или внутреннего врага, который пытается соблазнить и заманить нас в ловушку. Благодаря этому третий поросенок может одолеть силы более могущественные, чем он, отличающиеся жестокостью. Дикий волк, уничтожающий все на своем пути, символизирует всякого рода асоциальные, бессознательные, разрушительные импульсы, от которых нужно уметь защищаться; чтобы нанести им поражение, нужно иметь сильное «я».
Отождествление с поросятами из сказки формирует представление о развитии, о возможности перехода от принципа удовольствия к принципу реальности, ведь второй, в конце концов, представляет собой не что иное, как модификацию первого. Сказка о трех поросятах содержит намек на изменение, вовсе не исключающее удовольствия — третий поросенок обожает игры, но при этом умен.
«Красная шапочка» и эдипов комплекс
Лейтмотивом сказки, выраженным как в названии, так и в прозвище девочки, является красный цвет. Он символизирует сильнейшие эмоции, связанные с насилием, в том числе сексуальным. Таким образом, головной убор из красного бархата, подаренный бабушкой внучке, можно рассматривать как символ преждевременного переноса сексуальной привлекательности. Название «Красная Шапочка» подчеркивает ключевое значение этой особенности героини: оно намекает на то, что маленьким является не только головной убор, но и сама девочка. Она слишком мала, — разумеется, не для того, чтобы носить эту шапку, но для того, чтобы справиться с тем, что эта шапка символизирует и чему девочка может подвергнуться, надевая ее.
Сексуальность Красной Шапочки начинает обнаруживать себя, и здесь кроется опасность, поскольку девочка еще не достигла достаточной эмоциональной зрелости. Индивид, психологически готовый к сексуальному опыту, способен справиться с его последствиями, и они будут способствовать его духовному росту. Но преждевременно развившаяся сексуальность приводит к регрессу: все, что по-прежнему носит в нас примитивный характер, выходит на поверхность и угрожает нас поглотить. Незрелая личность, еще не готовая к сексу, но пережившая опыт, пробуждающий сильные сексуальные ощущения, прибегает к старым, эдиповым способам поведения. По ее мнению, единственный способ добиться успеха в сексе — это устранить более опытных соперников, потому-то Красная Шапочка и дает волку четкие указания о том, как добраться до дома бабушки. Но вместе с тем в этом поступке проявляется присущая ей амбивалентность. Отправляя волка к бабушке, она как бы говорит: «Оставь меня. Ступай к бабушке. Она зрелая женщина; она сможет справиться с тем, что ты символизируешь, а я не могу».
Многие в детстве были захвачены внутренними противоречиями, с которыми, вопреки всем нашим стараниям, не могли справиться; подобно нам, Красная Шапочка пытается переложить проблему на чужие плечи, передоверить ее решение родителю или заменяющей его фигуре. Но, пытаясь избежать опасной ситуации, она едва не погибает.
Слушатель сказки имеет все основания удивиться, почему волк не съедает Красную Шапочку, как только встречает ее, то есть при первой возможности. Перро, что характерно для него, предлагает рациональное на первый взгляд объяснение: волк бы так и сделал, если бы не испугался дровосеков, находившихся где-то поблизости. Поскольку на протяжении всей сказки Перро волк — это мужчина- соблазнитель, такое объяснение вполне приемлемо: соблазнитель боится, что люди увидят и услышат, как он посягает на девочку.
В сказке братьев Гримм все происходит совершенно иначе. Нам дают понять, что задержка вызвана чрезмерной жадностью волка. «Славная девочка, — подумал про себя волк, — лакомый был бы для меня кусочек; повкусней, пожалуй, чем старуха; но, чтоб схватить обеих, надо дело повести похитрей». Но это объяснение неудовлетворительно: волк мог съесть Красную Шапочку на месте, а затем перехитрить бабушку точно так, как это описано в сказке. Поведение волка в варианте братьев Гримм обретает смысл, если допустить, что, если волк хочет съесть Красную Шапочку, ему прежде нужно разделаться с бабушкой. Пока материнская фигура (бабушка) находится поблизости, ему не овладеть девочкой. Но когда эта фигура устранена, для героини открывается возможность действовать в соответствии со своими желаниями. До тех же пор, пока мать была поблизости, желания эти оставались подавлены. На этом уровне в сказке затрагивается бессознательное желание девочки быть соблазненной отцом (волком).
При этом для ребенка сексуальная подоплека остается неосознанной, как и должно быть. На уровне сознательного ребенок понимает: плохо не то, что Красная Шапочка собирает цветы, — плохо то, что она не слушается матери.
«Золушка» и соперничество со старшими сестрами
Сказка о Золушке в ее современном, всем известном варианте воспринимается как история о муках и надеждах ребенка (именно они стоят за соперничеством между детьми в семье), а также о том, как героиня, которую ставят ниже всех, одерживает верх над сестрами, оскорблявшими ее. Задолго до того, как Перро придал этой сказке ее нынешний вид, «жизнь среди золы» являлась символом унижения ребенка по сравнению с братьями и сестрами. Ребенок мог быть как мальчиком, так и девочкой: к примеру, в Германии получили распространение сказки, где мальчик-замарашка становится королем. Вариант сказки из сборника братьев Гримм носит название Aschenputtel: исходно это слово обозначало вечно грязную кухонную девку, простушку, в обязанности которой входила чистка печей от золы.
Изображая отношения между детьми в семье, сказка заменяет родных братьев или сестер на сводных. Возможно, за этим стоит попытка объяснить враждебность, которая кажется неподобающей в отношениях между родственниками, стремление сделать ее более приемлемой для читателя. Хотя соперничество между детьми вполне естественно (ведь это отрицательное следствие того факта, что ребенок не один в семье) и носит повсеместный характер, в тех же самых отношениях находится место и теплым чувствам.
Как ни трудно маленькому ребенку судить объективно (а в ситуации, когда он захвачен переживанием, это почти невозможно), но даже он в те минуты, когда чувства уступают разуму, понимает, что с ним обращаются вовсе не так плохо, как с Золушкой. Но вопреки всему, что он «знает», ребенок все равно часто чувствует, что его ни во что не ставят. Вот почему он верит в правдивость сказки, а затем начинает верить и в избавление героини и ее победу, о которых говорится в конце.
Триумф Золушки порождает у ребенка преувеличенные надежды на будущее, которые необходимы ему, чтобы уравновесить сильнейшее ощущение несчастья, вызванное ревностью к братьям и сестрам.
Подробные интерпретации этих и других сказок — в книге «О пользе волшебства»
Заказать: МИФ / Ozon / Читай-город
Обложка поста — freepik.com