Что можно посоветовать начинающим писателям — тем, кто мечтает о собственной книге, но не уверен в своих силах? Спросили об этом авторов прозы МИФа. Они пишут в разных жанрах: от темного, городского и славянского фэнтези до ретеллингов и молодежных романов.
Совет № 1. Читайте больше книг
Любых и разных, особенно не пренебрегайте книгами по литературному мастерству. А еще не равняйтесь на других, уже состоявшихся авторов. Если вы хорошо постараетесь, то скоро встанете в один ряд с ними. Не гонитесь за количеством, думайте о качестве и отгоняйте мысли о том, что ваша книга никому не нужна. Это не так. Она нужна вам и это уже отличный повод, чтобы начать.
Анви Рид, автор фэнтези «Пир теней» других книг цикла «Темные святые»
Совет № 2. Просто пишите!
Прозвучит банально, но я бы посоветовала просто взять и начать писать. Заранее вы никогда не узнаете, ваше это или нет, хорошо получится или плохо. В конце концов, лишь начав, вы сможете понять, чего вы стоите как писатель и чему вам еще нужно учиться. Ну а дальше предстоит большая работа над рукописью и над собой. Здесь важно не отмахиваться от замечаний и научиться критически смотреть на свою работу. Но самое главное: пишите о том, что волнует именно вас, и не пытайтесь понравиться всем и подстроиться под тренды. Тренды меняются, а литература остается.
Наталья Способина, автор книг «Многогранники», «Магниты» и «Истинное волшебство. Дар Кощея»
Совет № 3. Научитесь писать черновик
Самый важный совет, который я могу дать: научитесь писать черновик. Или даже так: позвольте себе писать черновик. Потому что теоретическое понимание, что процесс написания и процесс редактуры надо разделять, часто никак не влияет на практику: ты помнишь про это, но стопоришься на моменте, где не можешь немедленно придумать самое идеальное словосочетание, описывающее то, что тебе нужно. Потому что — а разве это редактура? Нет, я же пишу, значит, это процесс написания. И ты кусаешь себя за каждое неудачное слово, начинаешь переписывать по десять раз, вместо того чтобы идти дальше, теряешь настрой, убеждаешься, что ты никчемная и бездарная…
Но когда ты наконец разрешаешь себе написать неидеальный черновик — о, какой же это кайф! Ты больше не застреваешь (ну почти), пытаясь подобрать то самое слово; ты записываешь сюжет и отдельные красивые фразы, которые ни в коем случае нельзя забыть. Остальное можно отредактировать потом, на свежую голову; и осознавать это — тоже отдельный вид кайфа.
Ирина Иванова, автор фэнтези «Хтонь в пальто»
Совет № 4. Полюбите усилия
Моя дочь научилась выговаривать «р» только в восемь лет — это достаточно поздно, и дался ей этот звук действительно тяжело, путем интенсивных занятий и постоянных упражнений. Целый год все мы жили одним этим «р» и ради него, при том, что все вокруг, казалось, просто родились с «р». Дочь плакала и работала, я платила деньги и тоже работала — и вот «р» появилась, неотличимая от других себе подобных. По ее звучанию невозможно понять, насколько дорого и тяжело она всем нам обошлась. То, что кому-то дается природно, само собой, для других — следствие долгой, иногда даже слишком долгой работы. Но и то, и другое приводит к одному (прекрасному) результату. Разница — во времени и усилиях, которые не видны со стороны. Морали нет. Разве что: полюбить усилия и не обижать свой текст — найдутся те, кто охотно и профессионально сделает это за автора.
Саша Степанова, автор фэнтези «Колдун с Неглинки»
Совет № 5. Не надо слишком долго «учиться» писать
Нужно просто много писать. Если не забрасывать, если продолжать, несмотря на неуверенность, критику, лень, в конечном итоге все постепенно появится вместе с опытом: и авторский стиль, и понимание структуры и вида повествования, и многостраничная работа, в которую вложена душа. И не удалять, даже если не нравится! Можно спрятать от всех, но не удалять. Наступит момент, когда вы не будете так строги к себе как сейчас, и вспомните о своих первых произведениях с любовью, а не ненавистью и ощущением кринжа.
И еще одно: нет предела совершенству — факт. Излишний перфекционизм ведет к прокрастинации — тоже факт. Балансировать на острие самокритики без падения в крайности сложно, но необходимо, и это вопрос скорее психологического здоровья и гармонии с самим собой. В детстве нас учат уважать других, но мало кого учат уважать и ценить себя. Нужно самому научиться этому.
Эл Моргот, автор новеллы «Злодейский путь!..»
Совет № 6. Попробуйте начать с фанфиков
Начинать можно с фанфиков. Новичку непросто продумать не столько сюжет, сколько характеры персонажей. А когда есть чужая «заготовка», дело идет быстрее. Постоянное письмо повысит ваш уровень и прокачает навык настолько, что даже персонажей чужой вселенной будет не узнать.
Анна Кей, автор книги «Когда луна окрасится в алый»
Совет № 7. «Обкатайте» свою идею
Если у вас появилась идея, от которой вы не можете усидеть на месте, то начните действовать. Лучше сначала напишите рассказ и проверьте на тех, кому доверяете, точно ли вы складываете буквы и слова таким образом, что люди могут понять, что вы имели в виду. Тут получается развилка: если поняли, похвалили и попросили еще — дерзайте, не оглядываясь. Если не поняли — ничего страшного, ищите максимально комфортный способ научиться излагать мысли грамотно и красиво. И точно. Если не перегорите — будете писателем.
Василий Ракша, автор славянского фэнтези «Песни радости, песни печали»
Совет № 8. Заведите привычку писать каждый день
Каждый день, при любой погоде я сажусь за стол и пишу. Неважно, сколько я напишу — три строчки или три страницы, главное — возвращаться к тексту. Здесь я полностью разделяю взгляды Стивена.Кинга: если надолго оставить историю, герои «прокиснут».
Самое главное для меня — не выпадать из истории. Если сократить все это до пары строк, я бы сказала: «Пишите. Переписывайте. Работайте каждый день».
Рита Хоффман, автор книги «Мрачный Взвод. Ведьмин час»
Совет № 9. Если не пишется, отвлекитесь
Когда мне не пишется, я читаю, иду гулять, глубже в природу, слушаю своих детей — они порой подают отличные идеи, слушаю музыку и много пою.
Алиса Аве, автор книги «Ночь в номере 103»
Совет № 10. «Пишите, если не можете не писать»
Вот когда не спишь ночами, и не выкинуть из головы все эти образы, и история сама просится на бумагу — только тогда пиши. А специально — не надо. Безусловно, всему можно обучиться. Но техничность никогда не заменит душевность. Так что пишите, если вашей душе есть что сказать. Тогда и вопросов никаких не возникнет, как это делать. Оно просто потребует выхода и само сделается.
Ales, автор романа DIA
Бонусный совет от Владимира Торина
Быть молодым и писать. Старым — этот совет не очень поможет. Молодыми они уже не станут… Забыть про отдых, развлечение, заработок, личную жизнь — и посвятить себя своему миру и своим персонажам. Какой писатель: такой и совет.
Владимир Торин, автор романа «Птицы», соавтор бестселлера «Мистер Вечный Канун»
Что еще почитать?
- Как справиться с писательским блоком
- Как рождается книга в жанре нон-фикшн
- Азиатский сеттинг в современной прозе: причины популярности
Обложка поста — freepik.com