У каждого из нас есть тень — та сторона нашей личности, которую мы не принимаем и игнорируем. К тени относятся переживания, которые мы отрицаем как несовместимые с понятиями об идеале: мелочность, зависть, эгоизм, злоба, агрессия, высокомерие, похоть и другое.
Мария Салихова — кризисный психолог, супервизор, преподаватель психологии и автор новинки «Тень — тоже ты» — рассказывает, как принять себя целиком, а не только «хорошие» части.
Бумажная книга Электронная книга
Знакомьтесь, маски и тень
Культурное понятие «тень» существовало всегда. В древности тень человека считалась его душой, двойником, вторым «я». В научное поле понятие тени как образования, беспокоящего нас, чуждого нашему идеалу, противоречащего тому, что нам хотелось бы думать о себе, ввел Карл Юнг. Он называл тенью изнанку психики, черную дыру, которая «всасывает», как в топкое болото, желания, импульсы и неприятный опыт, связанный с представлением о себе, животные инстинкты и негативные черты, которые не принято проявлять на людях.
К тени относятся переживания, которые мы отрицаем как несовместимые с понятиями об идеале: мелочность, жадность, зависть, эгоизм, злоба, агрессия, высокомерие, трусость, пассивность, легкомыслие, похоть и другое.
«Хорошую» часть психики, «идеальный» образ себя Юнг назвал Персоной. В книге я буду придерживаться более универсального слова «маска». «Я добрая, заботливая, щедрая, умная» — маска помогает нам выглядеть хорошо в собственных глазах и глазах других людей, чтобы сохранять уверенность в себе.
Тень и маски живут с нами не с рождения — они начинают формироваться в детстве, когда мы сталкиваемся с первым опытом непринятия себя родителями, близкими, окружающими, когда нас сравнивают с другими и стыдят. Мы усваиваем, что в нас хорошее, а что — плохое, что стоит развивать, а что нужно прятать.
Тень — это вытесненная или подавленная субличность, наша часть, которую мы отбрасываем, от которой пытаемся отмахнуться и переключиться на что-то другое.
Что еще почитать:
Какими способами мы подавляем свое темное
Карл Юнг считал, что «простое подавление тени — лекарство не более эффективное, чем обезглавливание при головной боли». Мы хорошо научились подавлять неприемлемое для нас переживание и изобрели для этого множество способов.
Перечислю основные из них:
— отрицание («этого нет»);
— компенсация («это произошло, зато я…»);
— рационализация («я понимаю, почему это произошло, так что не стоит беспокоиться»);
— проекции («это не я, это они»);
— персонификация («это мои черти»).
Давайте разберем подробнее каждый способ.
Отрицание
Вот примеры отрицания:
«Я не кричала, зачем ты так говоришь?»
«Я не ударил, ты сама споткнулась и упала».
«Я злая?! Я очень добрая!!! Сейчас в глаз дам, если сомневаешься!»
Говоря подобные фразы, мы не врем, а искренне отрицаем часть себя, которая «поступила неправильно». Отрицание тесно связано с контролем: мы отказываемся признать, что нам не все подвластно в этой жизни.
Компенсация
Пример компенсации: мужчина низкого роста, не пользующийся с подросткового возраста популярностью у сверстниц, во взрослой жизни становится «достигатором», стремится к высокому социальному положению, прилагая для своей цели значительные усилия, и получает в итоге желаемое благодаря своей повышенной мотивации. Всю последующую жизнь этот мужчина доказывает окружающим, что он не гоголевский «маленький человек». При этом в корне не решает проблему.
Механизм защиты лишь ситуационно снижает напряжение, но не устраняет его, потому что если в детстве не было велосипеда, то… Остановиться уже невозможно, и, получив первые приличные бонусы, мужчина выбирает себе автомобиль. Догадываетесь какой? Самый большой.
Рационализация
Следующий кейс демонстрирует рационализацию: Я поддался стадному чувству и подписал коллективную претензию против своего руководителя. Он взял меня на работу, прикрывал меня, когда у меня были проблемы. Но когда началась буча, я оказался куском дерьма. Как я мог так поступить?.. Впрочем, я поступил так, потому что у меня дети, мне надо их кормить, я не могу позволить себе потерять работу.
Вот это «почему» и есть источник рационализации. Мы придумываем отговорки в соответствии со своим персональным кодексом чести. Отказав близкому в помощи, мы пытаемся это обосновать логически, например утверждаем, что помощь все равно не принесла бы нужного результата и даже привела бы к худшим последствиям. Хороший способ ничего не менять, но чувствовать себя не так отвратительно.
