Мы можем столкнуться с токсичным человеком где угодно, даже в семье. И если про родителей сказано много, то про взрослых детей говорят гораздо реже. Хотя они воспринимают других людей как вещи, единственное назначение которых — облегчать жизнь. Пример токсичного «взрослого ребенка» — «папина дочка». Хотя пол роли не играет — похожая динамика есть и у матерей в отношениях с сыновьями. Вот что пишет об этом автор книги «Токсичные родственники».
Романтический ореол
Образ «папиной дочки» окружен романтическим ореолом. Обычно считается, что «папины дочки» любимы, избалованы, а их душевное и эмоциональное здоровье лучше, чем у девочек, имевших менее вовлеченных в воспитание отцов. Согласно стереотипу, «папины дочки» выбирают для отношений более эмоционально здоровых мужчин.
Однако, если ситуация в семье нездоровая, отношения между отцом и «папиной дочкой» обладают всеми признаками романтических (не считая, естественно, физической близости). Они основаны на равенстве — отец не занимает уважаемой, авторитетной позиции.
Давайте внимательнее посмотрим на токсичную сторону нездоровых отношений отца с «папиной дочкой».
Папа, опутанный дочкой
Когда отношения между отцом и дочерью превращаются в токсичное «переплетение» двух людей, отец делает дочь «звездой»: он дает ей все, чего она просит, и даже больше, не требуя заслужить этого. Он не наказывает ее и не обозначает никаких границ. Он наслаждается ее звездным статусом и своей ролью заботливого суперпапы. В результате она понимает, что именно она самый важный для него человек, в ущерб всем остальным, включая жену, друзей и остальных детей. Она учится контролировать других и, в частности, отца с помощью своего напускного очарования, эгоистичности и своенравности.
Поскольку ее никогда не наказывали, она не умеет управлять своими эмоциями. Во взрослой жизни она остается большой девочкой, а не женщиной. А вот для отца то, что он ее отец, становится важнейшей частью идентичности. Оба они подчеркивают свою уникальную близость в рассказах с помощью фотографий, хвастовства и социальных сетей — всеми доступными способами. Это симбиотическая связь, из-за которой они оба не могут ни по-настоящему повзрослеть, ни жить своей жизнью. Ни один, ни другой так и не становятся полноценными личностями.
Изменение баланса власти
Балуя дочь, отец создает монстра. Такие отцы имеют размытое представление о самих себе, так что, пока дочь маленькая, они отдают ей себя без остатка. Но когда она взрослеет, они теряют над ней контроль. Дочь начинает диктовать условия и распоряжаться жизнью отца, устанавливает для него правила, которым не подчиняется сама. Он должен быть ее любящим пажом; она может отменить любые совместные планы в любой момент, но ему сделать то же самое непростительно.
Во взрослом возрасте тесно сплетенные между собой отцы и «папины дочки» не ссорятся и не спорят как здоровые родители и их взрослые дети. Подобные отношения заходят дальше ссор и споров: они распадаются. Взрослая дочь просто бросает отца и не общается с ним до тех пор, пока он не раскаивается и не выполняет ее требования из-за угрызений совести. Их отношения больше похожи на нездоровую романтическую связь или брак, где главное — интенсивность чувств и их постоянные колебания между любовью и ненавистью. Здоровый брак — это союз двух равных людей, а вот «папина дочка» ничего не знает о равенстве в отношениях, тем более когда речь заходит о других людях в жизни отца и особенно женщинах.
Когда тот пытается завести романтические отношения, она видит в этом в первую очередь угрозу для собственного статуса. Она не желает, чтобы к другой женщине отец относился как к равной, и очень обижается, считая, что ее пытаются вытеснить из его жизни. По этой причине она готова пойти на все что угодно, чтобы разрушить любые его отношения с другой женщиной. Она будет бушевать, устраивать истерики и хлопать дверью, пока ей не удастся с помощью манипуляций восстановить прежний статус папиной главной звезды. Подобные отцы чувствуют такие угрызения совести, что поддаются на собственнические, эгоистичные требования дочерей. Отец сам учит дочь давить на чувство вины, и она отлично усваивает этот урок.
В таких отношениях отца и дочери изменен баланс власти. Дочь больше не считает папу отдельной личностью, у которой есть свои потребности и желания. Она считает, что весь его мир должен быть заключен в ней. И меньшего она не приемлет.
Поверхностная идентичность
Балуя дочь, отец сильно мешает развитию ее идентичности. «Папина дочка» нуждается в постоянном восхищении отца, ей нужно, чтобы он превозносил ее и хвастался ею другим. Подобное воспитание разрушительно. Впоследствии «папина дочка» перестает осознавать свои мысли, чувства и суждения. Она не выносит скуки, одиночества или необходимости глубоко задумываться о чем-либо в своей жизни. Если ей скучно, она просто звонит папе и требует срочно приехать и побыть с ней. Самостоятельно развлечься она не может. Она ведет себя в соответствии с тем, что от нее хочет отец, часто выбирая карьерный путь, который гарантирует его бесконечное восхищение.
Из-за всего этого она превращается в непревзойденную зазнайку. Она просто одержима собой, постоянно хвастается своими достижениями, паразитирует на других и радуется, когда ей удается спровоцировать тешащие ее самолюбие реакции. «Папина дочка» пользуется людьми в своей жизни как зеркалами, в которых отражается ее исключительность.
Ее любимое место для саморекламы — социальные сети. Часто она заводит сразу много аккаунтов, чтобы привлечь больше людей, и даже требует, чтобы отец писал о ней в своих соцсетях. Ее душа трагически пуста и нуждается в постоянном наполнении комплиментами и восхищением.
Эмоциональная нестабильность
«Папины дочки» живут в черно- белом мире, оценивая всех других поверхностно. Таких девочек любят за внешность, хвалят за достижения и балуют подарками, так что у них практически не развивается критическое мышление. Поскольку «папиной дочке» никогда не приходилось сталкиваться с настоящей болью (ведь ее всегда защищал отец), она не думает о других. Ей не хватает эмпатии, зрелости и рефлексии. Зачастую в более зрелом возрасте это становится настоящей угрозой счастью и удовольствию от жизни.
Например, «папина дочка» может чувствовать себя привилегированной или жертвой, талантливой или ни на что не годной, благословенной или проклятой. Из-за этих перепадов она становится очень упрямой, эмоционально незрелой и трудной в общении.
Скрытая эротика
Когда отцы балуют дочерей, между ними возникает определенная эротическая связь, заметная для окружающих. Но те, кто видит ее, даже не представляют, как о ней говорить (и стоит ли вообще). Поскольку никаких границ установлено не было, такие дочери нередко ходят почти обнаженными перед отцом и другими женщинами в его жизни. Это еще один способ «пометить территорию» и привлечь папино внимание.
Автор недолго встречалась с мужчиной, в семье которого была похожая токсичная динамика. Его 22-летняя дочь ходила перед ним в бюстгальтере и стрингах. Она мылась в его душе, спала днем в его кровати, постоянно таскала еду с его тарелки, причесывала и одевала его, словно жена. Это выглядело шокирующе, жутковато и печально. У них были очень игривые отношения, в которых она вела себя скорее как романтический партнер, чем дочь. Каждый раз, когда новая женщина пыталась выразить свой шок, отвращение или смятение, ее называли «ревнивой подружкой».
Токсичным «взрослым детям» наплевать на счастье или личные потребности родителей. А родители слишком боятся устанавливать с токсичными «взрослыми детьми» здоровые границы, которые помогли бы им жить более нормальной жизнью.
По материалам книги «Токсичные родственники»
Обложка поста — freepik.com