Метафоры и ассоциации в своей работе используют не только писатели. Но и, например, психологи. Работа с метафорическими ассоциативными картами — в тренде. Что это такое? Как использовать и зачем? Узнали у Надежды Вершининой, психотерапевта, игропрактика, обучающего тренера международного уровня и эксперта курса «Метафорические карты».
В тренде
Какие ассоциации всплывают у вас, когда вы слышите МАК? Примерно пять лет назад мы бы подумали о ноутбуках, косметике или бургерах. Сейчас же многие знают про карты. Они действительно популярны. Но почему?
Узнать про курс →
«Во-первых, карты очень легки в освоении, они — ускорители процессов. Если мы возьмем, например, обычную психологическую сессию, то карты могут ускорить весь процесс от двух раз точно, а то и больше», — комментирует Надежда.
К тому же мы живем в эпоху клипового мышления: картинка притягивает внимание. Метафорические карты — инструмент, который легко транслировать, например, через соцсети. Этим активно пользуются блогеры, публичные личности в сфере помогающих практик.
Мы в МИФе тоже следим за трендами. Выпустили 50 метафорических карт кельтского леса, «Северные предания Йона Бауэра» и ключи к внутренней опоре. Посмотрите на эту красоту!
Слова картинки
Метафорические карты — это не просто цепляющий визуал. Они — инструмент для исследования внутреннего мира. Практика с МАК строится на проекции — психологическом механизме защиты, который позволяет нам неосознанно переносить свои чувства и мысли на внешние объекты.
«Картинки помогают соединиться с тем материалом, который есть у нас внутри, с нашим бессознательным. Потому что внутри нас информация хранится в образах, а не в словах», — поясняет эксперт.
Наш опыт, переживания, прожитые истории и события. При помощи иллюстраций мы соединяем то, что нам уже известно, но недоступно на уровне сознания. Метафора — пусковой механизм, который запускает поток размышлений, ассоциаций. «И тот самый ответ, который мы так ищем, он рождается как следствие внутренних мыслей, нового понимания».
Любой запрос
Метафорические ассоциативные карты универсальны. Их могут использовать люди любого возраста, любого вероисповедания, говорящие на разных языках. А еще они подходят почти под любой запрос. «Единственное — метафорические карты не ответят на запросы, связанные со временем. Здесь нет места гадательным запросам. Работая с МАК мы задаем конструктивные вопросы, которые будут помогать человеку решать его задачи, ускорять получение ответа», — дополняет Надежда.
Что люди хотят решить чаще всего? Проработать финансовые проблемы и личные отношения, а еще найти себя и реализовать предназначение. Кстати, использовать карты могут как профессионалы, так и любители.
«Я все-таки настаиваю на том, чтобы хотя бы базовые знания получить от профессионала, который умеет работать с МАК. Да, нативно тоже можно: где-то что-то посмотреть, почитать. Но я за то, чтобы получать максимум от инструмента, а для этого надо получить у профессионала хотя бы минимальную базу», — комментирует Надежда Вершинина.
Можно детям
А еще МАК подходит для работы с детьми. Их можно использовать как инструмент развития: рассматривать и описывать, сочинять истории или сказки. Это может делать ребенок от двух лет. А пятилеткам уже будет проще ориентироваться непосредственно в цепочках ассоциаций.
«Я люблю, когда родители осваивают этот инструмент. Через карты мы быстрее строим диалог с собственным ребенком. Потому что есть такие периоды у детей, когда они могут замкнуться в себе и не так откровенны быть с родителями, — отмечает эксперт. — А карты — это же игровой момент. Дети расслабляются, у них появляется интерес, и с помощью карт можно узнать то, что ребенок просто так в диалоге не расскажет».
Повторить?
Интересно, что карты можно использовать многократно. И даже нужно!
«Я пользуюсь картами уже больше 8 лет. У меня есть любимые колоды, в том числе которые я часто беру для работы с группами. Бывает, что в группе состав участников один и тот же. И у кого-то бывает удивление: „В прошлый раз я работал с этой картой, но таких ассоциаций у меня не возникало“».
Мы выбираем то, что актуально для решения запроса. И мы меняемся, меняются наши состояния, меняются запросы — все это влияет на восприятие карты. Карта — это проводник.
«Бывает, что на карте нарисован красный цветок, а клиент видит синюю бабочку. И отлично! Нам правда не нужна, здесь важны ассоциации, ощущения, которые рождает карта».
Если вы хотите:
- разобраться, как работают МАК
- осознать свои возможности и увидеть мысли-ограничители
- найти ресурсы
- раскрыть творческий потенциал
- проработать личные отношения
…а самое главное — услышать себя, приходите на курс «Метафорические карты». Автор курса — Надежда Вершинина. Начинаем в понедельник, 2 октября. Ждем вас!