Или вот еще история клиента. С. принимает небольшие дозы алкоголя каждый день, потому что вычитал в интернете, что это помогает от язвы желудка. Неприемлемые для общества собственные действия человек объясняет ложными аргументами, которые в обществе приветствуются. Мы не хотим признавать, что предаем, лжем, завидуем, вредим, причиняем вред, обижаем. Нам важно сделать неприемлемое приемлемым. Так сохраняется чувство самоуважения и не возникает тревоги.
Проекция
Пример проекции — рассказ партнера о себе, направленный вовне. Следующая сцена, я думаю, покажется знакомой многим. Семейная пара выясняет отношения. Один из супругов заводится, распаляется и начинает говорить на повышенных тонах.
При этом тут же обвиняет партнера: «Зачем ты повышаешь на меня голос?» И далее — по списку: «Ты меня не слышишь. Ты меня ни во что не ставишь. Ты грубиян, агрессор и абьюзер!»
Персонификацию тени можно описать как переживание, что «внутри меня кто-то живет». Клиент говорит: Я живу двойной жизнью на две семьи. Вообще-то, я хороший человек, но есть во мне что-то такое… что не дает покоя. Что это? Порча в крови? Или гонит по свету нечистая сила?
Мы персонифицируем свое темное: «двойник», «альтер эго», «демон», «искушение», «мои закидоны», поскольку так мы психологически отстраняемся, дистанцируемся от поведения, эмоций и мыслей, которые кажутся нам ужасными и опасными.
Цикл «тень — маска»
Нас убедили, что некоторые эмоции (радость, воодушевление, азарт) — светлые, а другие (злость, гнев, печаль, отчаяние) — темные, и научили подавлять их.
Как это происходит?
1. Мы чувствуем неприемлемую эмоцию или ловим себя на неприемлемой мысли (например, злость или зависть).
2. Подавляем неприемлемое переживание. Оно уходит в тень.
3. Чтобы скрыть следы преступления, мы надеваем маску.
На мой взгляд, отлично отражают суть цикла «тень — маска» следующие строки:
Быть хорошей девочкой, но при этом сумеречным ребенком: это как быть согласной, одновременно глухой и звонкой…
Давайте посмотрим, как это происходит в реальной жизни на примере моей клиентки. Вот ее рассказ:
Я смеялась громче всех. Иногда это был гомерический хохот с истерическими вкраплениями по поводу самой скромной подростковой шутки прыщавого одноклассника. Смеялась до синего лица, до слез из глаз, до рези в животе, до взбухших вен на шее, называя это словом «веселье». А дома папа бил маму.
Когда веселиться перестало получаться само собой, я придумала, как можно вызвать подобное состояние дикой взбудораженности. Щекотка. «Щекотливые сцены» стали обязательным атрибутом нашего с сестрой вечернего препровождения. Главная их задача — довести до такого уровня физического нетерпения, боли, чтобы упасть в изнеможении с глубоким выдохом: у-у-у-у-уф… Мне 40, и я до сих пор смеюсь, когда хочется выть от ужаса.
Смех и щекотка — способы почувствовать себя живой, получить хоть какие-то ощущения в застывшем от шока теле. Они помогали О. сбрасывать дикое напряжение, поэтому, очевидно, во взрослом возрасте у нее перекрыты каналы выражения чувств. Веселье — эмоция-перевертыш. Она испускает вовне ложный импульс, подсовывая миру не себя, а вечно довольную хохотушку. Чувства скрыты не только от людей, но и от себя. Так появляется маска клоуна.
Приведу рассказ еще одной клиентки:
Моя клиентка подавила свои боль, растерянность, отчаяние и все то, что непосильно обработать. Она похоронила свои интересы и надежды и надела маску «творческой девушки».
Амбивалентность
Постоянно притворяться — значит наращивать тень. Это происходит примерно так: человек живет, а за плечами у него огромная черная плотная туча. Каждый раз, когда снова приходится вытерпеть обиду, промолчать, согласиться на неприятное, туча сгущается. Она подпирает спину, не дает возможности идти спокойно.
Здоровая позиция выглядит так: мир больше, чем «черное — белое», и я тоже. Я не положительный герой и не отрицательный. Я сложный, объемный герой и живу в мультивариантных сценариях. Можно быть сильным и уязвимым, ответственным за других и умеющим выбирать себя, сексуальным и благопристойным, импульсивным и здравомыслящим, когда это нужно. Можно искать лучшее решение из возможных, но давать себе право на несовершенство.
Важно стремиться к амбивалентности — палитре противоречивых чувств, не исключающих одно другое, а сосуществующих. В светлом есть темное и наоборот, а между ними — пятьдесят оттенков серого. Тень призывает — будь собой, маска говорит — подстраивайся под других. Баланс в том, чтобы быть «светлым» в той мере, в какой этого достаточно для социума, и быть «темным» настолько, насколько нужно для своего спокойствия и внутренней свободы.
По материалам книги «Тень — тоже ты».
Обложка статьи: unsplash.com
Заказать:


