Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Прочее
Будущее книг: книжные свалки и гиперкнига
10 июня 2014 19 133 просмотра

Екатерина Ушахина
Екатерина Ушахина

Что будет с книжным рынком через 10 лет? Создатели электронных книг предсказывают будущее. Они утверждают, что всего через 5-10 лет электронные книги полностью вытеснят бумажные, чтение станет коллективным процессом, а в книгах появится контекстная реклама.

Книжные свалки

Через десять лет будет огромное количество букинистических магазинов — больше, чем когда-либо. Переизбыток печатных книг приведёт к их существенному удешевлению. Но что станет с нашей культурой, когда книги будут просто выбрасывать, не в силах продать?

Сначала кипы нераспроданных книг будут валяться в хипстерских районах больших городов; потом воскресными вечерами книги будут носить к общественным помойкам, чтобы их могли забрать любые желающие. Потом и в других городах будут проводиться мероприятия по книгообмену.

В конце концов, возникнет странный гибрид помойки и библиотеки — возможно, какая-то часть помойки будет отделена от обычного мусора и занята книгами. На ней будут бесплатно или за умеренный доход работать люди, продающие книги на вес — фунтами или грузовиками.

Книги будут писать читатели

Сама идея «авторства» вскоре окажется размытой и несущественной, поскольку книги будут формироваться самими читателями. Мы увидим, как книги пишутся и переписываются много раз — с новыми концовками, новыми перипетиями сюжета, новыми персонажами, поскольку автор и его читатели будут общаться посредством компьютера.

Электронная книга станет чем-то вроде чата для сообщества её читателей. Возможно, это станет похоже на многопользовательскую видеоигру: читатели со всей страны будут вступать в интенсивную онлайн-дискуссию или одновременно разыгрывать сюжет книги, сидя в наушниках и общаясь друг с другом в интернете в режиме реального времени.

Авторам достанется роль режиссёров и дирижёров, а читатели, соответственно, станут музыкантами.

Коллективное чтение

Сейчас чтение представляет собой уединённый процесс, изолированное взаимодействие между человеком и книгой, то есть противоречит нашему врождённому стремлению к общению. Книги будущего позволят общаться. Во время чтения вам будет видно, кто делает в этот момент то же самое, где эти люди живут. Будет возможность списаться с ними и обсудить книгу или главу, которую вы читаете.

Книга подскажет вам несколько первых вопросов или тем беседы, подобно вопросам для дискуссии в книжном клубе.

Такие разговоры могут быть частными или публичными. Публичные беседы можно будет прикреплять к электронной книге, подобно расшифровкам стенограммы. Комментарии станут рассматривать как составные части книги, а сама книга превратится в подобие общественного места, где люди будут собираться поговорить.

Покупать не книгу, а права на ее прочтение

Облачные технологии кажутся нам прекрасным решением, но только до тех пор, пока мы не осознаем, какую цену за них придётся заплатить. По сути, купленные нами электронные книги больше нам не принадлежат.

Права собственности на электронную продукцию вообще сложно отследить, так как эта собственность нематериальна. Невозможно потрогать бит или байт, но электронную копию книги, по крайней мере, можно сохранить на собственный жёсткий диск.

Электронные книги просто будут транслироваться вам в ридер страница за страницей, а когда текст закончится, на вашем устройстве не останется никакого следа от него. Это как телепередачи, трансляцию которых вы смотрите в эфире. Они находятся в облаке, и всё, что вы можете, — это взять их «в аренду» на время. С электронными книгами может произойти то же самое. Вполне вероятно, что в будущем читатели смогут приобретать не копию книги, а права на её прочтение.

Останется только одна книга

Все книги взаимосвязаны гиперссылками. В будущем останется всего одна книга — огромная книга, включающая в себя все остальные, которую я называю «Facebook для книг».

Вы можете начать читать её с любого места, с любой книги, а потом попадёте в следующую, перейдя по ссылке. Ссылка может быть библиографической или просто на книгу, которая повлияла на автора и была отмечена в качестве таковой рядовым читателем, таким же, как мы с вами.

Это своего рода социальная сеть для книг. Чтобы это стало возможным, предстоит оцифровать критическую массу книг, что приведёт к сетевому эффекту — эффекту образования сложной структуры. Чем больше связей, чем обширнее сеть, тем больше элементов пазла собирается вместе, тем больше возможностей увидеть, как одна книга влияет на другую или ведёт к ней. А главное, что читателям становится интереснее читать, двигаясь по всем этим ссылкам.

Поиск книг

Вскоре, вероятно, появится лучший инструмент поиска, чем обычный браузер. Он, скорее всего, будет основан на программах-рецензентах. Такая система поиска книг будет давать рекомендации, базируясь на самом тексте книги.

С демократической системой поиска читатели, которым нужна определённая информация, смогут отыскивать скрытые жемчужины на основании самых разных критериев. Это может быть алгоритмический анализ стиля, пола и времени жизни автора; длина предложений и абзацев; число диалогов и количество тире; особенности персонажей и сюжета; использование сносок и фрагментарных предложений; аллитерация, ассонанс, ритм, риторические фигуры; наконец, субъективное, эмоциональное впечатление от прочтения книги.

Реклама в книгах

Возможно, вскоре все электронные книги будут бесплатными и станут окупаться рекламой. Вы получаете книги бесплатно, но в конце каждой страницы появляется контекстная реклама, которая может быть основана на содержании страницы или на ваших обычных поисковых запросах в интернете. Пройдёт немного времени — и навязчивая реклама попадёт в электронные книги.

Продавец-автор-издатель — это одно лицо

Продавцы возьмут на себя роль издателей. И они смогут заменить авторов. Представьте себе, что Apple нанимает писателей для создания книг, что Barnes & Noble выискивает лучших выпускников гуманитарных вузов, чтобы те писали для них романы.

Представьте, что кто-то из продавцов создаст сеть независимых писателей-подрядчиков, которые будут создавать целые серии книг (вроде популярной серии «Для чайников»). Авторское право станет активом крупных корпораций.

Таким образом, все функции триады можно свести к одному продавцу вместо одного издателя, как это было принято во времена Гутенберга.

Новые функции авторов

Революция электронных книг накладывает дополнительные требования на авторов, в особенности авторов, которые предпочитают работать с крупными издательствами. Издатели могут потребовать от авторов зарегистрироваться на сайтах, которые показывают статистику для их книг.

Эти сайты покажут, сколько читателей прочитало конкретную главу, какие страницы чаще всего просматривались, какие цитаты расходились по социальным сетям. Автору нужно будет применить эти данные при подготовке второго или третьего издания книги.

Или же автор будет иметь их в виду, готовя новую книгу с учётом того, что привлекло читателей больше всего или какие главы оказались слишком сложными для целевой аудитории. Через несколько лет всем писателям придётся разбираться в статистике.

По материалам книги «Книга 2.0».

Иллюстрации с сайта bibliolectors.

Рубрика
Прочее
Похожие статьи