Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Кругозор
Тирания бикини, или Что не так с бодипозитивом?
7 июня 2021 6 391 просмотр

Наталия Широкова
Наталия Широкова

Если бы вас сейчас спросили, как вы относитесь к своему телу, что бы вы ответили? Сегодня, благодаря движению бодипозитива, многие готовы более благосклонно оценить свой вид, чем несколько лет назад. «Ты красивее, чем думаешь», «Каждое тело прекрасно», «Все тела — для бикини» — эти установки постепенно меняют наши представления о себе и окружающих.

Однако они не так полезны, как хотят казаться. Авторы книги «Больше чем тело» (она скоро выйдет из печати) Линдси и Лекси Кайт рассказывают, что не так с этими лозунгами.



Больше чем тело

«Ты красивее, чем думаешь»

Знаменитая компания по производству товаров для ухода за телом Dove прославилась вирусными рекламными кампаниями под слоганом «Естественная красота», в которой женщины, одетые в нижнее белье, представлены в более широком разнообразии размеров, чем обычно. Еще раз Dove достигла большого успеха в вирусном маркетинге в 2013 году благодаря кампании «Эскизы естественной красоты». В ней художник изображал женщин так, как их описывали другие (традиционно красивыми), и так, как они описывали себя сами (не такими красивыми), а заканчивалось видео рекламным лозунгом «Ты красивее, чем думаешь».

Кадр из рекламного ролика Dove — Источник

Dove не единственная организация и инициатор рекламных кампаний, сделавшая задачу избавления женщин от стыда за тело фокусом своей ведущей стратегии. «Ты красивее, чем думаешь» — этот слоган эквивалентен, скажем, таким: «Ты красива такая, какая есть» или «Твои изъяны делают тебя красивой». Конечно, всем бы хотелось, чтобы женщины всех возрастов почувствовали себя красавицами, особенно после того, как они всю жизнь страдали от комплекса неполноценности, сравнивая себя с нереалистичными идеалами, принятыми в нашей культуре. Однако хоть в этом подходе и заявляется о том, кто мы есть, а не о том, кем мы не являемся, акцент все равно упорно делается на новых сигналах, несущих все ту же идею: в нашей культуре для представительницы женского пола внешняя красота имеет огромное значение.

На нас изначально возложено непосильное бремя — выглядеть красивой и чувствовать себя красавицей (как в глазах окружающих, так в своих собственных), ведь в нашем мире ценность женщины зависит от физической привлекательности, а образ тела — от точки зрения на привлекательность для самих себя. Короче говоря, нас рассматривают как объекты, и в этом истинный корень проблемы, а вовсе не в том, какие идеалы красоты для этих объектов в моде на том или ином этапе развития человечества.

Кампании, призванные улучшить наш образ тела, и усилия, направленные на позитивное изменение отношения девочек, девушек и женщин к тому, как они выглядят, по-прежнему удерживают их в водах объективации, во власти культурных течений, на спасательных плотах своих зон комфорта, которые постоянно грозят сдуться или, пере вернувшись, затонуть. Такие стратегии обеспечивают лишь временное облегчение и иллюзию «прогресса» в деле улучшения образа тела, противопоставляя нашему стыду за свою внешность месседжи о том, что на самом деле мы очень даже красивые.

 

«Каждое тело прекрасно»

В последние несколько лет в сети мощно развивается онлайн-активизм под хэштегами #bodyposittivity или #bopo, который бросает вызов представлениям о том, что значит иметь «хорошее» тело, и побуждает все больше людей поверить в то, что «каждое тело прекрасно». Суть бодипозитива заключается в признании своего тела таким, каким оно дано природой, а также в признании разнообразия телосложений. И это невероятно важно для нашего мира, который исторически ценил только несколько вариантов «приемлемых» тел.

Бодипозитив предлагает относительно безопасную альтернативу привычной погоне за нереалистичными, неустойчивыми идеалами красоты. Это движение разрешает женщине, которая хочет почувствовать себя более уверенной в себе, не пытаться изо всех сил прийти к тому, к чему порой прийти просто невозможно, а добиться желаемого эффекта переосмыслением себя и представить, что она уже добралась до желаемой цели.

Бодипозитив расширяет представления о том, какие тела можно считать привлекательными. Короткий ответ: все. — Источник

Бодипозитив и правда спасает жизнь многих людей, которых затянуло в удушающее болото стыда за свое тело, судорожно хватающих ртом воздух, барахтаясь в море объективации. Предлагаемые им призывы чувствовать себя комфортно в любом теле, даже не соответствующем узким идеалам, которые прославляются в нашей культуре, и выражать ему признательность, поистине дарят свободу.

