Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология и саморазвитие
«Старость не радость, 30+». Почему женщин пугает возраст и как это изменить?
15 февраля 903 просмотра

Елена Исупова
Елена Исупова

Возраст — тема, волнующая многих женщин. Почему его так сложно принять и какую роль здесь играет массовая культура? Анастасия Иванова, блогер и автор бестселлеров, размышляет об этом в книге «Главная героиня». Делимся отрывком из новинки.



Главная героиня

***

Недавно отмечали мамино 56-летие на концерте женского стендапа. И одна из комиков шутила много про возраст 30+. Мол, все, уже такой возраст: лечь поспать, по врачам ходить, старость не радость, 30+. Мама, конечно, была не согласна — тоже мне, говорит, возраст.

Я последние несколько лет ощущаю возраст так: когда я вспоминаю какое-то чувство и понимаю, что больше никогда такого в моей жизни не будет. Наверное, «возраст» — это когда ты очень глубоко ощущаешь это «я больше никогда такого не почувствую».

Конечно, что это не просто так — возраст старости для многих женщин. Дело в том, что у нас в медиа совсем нет примеров старших женщин. Во все времена такая женщина была мудрейшей, умнейшей, к ней обращались за советом, лечением и помощью. Образ старшей подруги, к которой можно прийти с вопросом или поделиться радостью, сейчас практически отсутствует. На больших и маленьких экранах мы долгое время видели только худеньких бодрых молодых девушек — до тридцати. Как будто женщины после тридцати исчезают. По данным разных исследований, в том числе Time Labs, актрисы достигают пика количества предложений около тридцати — после этого возраста им почти перестают предлагать роли… А мужчины достигают пика предложений ролей около пятидесяти. То есть это 20-летняя разница в карьерных возможностях.

Даже Мэрил Стрип переживала о своем возрасте: «Помню, когда мне было около сорока, я думала, что каждый фильм будет для меня последним. И все свидетельства других 40-летних женщин того времени — а это было 27 лет назад — заставляли меня поверить, что моя карьера подходит к концу».

Мы часто видим в кино пару из молодой актрисы и 50-летнего актера, при этом актрисы 30–40 лет могут играть маму главного героя. Выглядит это все совершенно нереалистично. Есть разница и в обработке фото актеров и актрис: если сравнить фотографии представителей профессии одного возраста, можно увидеть, как сильно отфотошопили, например, Николь Кидман, но при этом подчеркнули благородные морщины Джорджа Клуни.

Дело здесь, конечно, не только в эстетике. Меня больше беспокоит отсутствие женских образов старшего возраста как носителей жизненного опыта, знаний, поддержки для молодых девушек. Мне кажется это органичным — иметь старшую подругу, женщину, которая уже многое прошла в жизни и может ответить на многие вопросы. В своей книге «Миф о красоте» Наоми Вульф пишет о том, что как раз из-за отсутствия такого женского образа женщин легко переманить на темную сторону — агрессивному маркетингу и постоянной трансляции реалистичных стандартов красоты и жизни нечего противопоставить. Нет кого-то старшего, кто сказал бы тебе: слушай, не парься ты про эту грязную посуду, пойди лучше на массаж, время так быстро летит!

В нашей культуре я слушаю про «время так быстро летит» обычно в противоположном контексте: оно летит и тебе надо успеть сделать чуть больше, чуть лучше, чуть выше, чуть сильнее. Ну и классическое «старших надо уважать просто потому, что они старшие». Не знаю, как этот совет работает для вас, но я часто вижу вокруг себя очень несчастных, нездоровых, одиноких людей старшего возраста. К их советам не хочется прислушиваться.

В медиапространстве я тоже не вижу старших женщин, которые говорят со мной на одном языке… Актрисы, общественные деятельницы, инфлюенсеры всегда как будто немного моложе тридцати. А дальше уже бабушки. И даже если это активная и бодрая бабушка из «Папиных дочек», это все равно бабушка, женщины среднего возраста как будто не существует.

Анастасия Иванова, блогер, автор бестселлеров и курса по английскому языку по историям великих женщин

Возможно, поэтому сложился общественный стереотип про «старость» и конец жизни после тридцати. Вот эти все шутки про колени и усталость от вечеринок. Поэтому я всегда в поиске героинь в возрасте хорошо за 30. Я люблю бабушку диснеевской Моаны — которую, кстати, на острове все считают сумасшедшей, а она единственная, кто говорит что-то по делу. Благодаря ее советам и поддержке Моана отправляется в опасное путешествие и возвращает своему народу свободу.

Бабушка Мирабэль из мультфильма «Энканто» показывает нам образ старшей женщины, которая может ошибаться. Она давила на членов семьи, вела себя, как мы сейчас скажем, токсично, вынудила одного из детей вообще покинуть дом. Она — не носитель мудрости, но хотя бы образ женщины, которая дожила до преклонного возраста и не разучилась признавать свои ошибки.

Профессор Макгонагалл из «Гарри Поттера» и другие учительницы Хогвартса тоже примеры женских образов не моложе тридцати. Минерва Макгонагалл — как раз пример мудрой женской героини. Помните, как вместо того чтобы наказать Гарри за полет на метле, она отвела его в сборную по квиддичу?

Вот таких героинь в популярных фильмах, сериалах, мультиках мне все еще не хватает. Чтобы показывать, что жизнь после тридцати для женщины есть и она наполнена не только звуком хрустящих коленок (простите, не могу удержаться от этой шутки, коленки и правда стали скрипеть), но и интересной, активной, насыщенной культурно-социальной программой. Можно отправлять внучек в путешествия по океану, налаживать отношения с близкими по-новому, направлять молодую энергию в благое русло квиддича и делать многое-многое другое.

Я жду, что таких героинь будет больше, ведь и сами актрисы уже устали изображать старлеток. Все чаще в интервью можно увидеть откровенные рассказы о том, как сложно было найти работу после тридцати раньше и как стало появляться все больше ролей теперь. И актрисы публично признаются: я радуюсь своему возрасту, я люблю свое тело и лицо, я признаю, что становлюсь старше, но в этом нет никакой трагедии.

Кейт Уинслет говорит: «Я думаю, что женщины в возрасте 40 лет часто думают: „О, это начало упадка… все начинает меняться и исчезать в направлении, в котором я больше не хочу, чтобы оно менялось“. Но я решила: нет. Мы становимся более женственными, более сильными, более сексуальными… мы больше становимся собой. У нас есть возможность высказывать свое мнение и не бояться того, что о нас думают люди. Плевать, как мы выглядим».

Поэтому, пока мне не хватает образов старших женщин на экране, я вдохновляюсь историями реальных женщин, которые готовы рассуждать о возрасте. Джейн Фонда, которой сейчас 85 лет, называет свой возраст «третьим актом» и часто говорит, что вообще не была счастлива лет до пятидесяти, только многолетняя работа над собой помогла ей научиться действительно наслаждаться жизнью.

Вопросы для саморефлексии:

  • Насколько ваш внутренний возраст совпадает с вашим реальным возрастом?
  • Кто в вашей жизни пример старшей женщины? Какой это пример?
  • Каких женщин за 50 вы видите в медиапространстве — кино, сериалах, блогах? Какие эмоции они у вас вызывают?

По материалам книги «Главная героиня», сборника вдохновляющих историй о женщинах — для знакомства с собой и вдохновения

Заказать: МИФ OZON / Читай-город / Лабиринт

Обложка поста — freepik.com

Похожие статьи