Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Книжный клуб МИФа
Как справиться с писательским блоком? Советы авторов МИФа
22 сентября 2023 1 436 просмотров

Елена Исупова
Елена Исупова

Не пишется. Идеи есть, время на работу выделено, а нужные слова не приходят. Это состояние знакомо многим писателям. Как с ним справиться? В этом материале авторы МИФа делятся собственным опытом и дают советы для всех, кто занимается творчеством.

В марте 2024 года в МИФе стартует новый поток курса «ЦЕХ» — для всех, кто хочет издать свою книгу. По промокоду blog даем специальную скидку — 30%.

Эл Моргот, автор новеллы «Злодейский путь!..»

Когда мне не пишется, я не пишу. Переключаюсь на какой-то другой вид деятельности или просто лежу на диванчике перед сериалом, немножко укоряя себя за то, что ничего не делаю. Хожу на прогулки на природу, слушая музыку или звуки леса и неизменно думая о своих героях и будущих сценах. Потом снова сажусь за чистый лист, начинаю первое предложение, если в силах его придумать. Иногда я пропускаю первый абзац, потому что знаю, как начать второй.


Злодейский путь!.. Том 1 и 2

Я опытным путем выяснила, что не нужно паниковать и корить себя, если сегодня «не пишется», и заставлять себя тоже не всегда правильно. В конечном итоге наступает момент, когда сцены складываются, как им должно.

В моей жизни был период, когда я ощутила нечто, что можно было бы охарактеризовать словом «выгорание». Тогда я взяла себя в руки и отправилась в небольшое одиночное путешествие по Беларуси (я тут живу). Помогло.

Наталья Способина, автор книг «Истинное волшебство. Дар Кощея» и «Многогранники»

Хотелось бы сказать, что сажусь и все равно пишу, но это было бы неправдой. Когда мне не пишется, я не пишу, потому что по опыту знаю: все равно ничего стоящего из такого насилия над собой и над историей не выйдет. В такие моменты я либо занимаюсь чем-то максимально отвлеченным от писательства, либо, если процесс затягивается, стараюсь наполнить себя положительными эмоциями. В этом мне помогают музыка, театр, прогулки в одиночестве.

После «Цвета Надежды» (фанфика по миру Гарри Поттера, который я писала два с половиной года) я не писала ничего около двух лет: ни стихи, ни прозу. Не могу сказать, что я переживала по этому поводу. Было внутреннее ощущение, что все идет так, как нужно. Это состояние прошло само. Просто в один прекрасный день я придумала мир и героев и начала писать новый цикл романов. Таких затяжных периодов неписания больше не было, и надеюсь, не будет.

Зоя Ласкина, соавтор фэнтези «Меч в ножнах из дикой сливы»

В такие моменты я переключаюсь на что-то другое. Можно оставаться в атмосфере книги и без активного написания нового — редактировать, например, уже написанное или искать что-то в атмосферу книги (арты, музыку и так далее). А можно просто отдохнуть и не грызть себя за то, что не пишется.

Писательский кризис у меня был, и не раз. Во время маленьких кризисов обычно помогает поиск новых впечатлений (прогулка или поездка в интересное место), еще хорошо работает перечитывание уже написанного — потом легче настроиться на дальнейшую работу.

Екатерина Шабнова, автор книги «Туманы и чудовища»

Я не пишу, когда «не идет». Отдыхать тоже важно (у меня это не очень получается). Если затягивает надолго, могу вдохновиться музыкой, я для каждого текста собираю плейлисты, инструментальные (когда приходится писать в наушниках) и не очень (когда нужно просто настроиться). Или немного порисовать персонажей/сценки, это тоже помогает. Или прогуляться в полях — на просторе приходит много важных мыслей. Любая механическая работа тоже сгодится.

Марина Голубева, автор книги «Главное в истории цвета»

Я пишу давно и с удовольствием. Первая статья вышла еще в студенческом сборнике в 1978 году. Писала я и художественные тексты, есть книга в жанре фэнтези в соавторстве с Анной Одуваловой. Но все же предпочитаю научно-популярные книги, люблю популяризировать сложные вещи. Учитывая разнообразие моих интересов и специализаций, могу писать о многих вещах.

Что я советую делать, если не пишется? Искать и вспоминать стимулы и вещи, которые вас мотивируют. Для кого-то это деньги, для кого-то восторженные отзывы читателей, для кого-то стимулом может быть успех коллег. То есть если не пишется, значит, нет стимула, значит, вам это не нужно.

Василий Ракша, автор славянского фэнтези «Песни радости песни печали»

Я пользуюсь советами бывалых: расчищаю расписание, придумываю некий ритуал настройки (для меня это свеча, кофе и приглушенный свет) и приклеиваю *опу к стулу. С настоящим писательским кризисом я еще не сталкивался. Прокрастинация — да, лень — конечно. Ну и отвлекался часто. Но кризисом я бы это не назвал.

Евгения Штольц, автор цикла «Демонология Сангомара»

Никогда не угадаешь, какой этап работы над книгой окажется приятным, а какой — нет. Бывают быстрые легкие черновики, написанные за пару месяцев, а бывают очень тяжелые и медленные, когда не нравится абсолютно все. Писательство — это не равнина, а горы. Ты вечно идешь то вверх, то вниз, то карабкаешься, то скатываешься по склону. Это труд, состоящий, как из приятных моментов, так и из сложных, когда приходится вгрызаться в текст зубами, ковыряя его по строчке и ненавидя все вокруг. Поэтому, когда мне не пишется, я пишу что-то другое.


Демонология Сангомара. Хозяева Севера

Ирина Васильева, автор книги «Советы карьерного консультанта»

Когда есть четкий план с перечнем глав по книге, работать очень просто. Идешь по главам и пишешь одно за другим. И вот странно. Самая моя популярная тема в работе — эмоциональный интеллект. У меня разработана программа на эту тему и проведено много сессий с клиентами. И вот тут произошел затык. Вот не пишется и все. Пишу и не нравится. Честно призналась редактору. Она посоветовала отпустить и отдохнуть. И это помогло. Перестала терзать себя. Выдохнула и не подходила к работе над книгой три дня. Потом села за работу и текст «пошел» легко и структурировано.

Что еще почитать по теме:

Советы Анви Рид, Ales и Владимира Торина

Советы Кристины Робер, Ксении Власовой и Александры Дормидонтовой

Обложка поста — freepik.com

Похожие статьи