Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Кругозор
Времена и пространство в красках. Главное в истории цвета
1 мая 2023 1 777 просмотров

Антон Бахарев
Антон Бахарев

Знакомим с новинкой в полюбившейся серии «Главное в истории…»: на этот раз — в истории цвета. Кандидат философских наук Марина Голубева рассказывает о феномене цвета в искусстве, мифологии и обществе. Всё — от древних ритуалов до цветов Pantone. Вы узнаете, что думали о цвете Гёте и Ньютон, какие новые оттенки подарила нам мода и как цвет влияет на человека.

Дизайн, магия, цифровое искусство, религия, эстетика, наука — каких только тем нет в этой книге. Любоваться ею можно бесконечно. И узнавать много нового.

Цвет и свет

Цвет — это свет определенной длины волны, который отражен от поверхности предмета. Там, где отсутствует свет, нет и цвета. Воздействие цвета на человека исследуют физики, физиологи, психологи. Однако на вопрос, почему цвет оказывает влияние на организм людей, так до конца и не удалось ответить.

Все разнообразные исследования, как правило, только констатируют сам факт этого влияния.

В сознании древних людей сакральными были не столько сами цвета, сколько проявление божественных сил природы. Поэтому к природным объектам не применяли названия цветов. Были невозможны такие распространенные в нашем языке выражения, как «зеленая трава» или «голубое небо».

Это звучало бы так же странно, как если бы современный человек сказал «травяная трава».

Цветные революции

Политизация цвета в XX веке нашла свое отражение в так называемых «цветных революциях». Этим термином обозначают массовые уличные протесты, направленные на смену политического режима.

Особую роль в «цветных революциях» играют цвета и символы, поскольку они воздействуют на глубинные слои психики.

Выбор «красной розы» или «желтого тюльпана» в качестве символа революции оказывается неслучайным. Знаковые системы «цветных революций» могут пробуждать ярость и отвращение, восторг и страх. Использование цветовых символов и знаков повышает зрелищность акции протеста, воздействуя на человека визуально.

Такая визуализация с использованием непрямого воздействия на сознание через архаичную символику повышает внушаемость и пробуждает древние инстинкты.

Сакральные цвета

Слово «белый» происходит от древнего индоарийского корня bhe — «сияющий, светлый». И этот корень близок корню bhag, от которого происходит слово «Бог». К родственному корню bla- восходит и английское слово black. Да-да, именно «черный», от древнегерманского blakkaz — «сожженный, опаленный огнем».

Цветовая палитра древнего человека как раз и включала в себя два цвета — белый и черный — как состояние объектов в этом мире.

Красный стал первым цветом, который первобытные люди стали сознательно отличать и использовать. Это был и цвет огня — символ тепла и защиты — и цвет крови, о которой люди интуитивно знали как о жидкости, без которой невозможна жизнь.

Пурпурный лоскут

В эпоху Античности человек открыл для себя еще один оттенок — пурпурный. Красно-фиолетовый цвет быстро стал популярным и почитаемым и удостоился звания «цвета царей». Его открытие приписывают самому знаменитому герою Античности — Гераклу. По легенде, его пес бегал у побережья и ел моллюсков-иглянок, отчего вся морда собаки окрашивалась в красивый пурпурный цвет.

Пурпурный краситель наделялся особыми свойствами. Считалось, что цвет, в котором соединялись синий и красный, олицетворяет единство небесного и земного.

Одежду из материалов, окрашенных драгоценным пурпурным красителем, носили только богачи. Люди с более скромными доходами могли позволить себе пришить к одежде лишь небольшой лоскут пурпурного цвета.

Так появилось выражение «пурпурный лоскут», обозначавшее дешевое украшательство на фоне убогой серости.

Спектр кругозора

Способность видеть цвета дает нам возможность жить в ярком и удивительно красивом мире. Именно поэтому феномен цвета с древнейших времен интересовал людей. Человек постепенно осмысливал это простое, но удивительное явление.

Читайте в книге:

— Почему цвета получили такие названия;
— Как в разные эпохи относились к цвету;
— Цвет в искусстве, моде, дизайне и рекламе;
— Цвет в геральдике и иконописи;
— «Цветовой голод» и цветовая энергия;
— Арт-терапия и цветотерапия.

…226 страниц истории цвета с иллюстрациями и фотографиями произведений искусства.

Как физическое явление он был всегда. Но с появлением человека цвет больше не существует сам по себе, став важной и неотъемлемой частью картины мироздания. А человек не существует без цвета. Эта книга поможет вам расширить спектр своего кругозора, раскрасив не только пространство, но и время.

По материалам книги «Главное в истории цвета».

Рубрика
Кругозор
Похожие статьи