Вы думаете, что творчество — это свобода без ограничений. Все в точности наоборот.
Остин Клеонт в бестселлере «Кради как художник» объясняет почему.
В наш век изобилия информации и перегруженности ею побеждают те, кто понимает, от чего нужно избавиться, чтобы сконцентрироваться на действительно важном. Ничто не парализует так сильно, как идея о неограниченных возможностях. Мысль о том, будто можно делать все что угодно, ужасна.
Преодолеть творческий ступор довольно просто — нужно ограничить самого себя. Это может прозвучать парадоксально, но, когда речь идет о творчестве, ограничение означает свободу.
1. Напишите песню за время обеда. Нарисуйте картину всего одним цветом. Начните бизнес с минимальным капиталом. Снимите фильм при помощи iPhone и нескольких друзей. Соберите машину из запчастей. Не оправдывайтесь тем, что это не сработает, создавайте вещи, используя все ресурсы — время, пространство и материалы, — которые у вас есть, прямо сейчас.
2. Правильные ограничения могут привести к лучшему результату в вашей жизни. Когда Доктор Сьюз написал своего «Кота в шляпе», использовав лишь 236 различных слов, редактор поспорил с ним о том, сможет ли он в следующей книге ограничиться всего пятьюдесятью. Доктор Сьюз вернулся к нему с книгой «Зеленые яйца и окорок» и выиграл пари — она стала одной из самых продаваемых детских книг всех времен.
Художник Сол Стейнберг сказал:
В любом художественном произведении мы в первую очередь откликаемся на то, как художник справлялся со своими ограничениями.
3. Зачастую произведение искусства становится интересным как раз благодаря тому, что скрыл его автор. Здесь работает закон баланса того, что показано, а что — нет. Это верно и по отношению к людям: нас интересует не только то, что мы уже испытали, но и неизведанное. Справедлив этот закон и в работе: нужно принять свои ограничения и двигаться вперед.
Помните, произведение искусства характеризуется не только тем, что мы в него вложили, но и тем, что оставили за скобками.
По материалам книги Остина Клеонта.