Сейчас в МИФе проходит лекторий «Феномен Кореи», который я очень ждала. Он посвящен традициям, классическому искусству и проблемам, которые волнуют современное южнокорейское общество (и отражаются в «Паразитах» или «Игре в кальмара»). Встречи ведет Елена Хохлова — эксперт-кореевед, которая изучала культуру и искусство Кореи в Сеуле.
В этом материале поделюсь любопытными фактами из первой лекции. Она была посвящена искусству государства Чосон, что существовало с конца 14 и до конца 19 века. Этот период считается классическим, в исторических дорамах мы видим именно его.
В конце добавила промокод со скидкой на случай, если вы тоже захотите пойти на лекторий (рекомендую от всей души — он о-о-очень интересный!).
Искусство Чосон отражало идеи неоконфуцианского учения
Искусство любой страны — это продукт идеологии. В Чосоне такой идеологией было неоконфуцианство. Учение пришло из Китая, и у него была конкретная цель — познать ЛИ, «принцип небес». Он заключен в каждом явлении, сущность человека едина с ЛИ, а весь мир упорядочен и состоит из частей, пребывающих в гармонии.
В хаосе повседневной жизни человек может не замечать этот принцип. Поэтому нужно выполнять следующие действия: систематически изучать мир, вещи, людей, общество, историю, классические произведения, т.е. аккумулировать знания. А еще — созерцать природу. Вот почему в корейской живописи часто появляется герой, который созерцает воду, пространство: через общение с природой он познает принцип устройства мироздания. Кроме того, ученый муж должен подавлять в себе плохие мысли, желания, страсти. Если обратиться к классической корейской поэзии, мы не встретим в ней бурных эмоций, признаний в любви к прекрасной даме. А вот воспевание конфуцианских ценностей, стремление к самодисциплине — да. Это удивительно, ведь мы привыкли, что литература сосредоточена именно на чувствах.
Еще неоконфуцианское учение призывало к умеренности, а духовные ценности ставились выше материальных. Поэтому в быту аристократов доминировала скромность, роскошь же критиковалась на государственном уровне. Умеренность в искусстве эпохи Чосон часто путают с неумением сделать более сложно, вычурно. Но дело не в этом.
Белое фарфоровое изделие, близкое к идеалу. Здесь и далее — слайды из презентации эксперта
Архитектура не должна была нарушать природный ландшафт
Для архитектуры Чосон важен принцип невмешательства, заимствования у природы. Считалось, что нельзя нарушать природу, подстраивать ее под себя.
Как в условиях этой доктрины был оформлен дворец правителя? Если мы посмотрим на дворец Кёнбоккун, то увидим, что его строили по образцу дворца китайского императора. У него была центральная ось и он практически был вписан в прямоугольник. Но все же дворец китайцев геометрически более строг, корейцам естественный ландшафт не позволил соблюсти этот принцип.
Впрочем, Кёнбоккун не служил династии на протяжении нескольких веков. А вот второй дворец, Чхандоккун, был жилым. Если посмотреть на его план, мы увидим, что у него отсутствует какая-либо ось, он полностью вписан в ландшафт — лесную, гористую местность. Кажется, что лес как часть территории просто огорожен и включен в территорию дворца. Так воплощается принцип заимствования у природы.
Принципом невмешательства в природу объясняют причудливую форму дворца
Слива, орхидея, хризантема и бамбук — важные символы
Первое место в классической корейской живописи отводилось четырем благородным растениям — сливе, орхидее, хризантеме и бамбуку. Они символизировали нравственные качества истинного конфуцианца.
Монохромные, минималистичные картины стояли на первом месте в иерархии жанров
Как это работает? Разберем на примере сливы. Это растение считалось воплощением стойкости. Она расцветает ранней весной, еще в феврале, когда бывают заморозки и может выпасть снег, задолго до других деревьев и цветов. За это ее воспевали не только в живописи, но и в поэзии. Так и настоящий конфуцианец должен был быть стойким, сохранять свои идеалы несмотря ни на что.
Идем дальше: вечнозеленый бамбук умеет сохранить свои качества в любых условиях. За это он тоже был причислен к благородным растениям.
Цветы и птицы на картинах — это зашифрованные послания
Еще один интересный жанр корейской живописи — цветы и птицы. Здесь каждое произведение является закодированным сообщением. Обычно это работало по принципу омонимии. Допустим, иероглиф «кошка» по звучанию схож с иероглифом «пожилой человек, старик». Поэтому изображая кота, имели в виду пожилого человека. И передавали пожелание: долгих лет, крепкого здоровья, дожить до старости.
Другой пример: иероглиф «воробей» омонимичен иероглифу «чиновничий пост». Если человеку дарили свиток с изображением кошки и воробья, то ему желали прожить долго и получить чиновничью должность.
И еще один пример
Специфические портреты
Это важный сюжет для корейской классической живописи. Причем портреты здесь достаточно специфические. Если мы зайдем в зал с портретами Третьяковской галереи, то увидим разных героев — женщин, мужчин, детей, людей разных возрастов. Корейские портреты — это на 99% изображения мужчин преклонного возраста. Мы не увидим ни детей, ни женщин, ни более-менее молодых людей. Живопись прославляла конфуцианских мужей, которые правили государством и стремились к самосовершенствованию, познанию, изучали конфуцианские трактаты.
Но почему богатый человек или состоятельная женщина не могли позволить себе портрет? Дело в том, что портрет был привилегией. Он создавался только по приказу, например, самого правителя. Люди, которые смотрят на нас с классических корейских портретов, — это выдающиеся чиновники своего времени.
По материалам лектория «Феномен Кореи». Если хотите посмотреть целиком эту и остальные лекции, присоединяйтесь: промокод blog даст скидку 30%.
Обложка поста — unsplash.com