К сожалению, даже когда людям упорно напоминают, что они должны любить и принимать свое тело таким, каково оно сейчас, они продолжают болтаться в водах объективации. Даже более широкий взгляд на то, какие тела общество считает красивыми или приемлемыми, по-прежнему сосредоточен на внешнем виде. Из-за этого и люди остаются сфокусированными на оценке собственного тела, ориентируясь на то, как оно выглядит, и это не позволяет им избавиться от тяжкого бремени самообъективации, даже когда собственная внешность их вполне устраивает.

«Все тела — тела для бикини»

Популярность этого месседжа бодипозитива, по-прежнему ориентированного на внешний вид, переопределила ожидания относительно того, как женщина демонстрирует уверенность в своем теле. Эти ожидания, по сути, можно свести к одному вирусному и, как утверждается, правдивому слогану: «Все тела — тела для бикини!»

Автор книги «Я в порядке и другая ложь» Това Ли призывает не слушать тех, кто считает бикини одеждой «не для всех». — Фото из личного архива Товы


Я в порядке и другая ложь

Ношение бикини и публикация доказательств в соцсетях сегодня золотой стандарт для демонстрации женщиной уверенности в себе. Да, конечно, каждое тело — тело для бикини, если вы действительно хотите его носить. Но почему многие из нас вдруг поверили, что если на вас бикини, значит, вы любите свое тело, и что любить свое тело непременно означает носить бикини?

Мы убеждены, что это произошло по той же причине, по которой женщины чаще всего страдают от низкой самооценки и негативного образа тела — из-за привычной веры в то, что ценность зависит от внешности. Если внешний вид для нас главнее всего, а уверенность в своем теле сводится к принятию своей внешности за неимением другой, то идея, что бикини — самый откровенный из нарядов, надеваемых на публику, — обладает какой-то сверхъестественной силой, действительно имеет смысл.

Мы называем эту тенденцию тиранией бикини.

Почему тиранией? Да потому, что ни один другой предмет женской одежды не может иметь над нами такой власти — ни доброй, ни злой. Бикини много лет находится на пьедестале, доступном только для самых «сексуальных». В последние годы благодаря столь востребованному активизму бодипозитива женщины упорно старались свергнуть бикини с этого пьедестала, чтобы представительницы женского пола любого роста и размера чувствовали себя комфортно, надевая смелый открытый купальник.

Вы можете надевать бикини, потому что вам нравится, как этот купальник выглядит или какие чувства он в вас рождает. Вы можете носить его даже исключительно ради того, чтобы противостоять убеждениям, будто бы ваше тело грешно или оно собственность другого человека. И это потрясающе!

Однако нам хотелось бы, чтобы купальник был именно тем, чем он должен быть — просто предметом одежды, который носят в воде. Ни знаком особого почета, ни инструментом для тестирования храбрости, ни доказательством гордости и высокой самооценки. Купальники, в том числе бикини, ничего не доказывают относительно нашего образа тела, да и не должны. Это всего лишь одежда.

Какова альтернатива?

Коварство упомянутых выше установок в том, что они весьма успешно убеждают нас в этих идеях, хотя на самом деле ничего не меняется. Даже если мы уверимся в том, что мы красивее, чем думали, и что наше тело отлично годится для бикини, постоянное внимание к своей прекрасной внешности будет по-прежнему отвлекать нас от более важных вещей и наносить огромный вред нашей жизни.

Так какова же альтернатива? К чему мы действительно хотим прийти взамен того, чтобы бесконечно стремиться попасть в место под названием «я чувствую себя красивой»? Какой должна быть наша конечная цель?

Мы предлагаем вам принципиально новый пункт назначения — такой себе пляжный курорт, отмеченный на вашей карте образа тела большим красным крестом. Называется он «Больше чем тело». Здесь мы сразу понимаем, что позитивный образ тела — это не уверенность в том, что наше тело хорошо выглядит, а знание, что ваше тело хорошо независимо от того, как оно выглядит. Прийти к такой цели вполне возможно.
По материалам книги «Больше чем тело». Оставьте почту — мы сообщим, когда книга появится в продаже и дадим приятную скидку.

Рубрика
Кругозор
Похожие статьи