«Я не могу так больше. Я ем шоколад горами. Пихаю в себя все, что попадает под руку: мед, чипсы, соленые огурцы, печенье, халву, орехи, мармелад, сыр. Готовлю гречку и курицу, варю суп, пеку пирог и могу зараз съесть то, что приготовила на два дня на всю семью. Это как будто бы сильнее меня», — рассказала однажды клиентка психологу Ирине Гиберманн.
То, что она описывает, называется психогенным перееданием, иначе — компульсивное переедание. Как его распознать и помочь себе Ирина подробно рассказывает в книге «Живу как хочу». Делимся фрагментом и практиками из книги.
Компульсивное переедание
Компульсивное переедание — это расстройство приема пищи, представляющее собой бесконтрольное ее поглощение, переедание, приводящее к появлению лишнего веса.
В отличие от анорексии и булимии невроза, люди, страдающие компульсивным перееданием, постоянно и безуспешно пытаются держать свой вес под контролем. Они садятся на диеты, на детокс, на чай и кефир, записываются в онлайн-проекты, периодически и нерегулярно ходят в тренажерный зал, держат пост, а потом возвращаются на свои эмоциональные качели — переедание и заедание, сопровождаемые глубочайшими чувствами вины и стыда.
В детстве эти люди не получили необходимые для здорового созревания границы — либо среда была слишком жестокой (деспотичные родители, отец-военный, родитель-диктатор, держащий в страхе всю семью), либо среда была слишком гармоничной (сверхзаботливая мама, считывающая любое желание, жертвующие родители, за свой счет удовлетворяющие любую прихоть).
Вырастая в таких условиях, человек не приобретает навыка управления своими чувствами и эмоциями, отрицает наличие собственного внутреннего мира и своих личных потребностей и пихает в себя все, что есть под рукой.
В концепте схема-терапии это объясняется тем, что в детстве такого человека не научили называть и обслуживать собственные эмоции и потребности, а научили жить суррогатом: засовывали бутылочку, когда он вел себя беспокойно, давали в руки сушку или морковку, когда он требовал внимания, отправляли читать книгу, делать уроки, просили не мешать. Тем самым он не приобрел опыта слышать свои потребности и адекватно на них реагировать / обслуживать их.
Компульсивное переедание часто сопровождается:
- чувствами вины и стыда,
- тенденцией к социальной изоляции,
- компенсацией потери чувства контроля через уход в карьеру (трудоголизм),
- чрезмерным употреблением алкоголя,
- увлечением спортом с целью «отработать» съеденное,
- увлечением азартными/компьютерными играми, игровой зависимостью с целью создать параллельный грандиозный мир с псевдогероем,
- питанием в одиночестве из-за чувства смущения по поводу количества еды.
Классические симптомы:
- эпизоды потери контроля над процессом поглощения пищи,
- эпизоды обжорства во время выраженного стресса,
- поедание ненормально большого объема пищи за короткий промежуток времени,
- поедание большого количества пищи при отсутствии чувства голода,
- еда до отвала,
- еда в состоянии депрессии, грусти или скуки,
- еда в одиночестве из желания скрыть эпизод обжорства,
- чувство отвращения, депрессии или вины.
Нарушение пищевого поведения — это не слабость характера и не слабость воли. Как и многие заболевания, оно успешно лечится.
Когда Ирина прорабатывает с пациентами тему тела и индивидуального ощущения себя в теле, то комбинирует несколько упражнений из разных психотерапевтических школ. Первое — это социальные круги, чтобы понять, что происходит с отношениями. Второе — «Body-Map, или Карта тела». Предлагаем выполнить сразу оба.
Упражнение «Здесь и сейчас»
Внесите в таблицу тех, кто есть в вашей жизни. Поставьте знак «плюс» возле каждого, кто является ресурсом для вас, и «минус» или значок молнии — если это конфликтные отношения. Любовные отношения или любовные треугольники тоже отметьте подходящим знаком. Здесь речь идет о тех, в кого вы инвестируете свои силы, и тех, кто безответно съедает ваш ресурс.
Коты, животные, дети или родственники, живущие с вами, относятся к категории «Под одной крышей». Под членами семьи имеется в виду родительская семья, бабушки, братья, сестры. Профессиональные помощники — это врач, психиатр, наставник, лекарь, пастор, духовный отец и т. д.
Кто такие «значимые другие» — решайте сами. Иногда бывает, что не представляешь, куда распределить какого-то близкого человека, который тем не менее занимает важное место в нашей жизни.
А теперь переносим всех на социальные круги.
В центре всего «я» — это вы и ваше ядро. Потом следует интимный круг, за ним личный и потом уже социальный. Перенеся всех на этот круг, можно увидеть, какие области жизни «переполнены», а какие нуждаются в вашем особом внимании.
Упражнение «Body-Map, или Карта тела»
Снова активируем нашего креативного ребенка и заботливого взрослого.
- Берем рулон обоев, или склеиваем несколько листов А4, или соединяем несколько листов для флипчарта.
- Ложимся на лист удобно и расслабленно, в идеале на вас должно быть минимум одежды.
- Просим кого-то обвести свои контуры в полный рост. Наблюдаем за своими ощущениями — это просьба не такая уж и простая и требует доверия, потому что вы показываете свою уязвимость.
- Смотрим, что получилось. Какие у вас первые ассоциации, когда вы смотрите на себя на бумаге?
- Что чувствуете?
- Есть ли руки и стопы, прорисованы ли они четко?
- Есть ли пробелы и смазанные границы? Появилось ли желание самому обвести еще раз свои контуры более четко жирным фломастером?
- Записываем свои первые ощущения. Фиксируем их. Они пригодятся для анализа.
Анализ
- Взять социальный круг «Здесь и сейчас» (вы рисовали его выше).
- Перенести всех людей, там обозначенных, на лист с контурами своего тела:
- можно придумать фигуру, предмет, образ;
- можно взять стихии: землю, воду, огонь, воздух;
- можно взять разные цвета, размеры, плотность;
- можно клеить сверху рельефно;
- можно делать дыры в бумаге, рисовать раны, ледники и кратеры — я не хочу давать слишком много образов.
Цель — ответить на вопрос: где именно те люди, что есть в моей жизни, оставили во мне след?
Вторая цель: где во мне я? Идем от диссоциации (разобщенности) к интеграции (цельности). Из чего я состою и где ядро моей личности? Это надо где-то нарисовать.
Иногда это граница, край, место стыковки с другими людьми.
Третья цель: что с границами? Кто слишком плотно находится рядом друг с другом, кто слишком вышел за границы, кто опора, кто занимает все мысли? Тяготит ли меня кто-то из людей моего социального круга? Может быть, вы бессознательно разместите кого-то в стопах или горле и позже поймете, как эти персонажи вашей жизни сдерживают вас или не дают проявляться. Может быть, вы увидите в центре сердца тех, по кому тоскуете, или, наоборот, тех, кто своим присутствием там занимает бóльшую часть пространства, создавая негативное напряжение.
Частый вопрос: «А что, если не всех людей из социального круга я хочу переносить на свой образ на бумаге?»
Ответ очень простой: делайте так, как вам хочется. Делайте так, как чувствуете. Дайте себе время и возможность испытать свободу и, может быть, первый раз поставить границу и не перенести этих людей в себя, не дать им места, лишить их власти. Или, наоборот, искренне и честно по отношению к себе дать этим людям место в своей душе и жизни и показать это на картинке — цветом и объемом.
По материалам книги «Живу как хочу».
Обложка отсюда.